Предмет и источники римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Римское право связано со всеми основными правовыми системами современности в их историческом развитии и закладывает основы сравнительного подхода к правовым институтам. Римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов - Гражданского кодекса Наполеона 1804 года). Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства.

Работа содержит 1 файл

рим.docx

— 49.89 Кб (Скачать)

 

Введение

Римское право связано  со всеми основными правовыми  системами современности в их историческом развитии и закладывает  основы сравнительного подхода к  правовым институтам. Римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов - Гражданского кодекса Наполеона 1804 года). Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает "восприятие, усвоение, заимствование", имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном - западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже - российская, но что парадоксально - и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время. Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних. Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук - из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права.

 

1. Понятие и основные черты римского частного права.

Римское право относится  к величайшему и бесценному достоянию  античности, мировой культуры и человеческой цивилизации.

Зарождение римского права  относится к тому периоду, когда  Рим был маленькой общиной  среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном  этапе римское право представляло собой несложную и архаическую  систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории.

Римское право надолго  пережило своего создателя — античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло  в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.

Периодизация римского права (ius romanum) — это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток. Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) — 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.1

2. Предклассический период — 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

3. Классический период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

4. Постклассический — 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

Предмет римского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:

1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;

2) брачно-семейные отношения;

3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;

4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;

5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;

6) вопросы защиты частных прав.

Римское право состоит  из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние  Римского государства, а частное  право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.1

Частное право содержало  нормы, регулирующие отношения, как  между физическими, так и между  юридическими лицами.

Частное право включало в  себя уполномочивающие и диспозитивные  нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Уполномочивающие нормы  предоставляли частным лицам  возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим  определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность  решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять  либо не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда  лицо не воспользовалось предоставленным  ему правом. Например, если умерший  не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы  оно определяло, кому и как переходит  имущество умершего (наступало наследование по закону).

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде государств, в особенности там, где  имеется различение гражданского и  торгового права. В этих государствах (например, Франция, Германия) частное  право включает в себя главным  образом: а) гражданское право, б) торговое право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Исторические  системы римского права.

Системы римского права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных  имущественных отношений, в целом  рабовладельческой системы хозяйства  вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись прин ципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между  Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система  частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исконное римское частное  право и «право народов» долгое время  дополняли друг друга. При этом существенно  было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

На всем протяжении истории  общества мы не встречаем другой системы  частного права, достигшей такой  детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической  техники, как римское частное  право. Следует в особенности  отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.2

Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права  рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и  предоставить купцам действительную возможность  распоряжаться товарами.

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение  богачами крупного хозяйства вызвали  необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного  отношения к должнику, не выполнившему договора.2

Таким образом, отличительными признаками частного римского права  являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Источники римского  права.

Источники римского права: понятие  и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:

1) как источник содержания правовых норм;

2) как способ (форма) образования норм права;

3) как источник познания права.

Институции Гая к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана  упоминается два вида источников:

1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;

2) нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).

По признаку письменной и  устной формы источников римляне  разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным…» (D. I. I. 1. 6).

В более широком смысле к источникам права относятся  многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и  иные данные о праве. В первую очередь  к ним можно отнести кодификацию  Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком  смысле причисляют также папирусы с  текстами отдельных договоров и  надписи на дереве, камне и т. д.

 Самым древним неписаным  источником права Рима было  обычное право как совокупность  правовых обычаев. В современной  теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

Отмеченные признаки характеризовали  правовой обычай в Риме. Римский  юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и  молчаливом согласии общества (считаем  признание его государством в  качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков (mo res maiorum); обычную практику (usus); обычаи жрецов (com mentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».

Обычное право в течение  длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных  общественных отношений. Даже в эпоху  принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

Информация о работе Предмет и источники римского права