Правовые положения производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских хозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Цель предпринимательства – это получение прибыли или личного дохода. Субъект предпринимательской деятельности несет самостоятельную имущественную ответственность. Если речь идет о предпринимательской деятельности юридического лица, то оно в соответствии с законодательством несет ответственность по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом; в случаях, предусмотренных законодательством, при недостаточности имущества юридического лица по его долгам субсидиарную ответственность несут его учредители

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Правовое положение производственных кооперативов……………….
Правовое положение унитарных предприятий…………………………
Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств…………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Доклад по ГП.docx

— 34.60 Кб (Скачать)

   Уставный фонд унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, к моменту государственной регистрации должен быть сформирован полностью. Права унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним имущества, вытекают из содержания права хозяйственного ведения, предусмотренного нормами ст. 276 ГК. Собственник имущества в данном случае имеет право:

 - принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятия;

- определять предмет и цель деятельности предприятия;

- назначать на должность руководителя предприятия;

- осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

- получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.

   Частное унитарное предприятие не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду, в залог и т.д.) принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника. Сделки, совершаемые с остальным имуществом, такого согласия не требуют, за исключением случаев, установленных нормами действующего права и собственником имущества. Право собственности на имущество, приобретенное на имущество, принадлежит учредителю этого ЧУП (п. 2ст. 210 ГК). Следует отметить, что нормы ГК представляют унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, право создавать с согласия собственника имущества дочерние предприятия и передавать им часть имущества. У дочернего предприятия возникает так называемое вторичное право хозяйственного ведения, содержание которого определяется рамками первичного права хозяйственного ведения, содержание которого определяется рамками первичного права хозяйственного ведения и полномочиями, предоставленными «материнскими» предприятием. Казенное предприятие создается по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности. Фирменное наименование казенного предприятия должно обязательно содержать указание на то, что оно является казенным.

 

  1. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств.

   Крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства, возникновение которой связано с осуществлением аграрной реформы. Возрождение фермерского уклада на селе стало одним из основных направлений аграрной реформы. Однако возможность ведения крестьянского хозяйства появилась еще в советский период (с середины 80-х гг. ХХ в.), когда гражданам было предоставлено право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве. Эта деятельность основывалась исключительно на личном труде гражданина и членов его семьи, так как использование наемного труда не допускалось. В дальнейшем в законодательстве были определены и права на земельный участок, предоставляемый для ведения крестьянского хозяйства: это право аренды (с 1989 г.), и право пожизненного наследуемого владения (с 1990 г.). Крестьянское хозяйство в этот период не являлось юридическим лицом и рассматривалось как семейно-трудовое объединение лиц, ведущих совместное хозяйство на земельном участке и выступающих в хозяйственном отношении как единое целое; правовой режим имущества определялся в виде общей совместной собственности членов, специальное законодательство отсутствовало. И только с принятием в 1991 г. Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» деятельность по организации и ведению крестьянских хозяйств получила детальную регламентацию. Крестьянское (фермерское) хозяйство приобрело статус юридического лица и было признано самостоятельной организационно-правовой формой ведения сельскохозяйственного производства наравне с колхозами и совхозами.

    Основу крестьянского хозяйства составляет наличие трех элементов: определенного имущественного комплекса, земельного участка, предоставленного для данной цели, и лиц, совместно ведущих крестьянское хозяйство. В большинстве случаев ведение крестьянского хозяйства осуществляется семьей, однако в соответствии с действующим законодательством оно может быть организовано одним лицом, а также лицами, не связанными между собой родственными связями.

   Внутренние отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве строятся на основе института членства. Членами могут быть супруги, их дети, родители, родственники и другие лица. Наличие лишь семейно-родственных связей не является достаточным основанием для членства в крестьянском хозяйстве. В качестве обязательного условия выступает совместная деятельность по ведению крестьянского хозяйства. И лишь в случае производственной необходимости законом допускается привлечение к выполнению работ других граждан с соблюдением норм трудового законодательства. В отличие от членов крестьянского хозяйства они не становятся субъектами имущественных прав и не обладают правом участия в управлении.

   Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства. Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении, производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности.

   Являясь юридическим лицом, крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к коммерческим организациям, и первоначально с принятием Гражданского кодекса на них было распространено законодательство о полном товариществе. Однако реализовать нормы о полном товариществе применительно к крестьянским хозяйствам оказалось достаточно проблематично (в отличие от полного товарищества крестьянское хозяйство может быть организовано одним лицом, для членства не требуется наличия статуса индивидуального предпринимателя: отсутствует обособленное имущество). В связи с этим в результате внесения изменений в Гражданский кодекс крестьянское (фермерское) хозяйство было признано самостоятельной организационно-правовой формой коммерческой организации наряду с производственными кооперативами, унитарными предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами. Особая правовая природа крестьянского хозяйства в первую очередь связана с порядком его создания и спецификой правового режима имущества. В соответствии с действующим законодательством субъектом права собственности на имущество выступает не крестьянское хозяйство как юридическое лицо, а его члены. Земельный участок также оформляется не на юридическое лицо, а на одного из членов – главу крестьянского (фермерского) хозяйства. В Законе не предусматривалось наличие учредительных документов при создании крестьянского хозяйства и формирование уставного фонда.

   Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство можно охарактеризовать как коммерческую организацию, деятельность которой основана на использовании семьей, отдельным лицом или группой лиц находящегося в их собственности имущества, а также имеющегося на праве пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка с целью ведения сельскохозяйственного товарного производства.

   Среди нормативных правовых актов, определяющих правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, помимо названного Закона, необходимо также отметить Гражданский кодекс, в котором содержатся нормы, непосредственно посвященные крестьянским хозяйствам (ст. 113, 260, 261) и Кодекс Республики Беларусь о земле, глава 15 которого определяет порядок землевладения граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

   Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки» был увеличен размер земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского хозяйства с 50 до 100 га, а также предусмотрены меры их государственной поддержки. На основании данного указа Министерством сельского хозяйства и продовольствия принято Положение о республиканском фонде государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.

   Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 1993 г. № 193 «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств» признано целесообразным заключение между крестьянским (фермерским) хозяйством и соответствующими райисполкомами договоров о развитии сельскохозяйственного производства с целью их государственной поддержки. Типовой договор о развитии сельскохозяйственного производства и порядок его заключения утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1990 г. № 689.

   С принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 293 «Об отнесении ряда крестьянских (фермерских) хозяйств к опытным и их государственной поддержке» шесть обустроенных и с налаженным производством крестьянских хозяйств получили статус опытных хозяйств (по одному в каждой области, для стажировки и практического обучения начинающих фермеров). На развитие их материально-технической базы из бюджета были выделены средства, предоставляемые в виде беспроцентной ссуды на возвратной основе.

   Среди нормативных актов необходимо также отметить Указания об организации учета в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах от 19 августа 1993 г., в которых детально регламентируется порядок ведения учета, объекты учета, порядок оформления документов. Учет хозяйственной деятельности может вести глава крестьянского хозяйства, один из членов, обладающий необходимыми навыками, или привлекаемый со стороны специалист.

   Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется нормами различных отраслей права в зависимости от вида общественных отношений, участниками которых они становятся.

 

 

 

 

 

Заключение.

   Республика Беларусь  является  особым  субъектом  гражданского  права. Государство  нельзя  считать   юридическим   лицом,   поскольку   оно   само устанавливает  порядок  создания  юридических  лиц  и  определяет  объем  их правоспособности. Учредив  юридическое  лицо,  государство  снимает  с  себя гражданско-правовую ответственность по его обязательствам, но  оно  может  в порядке  исключения  принять  на  себя  ответственность  по   обязательствам государства. Субъектами гражданского права являются  физические  лица,  юридические лица и государство. Юридическое лицо не  является  живым  существом,  вследствие  чего  не имеет  природной  воли,  свойственной  человеческому  организму.  Его  волей является воля физических лиц,  создавших  (составляющих)  юридическое  лицо, которая отделяясь от самих индивидуумов, образует  новую  и  самостоятельную волю - волю юридического лица.

   Основное отличие юридического лица как субъекта гражданского права  от физического лица - субъекта  гражданского  права  заключается  в  наличии  у юридического лица такого внутреннего строения (механизма  проявления  воли), которое регулируется правом, в то время как внутренний  механизм  проявления воли у человека правом не устанавливается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изменениями и дополнениями) - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2009г.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн.1,2/Отв. Ред. В.Ф.Чигир. – 2-ое изд. – Мн.: Амалфея, 2000г.
  3. Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 18 февраля 1991 г. № 611-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 12, ст. 125) (с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 14.05.2001 № 16-З; 19.07.2005 № 44-З, рег. № 2/1141 от 28.07.2005; 09.07.2007 № 247-З, рег. № 2/1344 от 10.07.2007; 15.07.2008 № 397-З, рег. № 2/1494 от 17.07.2008; 06.07.2009 № 37-З, рег. № 2/1589 от 08.07.2009; 09.11.2009 № 55-З, рег. № 2/1607 от 11.11.2009; 31.12.2009 № 114-З, рег. № 2/1666 от 12.01.2010; 01.07.2010 № 154-З, рег. № 2/1709 от 06.07.2010) - www.pravo.by.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача:

К какой группе очередности  должны быть отнесены управляющим в  деле об экономической несостоятельности (банкротстве) требования о взыскании  сумм по гражданско-правовым договорам  физических лиц, состоящим с должником  в трудовых отношениях, с учетом того, что ликвидатором такие требования были отнесены ко второй группе очередности?

Ответ:

В соответствии со статьей 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а так же статьи 144 закона «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)»  №2/198 от 24 июля 2008г. при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, производятся во вторую очередь.

 


Информация о работе Правовые положения производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских хозяйств