Правовые основы взаимодействия органов государственной власти с общественными и религиозными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Одной из важнейших задач органов государственной власти является взаимоотношение с некоммерческими организациями, к числу которых относятся общественные, религиозные организации, политические партии, ассоциации, союзы, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды, казачьи общества и другие формы некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

Содержание

Часть 1. Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность общественных и религиозных организаций 3

Часть 2. Практика взаимодействия общественных и религиозных организаций с органами государственной власти……………………… ……7

Литература 13

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 38.37 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 «Правовые основы взаимодействия органов государственной власти с общественными и религиозными организациями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Часть 1. Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность общественных и религиозных организаций 3

 

Часть 2. Практика взаимодействия общественных и религиозных организаций с органами государственной власти………………………  ……7

 

Литература 13

 

 

Часть 1. Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность общественных и религиозных организаций

 

Одной из важнейших задач  органов государственной власти является взаимоотношение с некоммерческими организациями, к числу которых относятся общественные, религиозные организации, политические партии, ассоциации, союзы, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды, казачьи общества и другие формы некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

История возникновения и  развития в России общественных объединений - разной направленности, создаваемых энтузиастами, инициативными группами - это результат повышения гражданской активности населения, зарождения новых социальных связей, основанных на демократических традициях.

Более века назад в России уже происходило формирование гражданского общества. Основой его развития, а также жизни общества, было бурное возникновение общественных организаций, в основном тех, которые преследовали главным образом культурно-просветительские цели. Интенсивный рост числа разнообразных городских обществ и объединений в начале XX века, связан с причинами политического, социально-экономического и культурного характера. Великие реформы разрушили монополию на общественную жизнь, ранее принадлежавшую самодержавию и бюрократии. Еще одной важной причиной активизации общественной деятельности в конце XIX века стал ускоренный процесс урбанизации и индустриализации. Увеличение числа общественных организаций объясняется возрастанием интереса к русской национальной культуре и природе русского характера во второй половине XIX века. Многие проявления такого интереса хорошо известны — это «хождение в народ», либерализм с его идеей «малых дел», открытие исконно русских народных тем в искусстве.

Общественные организации  помогали развитию независимой личности, отстаивая ценности, которые были слабо развиты в самодержавной России: прагматизм, частная инициатива, опора на собственные силы, самосовершенствование, предприимчивость, трудолюбие, рационализм, вера в науку и прогресс. Сама концепция, лежащая в основе деятельности общественных объединений, предполагает проявление индивидуальности и собственной свободной воли в поведении человека, а не корпоративности и подчинения.

К сожалению, развитию гражданского общества в нашей стране помешала  революция 1917 года. Постепенно, в течение первых двух десятилетий после большевистской революции и более интенсивно во время первой и второй пятилеток происходило разрушение гражданского общества в Советском Союзе. Но не смотря на это, через полвека вместе с процессами «перестройки» началось возрождение гражданского общества. Об острой необходимости его возрождения свидетельствуют коллапс советского государства, нестабильность новых политических структур, размежевание по национальному признаку и экономические трудности1.

В конце ХХ века, когда страну сотрясал экономический и социально-политический кризис и, казалось бы, не было условий для развития демократии, именно в это время отмечается интенсивный рост общественных организаций, которые, реагируя на социальные потрясения, начинают вести активную работу, оказывать помощь беженцам, переселенцам, инвалидам, детям-сиротам и другим, незащищенным группам населения.

Термин "некоммерческие организации" появился на уровне федерального закона в Части первой Гражданского кодекса  РФ. Это понятие применялось и  ранее в научной литературе и  правовых актах, как одно из возможных  определений той сферы социальной активности, которая не связана с  экономикой, бизнесом и извлечением  прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором», вслед за первыми двумя - государством и бизнесом.

Нередко эти три сектора  называют соответственно Государственным, Коммерческим и Некоммерческим. Однако российское законодательство делит  все множество юридических лиц  на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации. Среди  тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные.

Правовую основу функционирования деятельности общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций в России составляют, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральный закон от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» (с внесенными изменениями от 24.07.2008 N 161-ФЗ). Большое значение имеют также федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,  от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и ряд других законов, в том числе:

   - Федеральный закон «О национально-культурной автономии»  от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ;

- Федеральный закон "О  воинской обязанности и военной  службе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ ";

- Федеральный закон "О  рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ;

- Закон Российской Федерации  “О средствах массовой информации”  от 27 декабря 1991 г. № 2124-1;

- Федеральный закон “О  погребении и похоронном деле”  от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ

- Федеральный закон "О  государственной гражданской службе  Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ;

- Федеральный закон "Об  альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 N 113-ФЗ;

- Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ;

- Федеральный  закон "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

Данный список не исчерпывает всего массива  федерального законодательства России, в той или иной форме затрагивающего вопросы взаимодействия власти и  общественных организаций. Но, тем не менее, можно сказать, что и перечисленные выше, и иные нормативно-правовые акты федерального уровня регулируют лишь отдельные аспекты такого взаимодействия. Закона или, по крайней мере, раздела в законе, предусматривающего стройную систему форм и принципов взаимодействия,  прав и обязанностей государства и организаций гражданского общества по отношению друг к другу, на федеральном уровне не существует.

Также можно привести некоторые  международные акты, касающиеся вопросов деятельности общественных и религиозных  организаций:

- Устав Организации  Объединенных Наций 1945 г.;

-  Всеобщая декларация  прав человека, 10 декабря 1948 г.;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 декабря 1966 г.;

- Международный пакт о  гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г.

- Декларация о ликвидации  всех форм нетерпимости на  основе религии или убеждений, 25 ноября 1981 г. Резолюция 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН;

- Декларация о правах  лиц, принадлежащих к национальным  или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 18 декабря 1992 г. ;

- Заключительный  акт Совещания по безопасности  и сотрудничеству в Европе, 1 августа 1975г.;

- Итоговый документ  Венской встречи 1989 года представителей  государств-участников Совещания  по безопасности и сотрудничеству  в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания, 15 января 1989 г.;

- Парижская хартия  для новой Европы, 21 ноября 1990 г.;

- Конвенция о  защите прав человека и основных  свобод, 4 ноября 1950г.;

- Конвенция Содружества  Независимых Государств о правах  и основных свободах человека, 1995 г.

На региональном и местном уровне, в субъектах РФ и отдельных муниципальных образованиях РФ так же принято достаточно большое количество нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы взаимодействия власти и общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций.

К числу нормативно-правовых актов принятых в Белгородской области относятся следующие:

- Закон Белгородской области  «О социальном партнерстве в  Белгородской области» от 5 июля 2007 года N 122;

- Постановление правительства  Белгородской области «О порядке  оказания государственной поддержки  областным общественным объединениям»  от 04.05.2010 N 173-пп;

- Закон Белгородской области  «О миссионерской деятельности  на территории Белгородской области»  от 19.03.2001 г. № 132;

-  Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования Белгородской области» от 3 июля 2006 года № 57;

- Закон Белгородской области  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области от 13 ноября 2003 года N 97.

 

Часть 2. Практика взаимодействия общественных и религиозных организаций с органами власти

Сегодня общественные и религиозные организации играют огромную роль в решении социальных и других вопросов, являясь связующим звеном между государством и отдельными гражданами. Они активно участвуют в формировании и самоорганизации гражданского общества.

Основное  направление, которому должно уделяться внимание со стороны общественных и религиозных организаций является борьба с распространением ВИЧ, наркоманией и алкоголизмом, а так же решение проблем, связанных с кризисом в  идеологической, духовной и  культурной сфере. Нельзя оставлять без внимания работу с молодежью и детьми, так как их дезориентация в культурно-духовном пространстве является угрозой национальной безопасности нашей страны.

Приоритетной  целью в  работе общественных организаций, является повышение качества жизни населения. Значимость этой цели обусловлена ее первостепенной важностью для экономического, социального, политического и духовного  развития. Улучшение качества жизни включают: рост реальных располагаемых денежных доходов населения, борьба с безработицей, обеспечение условий для полной и продуктивной занятости, гарантии социальной защиты населения, развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, культуры и спорта.

К важным направлениям деятельности общественных организаций можно так же отнести и обеспечение экологической безопасности. Экологическая составляющая - это неотъемлемый элемент успешного развития страны, совершенствования социальной и экономической сферы. Приоритетами здесь являются: обеспечение экологической безопасности территории и населения, снижения антропогенного воздействия и сохранение природы, организация эффективных систем мониторинга загрязнения окружающей среды.

Выработка единой позиции общества и государства по вышеперечисленным вопросам и практика совместных общественно-политических действий, планирование и реализация долгосрочных программ, являются залогом успешного взаимодействия между гражданским обществом и государством.

В самом определении некоммерческой организации заложено ясное понимание миссии, которая возлагается на созданное общественное или религиозное объединение. Так, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» гласит, что «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.  Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона»2.

 Органы государственной  власти ставят перед собой те же задачи, что и некоммерческие организации, в частности воспитание населения, возрождение духовности, культуры, традиций, созидательного исконного уклада жизни, просвещение, оздоровление  и т.д. Деятельность российского третьего сектора и органов власти имеет общие цели и, соответственно, на условиях социального партнерства, их взаимодействие, общая координация, объединение сил, крайне необходима.3

Что же касается практики взаимодействия общественных и религиозных организаций с органами государственной власти в Белгородской области, правительство области оказывает всевозможную поддержку общественным и религиозным организациям в решении вопросов, относящихся к их сферам деятельности. В частности, организуется информационное обеспечение деятельности некоммерческих организаций, касающейся мероприятий и акций, которые проводятся совместно с правительством области. Информационные сообщения о таких событиях размещаются на официальном интернет-сайте Администрации Губернатора и в областных СМИ.

Информация о работе Правовые основы взаимодействия органов государственной власти с общественными и религиозными организациями