Правовой статус попечителей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

История возникновения Попечительства о слепых связана с организацией помощи инвалидам русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Это помощь осуществлялась Главным попечительством для призрения нуждающихся семейств воинов. Руководитель этого ведомства К.К.Грот пришел к мысли о необходимости создания специализированной структуры для призрения, как слепых инвалидов войны, так и всех прочих лиц, лишенных зрения.

Содержание

Введение
1.История попечительства стр.4
2.Попечительство стр.6
3.Порядок установления попечителя
•Документы для установления опеки (попечительства) стр.8
•Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям) стр.8
•Условиями для назначения лица опекуном (попечителем) стр.9
•Не могут быть назначены опекуном (попечителем) стр.10
4. Права подопечных стр.12
5.Основания для прекращения опеки и попечительства стр.12
6. Обязанности попечителей стр.13
7.Дети, которым назначается попечительство стр.15
8.Содержание подопечных стр.15
9.Защита и поддержка стр.17
10.Заключение стр.22
11.Список используемой литературы стр.25

Работа содержит 1 файл

диплом первая часть.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

      Введение

  1. История попечительства                                                    стр.4
  2. Попечительство                                                                   стр.6   
  3. Порядок установления попечителя                                               
  • Документы для установления опеки (попечительства)        стр.8
  • Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям)        стр.8
  • Условиями для назначения лица опекуном (попечителем)   стр.9
  • Не могут быть назначены опекуном (попечителем)            стр.10
  1.   Права подопечных                                                                             стр.12
  1. Основания для прекращения опеки и попечительства             стр.12
  2.   Обязанности попечителей                                                             стр.13
  3. Дети, которым назначается попечительство                           стр.15
  4. Содержание подопечных                                                                стр.15
  5. Защита и поддержка                                                                      стр.17
  6. Заключение                                                                                        стр.22
  7. Список используемой литературы                                               стр.25
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

Выбор данной работы я сделала не случайно, поскольку проблема опеки и попечительства в настоящее время в России является наиболее актуальной. В своей работе я  хочу рассказать о процессе зарождения такого понятия как «Попечительство», о  тех правах и обязанностях попечителей и их подопечных, систему попечительства, а также новшества в системе попечительства, которые были внесены новым законом «Об опеке и попечительстве». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     История попечительства 

     История возникновения Попечительства о  слепых связана с организацией помощи инвалидам русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Это помощь осуществлялась Главным попечительством для призрения нуждающихся семейств воинов. Руководитель этого ведомства К.К.Грот пришел к мысли о необходимости создания специализированной структуры для призрения, как слепых инвалидов войны, так и всех прочих лиц, лишенных зрения. В 1881 году было создано Мариинское попечительство о слепых, названное в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Действовало оно на благотворительной основе. Таким образом, помощь слепым начала осуществляться благотворительным ведомством под покровительством Дома Романовых. Некоторое время Мариинское попечительство находилось в ведении Министерства внутренних дел. 10 марта 1883 года оно высочайшим указом было перечислено в Ведомство учреждений императрицы Марии, получив окончательное наименование Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых.

     Статус  новой благотворительной структуры  был установлен Основными началами для деятельности Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Определялся он своеобразно. В Основных началах указывалось, что Попечительство, «будучи учреждением частным, пользуется покровительством Правительства и состоит со всеми устроенными им заведениями в Ведомстве учреждений Императрицы Марии». Упоминание о «частном» характере Попечительства не означало его принадлежности какому-либо лицу. Имелось в виду, что Попечительство - самостоятельное ведомство, не зависящее от государства и других благотворительных обществ.  

     Возглавлял  Попечительство о слепых председатель. Он руководил Общим собранием  и Советом - центральными управленческими  органами Попечительства. Общее собрание созывалось периодически. Оно рассматривало  все вопросы, связанные с деятельностью  Попечительства о слепых. Текущей деятельностью Попечительства руководил Совет. Его председатель, он же председатель Попечительства о слепых, руководил работой общих собраний. Взаимоотношения председателя и главноуправляющего. Ведомством императрицы Марии законодательством не оговаривались. Главноуправляющий осуществлял «высший надзор» над всеми учреждениями императрицы Марии. Исходя из этого, председатель Попечительства о слепых должен был подчиняться главноуправляющему. В то же время председатель имел право докладывать о делах Попечительства лично императору и его супруге. Порядок представления этих дел на «высочайшее благовоззрение» тоже не оговаривался, но председатель Попечительства о слепых имел звание статс-секретаря.

     В 1898 году в Ведомстве императрицы  Марии было создано специализированное благотворительное ведомство для оказания помощи глухонемым - Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Оно состояло под покровительством вдовствующей императрицы. Фактически Мария Федоровна являлась покровительницей двух благотворительных ведомств. Полностью Попечительство о глухонемых именовалось как «Состоящее под Августейшим покровительством Их императорских Величеств Попечительство Императрицы Марии Федоровны о глухонемых». Деятельность этого ведомство определялась Положением о состоящем под августейшим покровительством их императорских величеств Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Характер Попечительства о глухонемых в положении не определялся. Указывалось только, что оно «состоит в Ведомстве учреждений императрицы Марии» . Центральными управленческими органами попечительства о слепых являлись Комитет и Совет. Комитет осуществлял «высший надзор» за всеми учреждениями призрения глухонемых и рассматривал наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью Попечительства. Совет занимался текущими учебно-воспитательными, медицинскими и административно-хозяйственными делами. Непосредственное управление Попечительством о глухонемых находилось в руках председателя Комитета. Он являлся одновременно председателем Совета. Порядок взаимоотношений председателя Комитета Попечительства о глухонемых с главноуправляющим Ведомством учреждений императрицы Марии не оговаривался.

     Попечительство  о слепых и Попечительство, о глухонемых, как и само Ведомство учреждений императрицы Марии, сравнительно благополучно пережили свержение своих покровителей в феврале 1917 года. В марте 1917 года Ведомство учреждений императрицы было формально упразднено. Собственная его императорского величества канцелярия по учреждениям императрицы Марии была преобразована в Управление Мариинскими благотворительными заведениями. В его ведении остались все прежние структурные подразделения, благотворительные общества и учреждения призрения.

1

Попечительство 
 

     Попечительство, меценатство - проявление душевной доброты, большого сердца, милосердия и участия. Тем оно сильнее, когда оно проявляется по отношению к подрастающему поколению.

     Попечитель  - официальное лицо, которое гарантирует, что интересы держателя облигаций защищаются, и условия соглашения выполняются.2 

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.3

Попечительство  отличается от опеки основаниями  возникновения и тем, что попечитель не самостоятельно совершает от имени  подопечного сделки, а лишь даёт согласие на их совершение. Остальные обязанности опекуна лежат и на попечителе.

Статья 33, Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает основные моменты попечительства:

1. Попечительство  устанавливается над несовершеннолетними  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. 

2. Попечители  дают согласие на совершение  тех сделок, которые граждане, находящиеся  под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители оказывают  подопечным содействие в осуществлении  ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений  со стороны третьих лиц.

3. Также  попечители могут присутствовать при допросе своих подопечных в качестве свидетелей, по уголовным делам, и их обязаны оповещать обо всех действиях следователя.

Порядок установления попечителя 

       Документы для установления опеки (попечительства) 

     Кандидат  в опекуны (попечители) предоставляет медицинское заключение о своем состоянии здоровья, документы, подтверждающие наличие жилья, соответствующего санитарно-техническим нормам, справку об отсутствии судимости, характеристики с места работы и жительства, подтверждает согласие членов своей семьи на принятие ребенка под опеку (попечительство).

     Орган опеки и попечительства выясняет мнение ребенка, проводит обследование условий проживания кандидата в  опекуны (попечители), выдает заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

     На  основании предоставленных документов принимается решение об установлении опеки (попечительства) либо об отказе.

     В случае отрицательного заключения, заявителю  возвращаются его документы, и разъясняется порядок обжалования решения (в  судебном порядке).

     В отношении ребенка подготавливаются документы, устанавливающие правовой статус, медицинское заключение, согласие государственного опекуна, заключение о соответствии установления опеки интересам ребенка и др.4 
 

Требования, предъявляемые к  опекунам (попечителям): 

  • совершеннолетие лица, т. е. достижение им 18 лет;
  • полная гражданская дееспособность лица, т. е. в данном случае отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке ст. 29 ГК РФ или об ограничении дееспособности гражданина в порядке ст. 30 ГК РФ;
  • отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (независимо от времени его вынесения).
 

Условиями для назначения лица опекуном (попечителем) (согласно ст. 35 ГК РФ) является:

  • нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя).

Закон не уточняет, какие именно качества имеются в  виду, и орган опеки и попечительства должен руководствоваться общепринятыми  нормами морали. По-видимому, назначение нежелательно в отношении лиц, ранее судимых за преступления против личности и подобные преступления; в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами; в отношении лиц, не работающих и не имеющих постоянного источника доходов и пр.

  • способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следует понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного.
  • отношения между опекуном (попечителем) и ребенком.
  • желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо.

Это могут  быть отношения родства (тетя — племянники, бабушка — внук, брат — сестра и пр.), свойства (сноха — свекровь), бывшего свойства (бывшая мачеха —  бывший пасынок) и др. Закон не устанавливает приоритета родственных связей, однако они наиболее предпочтительны для опекунов (попечителей) и их подопечных. Поскольку обязанности опекунов и попечителей исполняются безвозмездно, то, скорее всего согласие взять их на себя изъявит то лицо, которому в силу родства судьба подопечного не безразличен.

Информация о работе Правовой статус попечителей в Российской Федерации