Правовой
статус олимпийского
комитета России (общий,
специальный, индивидуальный)
Физическая
культура и спорт как социальное
явление представляют собой одну
из социальных подсистем, связанную
с другими подсистемами общества
и государства. Участники физкультурно-спортивной
деятельности в процессе достижения своих
целей вступают в отношения между собой
и другими субъектами общественных отношений,
используя при этом определенные средства,
в том числе и правовые. Урегулированные
нормами права общественные отношения
становятся правоотношениями.
Оформление
правового статуса ОКР в соответствии
с российским законодательством
обусловлено положением пункта 5 правила
32 Олимпийской хартии 1, устанавливающем,
что национальным олимпийским комитетом
Международный олимпийский комитет
может признать лишь организацию, юрисдикция
которой совпадает с правилами страны,
в которой она основана и где имеется ее
главное управление.
1. Олимпийское движение
России является составной частью международного
олимпийского движения, целями которого
являются пропаганда и внедрение принципов
олимпийского движения, содействие развитию
физической культуры и спорта, укрепление
международного спортивного сотрудничества,
участие в Олимпийских играх и других
международных спортивных мероприятиях,
проводимых под патронажем Международного
олимпийского комитета.
2. Олимпийское движение
России возглавляется Олимпийским
комитетом России - общероссийским
общественным объединением, осуществляющим
свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации об общественных
объединениях, Олимпийской хартией Международного
олимпийского комитета и на основе признания
Международным олимпийским комитетом,
а также в соответствии со своим уставом.
Государство признает и поддерживает
олимпийское движение России, оказывая
всемерное содействие Олимпийскому комитету
России в реализации его уставных целей.
3. Олимпийский комитет
России:
1)
пропагандирует в Российской
Федерации принципы олимпийского
движения, способствует развитию спорта
высших достижений и массового спорта;
2)
представляет в соответствии
с Олимпийской хартией Международного
олимпийского комитета Российскую
Федерацию на Олимпийских играх
и других международных спортивных
мероприятиях, проводимых под патронажем
Международного олимпийского комитета;
3)
утверждает состав олимпийской
делегации Российской Федерации
и направляет ее для участия
в Олимпийских играх и других
международных спортивных мероприятиях,
проводимых под патронажем Международного
олимпийского комитета;
4)
обеспечивает спортивную экипировку,
проезд, проживание и страхование
членов олимпийской делегации
Российской Федерации на Олимпийских
играх и других международных
спортивных мероприятиях, проводимых
под патронажем Международного олимпийского
комитета;
5)
утверждает официальную спортивную
форму и спортивную экипировку
членов олимпийской делегации
Российской Федерации;
6)
участвует в разработке и осуществлении
мер, направленных на обеспечение
необходимого уровня подготовки
российских спортсменов для участия в
Олимпийских играх и других международных
спортивных мероприятиях, проводимых
под патронажем Международного олимпийского
комитета;
7)
определяет город Российской
Федерации, который вправе подать
в Международный олимпийский комитет
заявку на проведение Олимпийских игр;
8)
осуществляет иные права в
соответствии с Олимпийской хартией
Международного олимпийского комитета
и своим уставом, в том числе
право на участие в обеспечении
подготовки российских спортсменов
для участия в Олимпийских играх и других
международных спортивных мероприятиях,
проводимых под патронажем Международного
олимпийского комитета.
4. Реализация Олимпийским
комитетом России своих полномочий,
предусмотренных пунктом 1
(в части, касающейся развития спорта высших
достижений и массового спорта) и пунктом 6 части 3 настоящей статьи, осуществляется
во взаимодействии с федеральным органом
исполнительной власти в области физической
культуры и спорта и общероссийскими спортивными
федерациями.
5. Олимпийскому комитету
России принадлежит исключительное
право использования собственного
наименования и официального
наименования "Олимпийская команда
России". Использование третьими
лицами в коммерческих и рекламных
целях указанных наименований и образованных
на их основе слов и словосочетаний осуществляется
на основании соглашений, заключенных
в письменной форме с Олимпийским комитетом
России, за исключением случаев использования
этих наименований и образованных на их
основе слов и словосочетаний в целях
информационного обеспечения или в связи
с осуществлением указанного права третьими
лицами, являющимися приобретателями
права на освещение в средствах массовой
информации Олимпийских игр и других международных
спортивных мероприятий, проводимых под
патронажем Международного олимпийского
комитета.
6. Олимпийский комитет
России в соответствии с Олимпийской
хартией Международного олимпийского
комитета осуществляет меры по
защите принадлежащих Международному
олимпийскому комитету прав на
использование олимпийских символа,
девиза, флага и гимна, наименований "Олимпийские
игры", "Игры олимпиады" на территории
Российской Федерации. Олимпийский комитет
России обладает исключительными правами
на олимпийскую эмблему Олимпийского
комитета России, девиз, флаг и иную российскую
олимпийскую символику.
7. Олимпийский комитет
России реализует выполнение
стоящих перед ним уставных
задач и программ развития
физической культуры и спорта
за счет собственных источников
финансирования, в том числе за
счет добровольных пожертвований
граждан и организаций, а также за
счет средств федерального бюджета, выделяемых
в установленном порядке.
Олимпийский
комитет России является юридическим
лицом, что предусмотрено статьей
1 его Устава).
Специальные
правовые статусы ОКР основаны на
различных законодательных и иных правовых
актах.
Из
числа предусмотренных названным
выше законом форм некоммерческих организаций
ОКР создан в форме общественного
объединения - добровольного объединения
граждан, в установленном порядке
объединившихся на основе общности их
интересов для удовлетворения духовных
или иных нематериальных потребностей.
В этой форме реализуются конституционные
права граждан на объединение. Статьей
5 Федерального закона "Об общественных
объединениях" предусмотрено, что право
граждан на создание общественных объединений
реализуется как непосредственно, путем
объединения физических лиц, так и через
юридические лица - общественные объединения.
Из текста ст. 1 и 6 Устава следует, что ОКР
учреждался вторым из указанных способов,
поскольку в них содержится указание на
создание его общественными объединениями.
В связи c изложенным представляют интерес
данные исследования, проведенного А.А.
Дарковым (1999), который установил, что по
состоянию на 1993 г. Министерством юстиции
было зарегистрировано 197 объединений
содействия физкультурно-спортивному
движению, физкультурно-спортивных объединений
и объединений по отдельным видам спорта.
Для сравнения можно привести данные по
некоторым объединениям с другими уставными
целями: политические партии - 96; объединения
в социальной сфере - 47; молодежные и детские
- 31. Приведенные данные показывают, что
форма общественного объединения оказалась
востребованной в системе физической
культуры и спорта и весьма активно используется.
Индивидуальный
статус ОКР обусловлен положениями
Олимпийской хартии и его Устава, согласно
которым ОКР: признан МОК; создан в целях
всемерного развития и защиты олимпийского
движения в стране; имеет задачами пропаганду
основополагающих принципов олимпизма,
осуществление мер по обеспечению подготовки
и успешного выступления сборных команд
России на Олимпийских играх; имеет исключительное
право на использование одобренных МОК
и принадлежащих ОКР эмблемы, флага, девиза
и символики с их использованием. Кроме
того, ФЗ "О физической культуре и спорте
в Российской Федерации" в части, касающейся
деятельности ОКР, законодательно закрепляет
его индивидуальный статус и правовые
основы деятельности ОКР в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
Олимпийской хартией Международного Олимпийского
комитета и Уставом.
В
завершение хотелось бы отметить, что
в ней практически только обозначена
задача по исследованию правового статуса
ОКР. Каждый из рассмотренных статусов
заслуживает отдельного изучения. Учитывая
множественность специальных статусов,
представляют научный интерес и правоотношения
ОКР, не рассматривавшиеся в рамках данного
исследования.
Список
литературы:
- Настольная
книга спортивного менеджера: Справочное
пособие / Авторы-составители: Золотов
М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г.
М.,1997, с. 245-257.
- С. Воронин.
Правовой статус олимпийского комитета
России (общий, специальный, индивидуальный).
Список
использованных нормативно
правовых актов:
- ФЗ «О физической
культуре и спорте в РФ».
- ФЗ «О некоммерческих
организациях».