Правовой статус личности по Конституции Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократических обществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже более трех столетий. Из словесной конструкции "права человека"- следует, что они могут принадлежать лишь человеку или коллективу людей. Значит, необходимо найти некий объединяющий признак, который бы принадлежал всем людям без исключения и позволил бы ответить на вопрос о природе принадлежащих им прав.

Содержание

Введение

1. Понятие конституционных прав и свобод

2. Содержание прав и свобод человека

3. Классификация конституционных прав и свобод

3.1. Личные (гражданские) права и свободы

3.2. Политические права и свободы

3.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы

4. Основные обязанности человека и гражданина

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач КПРФ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

В Конституции РФ закреплен ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в управлении делами государства. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права на равный доступ к государственной службе, права участвовать в отправлении правосудия.

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Законодательство различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам.

При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах.

Конституция РФ фиксирует активное и пассивное избирательное право граждан - право избирать и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые категории граждан не имеют права избираться и быть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум и выборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном прямом и тайном голосовании граждан; их результаты, решения обладают юридической силой. Отличия между выборами и референдумом заключаются в характере решаемого вопроса. При выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдуме решается конкретный вопрос (вопросы) государственного или местного значения.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными, и деловыми качествами гражданского служащего.[9]

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" определяет условия и основания привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей; требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечение присяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, в федеральных судах всех субъектов федерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих социальных и общественно-политических проблем.

Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 конституции). Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).

Граждане РФ активно пользуются правом на объединение, которое включает право создавать на добровольной основе общественные объединения, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон "Об общественных объединениях", принятый 19 мая 1995г (действует в редакции от 2 ноября 2004г) предусматривает различные организационно-правовые формы их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Особое место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных компаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем.

Одной из массовых общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 9 мая 2005г.).[10]

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право (свобода) - собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование (ст.31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Для реализации этого права принят Указ Президента РФ от 25 мая 1992г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка организации проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991г. о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Таким образом, вместо разрешительного порядка был установлен уведомительный. Федеральный закон от 19 июня 2004г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" названные акции обобщил единым понятием "публичное мероприятие". Закон устанавливает дефиницию каждой конкретной формы публичного мероприятия, различия между ними.

 

3.3 Экономические, социальные и культурные права и свободы

 

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют экономические, социальные и культурные права и свободы.

Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические.

Их перечень начинается со свободы экономической деятельности: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Однако не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию и вообще запрещенная законом (ст. 34).

Признается и охраняется законом право частной собственности (ч. 1 ст. 35). Это означает, что каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Лишить имущества можно только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется право наследования (ч. 4 ст. 35).

 

В ст. 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Подчеркивается, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ провозглашает свободу труда, подкрепляя это запретом на принудительный труд (ст. 37). Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).[11]

Закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям опасности и гигиены; право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Это отвечает реалиям формирующихся рыночных отношений.

Им же соответствует и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 3 ст. 37).

Фиксируется и право каждого на отдых (ч. 3 ст. 37). Закреплены конституционные гарантии этого права для работающих по трудовому договору: установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Конституция РФ устанавливает государственную защиту материнства, детства, семьи (ст. 38). Забота о детях, их воспитание рассматриваются как равное право и обязанность родителей; закрепляется также долг трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

Среди социальных прав важное место занимает гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В то же время поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39).

Закрепляется право на жилище - одно из самых необходимых жизненных благ. Оно имеет ряд конституционных гарантий. Во-первых, оно подкреплено положением о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В-третьих, малоимущим, а также иным названным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В числе важнейших социальных прав - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Действенная конституционная гарантия этого состоит в том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации также финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Гарантия рассматриваемого права заключается и в предусмотренной Конституцией РФ ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Следующие конституционные права как бы примыкают к предыдущему и способствуют охране здоровья населения. Это право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью людей или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).[12]

Большое значение имеет закрепленное в Конституции РФ право каждого на образование (ст. 43): она гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Конституция РФ содержит положения о высшем образовании: каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятиях. Установлена обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования. Конституционные нормы конкретизируются и развиваются в Законе РФ "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 г. с последующими изменениями).

Информация о работе Правовой статус личности по Конституции Российской Федерации