Правовой статус иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.

Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и

государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее подробно проанализирован.

Содержание

Введение 3-4

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5-8

1.Понятие «иностранный гражданин» 5
1.2. Случаи двойного и множественного гражданства 6-7

1.3. Проблема интернирования 7-8


ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО

СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 9-13

2.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 9-10

2.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям 10-12

2.3. Беженцы и вынужденные переселенцы 12-13


ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан 14-25

3.1. Гражданство 14-15

3.2. Правоспособность 15-16

3.3. Права и обязанности иностранных граждан 16-18

3.4. Ограничения в правах 18- 19

3.5. Дееспособность 19-21

3.6. Правовые режимы для иностранных граждан 21-24

3.6.1. Национальный режим 21-22

3.6.2. Специальный режим 22-23

3.6.3. Режим наибольшего благоприятствования 23-24

3.7. Границы применения национального режима 24-25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованной литературы (сноски) 27-29

Работа содержит 1 файл

20450.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Закрепленный  в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности[14].

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят

правовой  статус иностранных граждан со статусом собственных граждан.   Однако иностранцы практически никогда  полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.

В России имеется также некоторое количество лиц без гражданства. К ним

относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству.

Согласно  Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без

гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.

Таким образом, в отношении лиц без  гражданства, независимо от того, проживают  они в РФ или нет, действует  принцип национального режима.

     3.6.2.     Специальный режим

Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый  специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами.

При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к

установлению  не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам.

Если  подробнее остановиться на вопросе  о льготах, которые устанавливает

государство для иностранных граждан, то можно  отметить, что граждане

определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога[15].

Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось.

Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.

Помимо  этого, с целью максимального использования потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные льготы.

     3.6. 3.     Режим наибольшего благоприятствования

Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый  режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.

В настоящее  время национальный режим широко распространен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер.  Пример из повседневной жизни – ситуация с Прибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к правам человека.  Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется.  Стоит ли пересмотреть это вопрос?

     3.7.     Границы применения национального режима

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.

Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически  не имеют ограничений.[16]

Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства в

политических  партиях. Эти права связаны с  участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.

В свою очередь, в сфере социально-экономических  прав существуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на национальные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые

другие).

Нельзя  не признать, что в последнее время, во многом под давлением

возрастающих  экономических проблем и необходимости привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области должен стать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму, но

не исключающий установления в ряде случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства.

Всех  постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев можно  разделить на:

— иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями.

— иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями (пользующихся полным или частичным иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации).

— иностранцев, получивших убежище (беженцев).

Сущность  конституционно-правового статуса иностранцев определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют с иными правовыми компонентами (гражданство, правоспособность, гарантии) и образуют в единстве содержание конституционно-правового статуса иностранцев.

Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие  же имущественные и личные неимущественные  права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и  российскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе. Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом.

В отношении  права собственности иностранцев  действует принцип национального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами.

     Список использованной литературы

1.      Конституция Российской Федерации  12.12.1993 г. – ст. 2, 7, 15, 17,

62, 63

2.      Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть первая –  ст. 2, 7

3.      Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве

Российской  Федерации» - ст. 3, 11, 17

4.      Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О  правовом положении иностранных

граждан в СССР»

5.      Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»  - ст.1-16

6.      Положение о порядке предоставления  политического убежища в Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763 – ст. 1-17

7.      Основы гражданского законодательства  Союза ССР и республик –  ст. 156- 169.

1.      Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. –2000. - №2. – С. 2 – 5.

2.      Богуславский М.М.  Международное  частное право. – М.:

Междунар.отношения, 1994. – 416 с.

3.      Вы – наследник. – М.: «Олимп»;  ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –192 с.

4.      Брак.  Развод. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –192 с.

5.      Галенская Л.Н. Правовое положение  иностранцев а СССР. — М.. 1982. - С. 7.

6.      Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие  и содержание их конституционно- правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.— 28 с.

7.      Глазырин В.В.  Правовое регулирование  труда иностранных граждан в  России. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.

8.      Ерпылеева Н.Ю.  Международное  частное право. – М.: Издательский  дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.

9.      Звеков В.П.  Международное частное право.  Курс лекций. – М.:

Издательская  группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.

10. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е.  Конституционное  право Российской федерации. –  М.: Юристъ, 1995. – 480 с.

11. Конституционное право.  Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.

12. Куракин  А.В. К вопросу об административной  ответственности иностранных граждан  и лиц без гражданства как  специальных субъектов административного

права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.

13. Правовое  положение иностранных граждан  в России.  Сборник нормативных  актов. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 265 с.

14. Средства  ИНТЕРНЕТ.     

     [1] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином, а при монархической — подданным.

     [2] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан