Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Статья 1 Федерального Закона «О беженцах» дает следующее определение понятия «беженец»: беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть: иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации; лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации; иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территорию Российской Федерации на законных основаниях.

Работа содержит 1 файл

доклад чижику.docx

— 18.43 Кб (Скачать)

Доклад  по правам человека и гражданина на тему: Права беженцев и  вынужденных переселенцев.

     Статья 1 Федерального Закона «О беженцах»  дает следующее определение понятия «беженец»: беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть: иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации; лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации; иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территорию Российской Федерации на законных основаниях.

     Для получения статуса беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании  быть признанным беженцем и достигшее  возраста 18 лет, обратилось лично, или  через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию  здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме  в соответствующий орган Федеральной  миграционной службы России. Лицо признается беженцем на срок до трёх лет и может продлеваться на каждый последующий год при сохранении в месте прежнего местожительства лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта1 ст.1 Федерального Закона «О беженцах».

     Лицу, претендующему на статус беженца, может  быть отказано в регистрации ходатайства  по указанным законом обстоятельствам, а именно: в отношении лица возбуждено уголовное дело; отсутствие обстоятельств  в стране местожительства для  признания его беженцем; получение  лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств, участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 года, если законодательство о признании  беженцем в нем не противоречит российскому; в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем; в случае если лицо покинуло государство местожительства не по указанным законом обстоятельствам, а и опасается понести наказание за незаконный выезд или совершенное правонарушение на территории указанного государства; если лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения с ходатайством, установленным законом;

     В случае отказа лицу, подавшему ходатайство  о признании его беженцем и  находящемуся вне территории РФ, в  рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в  дипломатическое представительство  или консульское учреждение решение  об отказе, после чего в течение  трёх дней данному лицу вручается  уведомление об отказе с указанием  причин отказа, порядка обжалования  решения, и разъяснением правового  положения лица и членов его семьи на территории РФ. В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления. Если отказано лицу, подавшему ходатайство и пребывающему на территории РФ на законных основаниях, лицо также обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления, если более не имеет законных оснований для пребывания на территории РФ.

     Из  статьи 1 Закона Российской Федерации  «О вынужденных переселенцах» очевидно, что в отличие от беженца, не являющегося  гражданином Российской Федерации, вынужденный переселенец - это гражданин  Российской Федерации, который покинул  место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования  либо вследствие реальной опасности  подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка. Вынужденными переселенцами признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Кроме граждан России вынужденными переселенцами признаются и иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительство в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным выше, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца и утратившие его.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным  переселенцем, вправе обратиться с  ходатайством: в федеральный орган  миграционной службы или территориальный  орган миграционной службы по месту  предполагаемого переселения; в  дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания, которое затем передается в федеральный или территориальный  орган миграционной службы по месту  предполагаемого переселения. Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых (родителей, опекунов и т.д.) Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

     1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: 1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей; 2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации; 3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания; 5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; 6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья; 7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 12) содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства); 13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством Российской Федерации; 14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; 16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); 17) выезд на место жительства в иностранное государство; 18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

     1. Вынужденный переселенец имеет  право: 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации. Для вынужденных переселенцев Законом «О вынужденных переселенцах», а также иными нормативно- правовыми актами предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству в новом месте жительства на территории Российской Федерации. Это касается, в первую очередь, приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включения вынужденных переселенцев списки на получение государственного или муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ. Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности.А в случае невозможности возвращения имущества вынужденных переселенцев - выплачивать им компенсацию за его утрату. 
 

Информация о работе Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев