Правовой режим в имуществе государственных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Тема правового режима недвижимого имущества государственных учреждений в современной России одна из самых актуальных, поскольку процесс его формирования продолжается и сегодня.
В связи с этим, целью работы является исследование правового режима недвижимого государственных учреждений.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- узнать, что скрывается за термином недвижимое имущество и каковы его признаки;
- выяснить, какие виды имущества входят в понятие недвижимого имущества;
- уяснить, гражданско-правовой режим недвижимого имущества государственных учреждений и его особенности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие и виды недвижимого имущества…………………………………...4
Особенности гражданско-правового режима недвижимого имущества…..9
Правовой режим имущества государственных учреждений………………11
Степень свободы государственных учреждений в распоряжении имуществом, находящимся в их оперативном управлении…………………...….15
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список используемых источников………………………………...……………….18

Работа содержит 1 файл

Реферат по имуществу.docx

— 33.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовой режим имущества государственных учреждений

 

Имущество государственных  учреждений всех типов, необходимое  для осуществления их уставной деятельности, закрепляется за этими учреждениями собственниками их имущества (учредителями) на праве оперативного управления.

Следует отметить, что Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон от 8 мая 2010 г.) несколько изменяет определение права оперативного управления, содержащееся в ст.296 ГКРФ. Теперь закрепление имущества на праве оперативного управления означает, что государственное учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Прямо указывая на то, что  имущество за автономным и бюджетным  учреждением закрепляется на праве  оперативного управления, Федеральный  закон от 8 мая 2010 г. в то же время не говорит определенно о том, что за казенным учреждением имущество закрепляется на том же праве. Подтверждением же тому, что имущество казенного учреждения находится у него на праве оперативного управления, служит уже упоминавшаяся ст.296 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года), которая является общей для всех учреждений и которая определяет, что имущество за всяким учреждением (в том числе и за казенным) закрепляется на праве оперативного управления.

Среди имущества, закрепляемого  бюджетными учреждениями, законодатель выделяет особо ценное движимое имущество. Законодательством о государственных  и муниципальных учреждениях  особо ценное движимое имущество  определяется как имущество, без  которого осуществление бюджетным  учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Отнесение имущества бюджетных  учреждений к категории особо  ценного движимого имущества  осуществляется в порядке, устанавливаемом  Правительством Российской Федерации.

Виды особо ценного  движимого имущества бюджетных  учреждений могут определяться: федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию, в отношении бюджетных  учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб  и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью  которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении бюджетных учреждений, находящихся в их ведении; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией в отношении бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Перечни особо ценного  движимого имущества автономных учреждений определяются: федеральными государственными органами, осуществляющими  функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; в  порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в  отношении автономных учреждений, которые  созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Перечни особо ценного  движимого имущества бюджетных  учреждений определяются: федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией в отношении бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Для казенных учреждений категория  особо ценного движимого имущества  не предусмотрена.

Говоря об имуществе государственных  учреждений, законодатель употребляет  следующие понятия – «имущество, закрепленное за государственным учреждением», «имущество, закрепленное за государственным  учреждением на праве оперативного управления», «имущество, находящееся  у государственного учреждения на праве  оперативного управления». Анализируя Федеральный закон от 8 мая 2010 г., можно прийти к выводу, что названные словосочетания различаются по смыслу и обозначают разные категории имущества государственных учреждений.

Определение «имущество, закрепленное за государственным учреждением» употребляется  в новом федеральном законодательстве о государственных учреждениях  для обозначения, как правило, недвижимого  и особо ценного движимого  имущества, закрепляемого собственником  имущества за государственным учреждением  первоначально, при создании такого учреждения.

Под «имуществом, закрепленным за государственным учреждением  на праве оперативного управления»  подразумевается уже не только недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепляемое собственником имущества  за государственным учреждением, но и иное имущество, закрепляемое собственником  за названным учреждением также  при его создании.

 «Имущество, находящееся у государственного учреждения на праве оперативного управления» – это недвижимое, особо ценное движимое и иное имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества при его создании, а также иное имущество, приобретенное учреждением по различным основаниям (для бюджетных учреждений, в том числе полученное от деятельности, приносящей доходы) в ходе осуществления им своей уставной деятельности. Таким образом, словосочетанием «имущество, находящееся у государственного учреждения на праве оперативного управления» охватывается все имущество государственного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Степень свободы государственных учреждений в распоряжении имуществом, находящимся в их оперативном управлении

 

Бюджетное учреждение без  согласия собственника не вправе распоряжаться  особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником  или приобретенным бюджетным  учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться любым своим недвижимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться  имуществом без согласия собственника имущества.

При этом различается также  режим ответственности за счет имущества  учреждений различных типов. Так, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности  указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник  его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся  у него на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за бюджетным учреждением собственником  имущества, так и приобретенным  за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением  особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением  собственником этого имущества  или приобретенного бюджетным учреждением  за счет выделенных собственником имущества  бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам учреждения (ст. 120 ГК РФ).

Средства и имущество  казенного учреждения защищены от взыскания  принципом иммунитета бюджета. Если средств учреждения на лицевых счетах недостаточно, то к субсидиарной ответственности  будет привлечен собственник  имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом.

Ответственность бюджетного учреждения может вытекать из отношений, как складывающихся в ходе осуществления  приносящей доход деятельности, так  и вытекающих из основной деятельности учреждения. В результате вред может  возмещаться за счет имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, что  повлечет затруднения при осуществлении  учреждением своей дальнейшей деятельности и даже невыполнение задания собственника.

Если по отношению к  казенным учреждениям собственник  несет обязанность содержания их имущества в полном объеме, в случае с бюджетным учреждением он обязан финансово обеспечивать только содержание закрепленного за ними имущества. Финансовое обеспечение содержания остального имущества, в т. ч. приобретенного за счет средств, полученных учреждением  от приносящей доход деятельности, осуществляется за счет самого бюджетного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно сказать, что правовой режим недвижимого характеризуется усложнённым порядком юридических действий над ним, что обусловлено особой важностью объектов недвижимости в общественных отношениях, и как следствие законодатель наделяет его особым правовым статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г.
  2. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  3. Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992
  4. Федеральный закон РФ «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.
  5. Витрянский В.В. История развития регулирования оборота недвижимости
  6. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. № 301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»
  7. Федеральный закон от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»
  8. Федеральный Закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21 июля 1997г.
  9. Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России // В кн.:

            Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л.

            Маковский. М., 1998.

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. №. 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»

 


Информация о работе Правовой режим в имуществе государственных учреждений