Правовой режим имущества юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Жизнь любого современного общества немыслима без такого многочисленного субъекта правоотношений как юридическое лицо. В силу особой значимости института, посвященные ему научные исследования, занимают огромное место в зарубежном и российском научном наследии. Осмыслить сущность юридического лица, а вместе с тем и правового положения его имущества, на протяжении долгого времени пытались и продолжают пытаться большое количество ученных, в том числе представители общей теории права и цивилисты. Несмотря на «гражданское происхождение» термина сфера его применения весьма обширна: налоговые, административные, финансовые и иные правоотношения.

Содержание

Введение……………………………………..………………............................3
Глава 1. Общая характеристика юридического лица и его имущества……………………………………………………………………...6
1.1. Понятие, признаки и виды юридического лица……………………..6
1.2. Имущество юридического лица и его состав………………………14
Глава 2. Право собственности и иные вещные права на имущество лица……………………………………………………………………………18
2.1. Право собственности на имущество юридического лица…………18
2.2. Право хозяйственного ведения имуществом юридического лица..21
2.3. Право оперативного управления имуществом юридического лица…………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………….…………….…….27
Список литературы……………………………………………………….…29

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПЕЧАТЬ.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Право  хозяйственного ведения имуществом юридического лица

Право хозяйственного ведения как способ осуществления права  государственной и муниципальной собственности. Статья 216 ГК. называет право хозяйственного ведения имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками. Наиболее развернутая характеристика права хозяйственного ведения дана в ст. 294, 295, 299, 300 и других статьях ГК РФ.

В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или  муниципального унитарного предприятия  владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

При этом имущество  данного предприятия по прямому  указанию закона целиком принадлежит его собственнику - учредителю (ч. 4 ст. 214, ч. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на паи или доли его работников или трудового коллектива 14. Это обстоятельство подчеркивает и термин "унитарное", т.е. единое (единый имущественный комплекс).

Субъектами  этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними имущество правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию  на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника - учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования, а в определенной мере - и правомочие распоряжения. Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится распределенным государственным или муниципальным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо 15.

В отношении  переданного предприятию имущества  собственник-учредитель сохраняет  лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (ч. 1 ст. 295 ГК). Он вправе:

во-первых, создать  такое унитарное предприятие - несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);

во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в  этой ситуации допускается изъятие  и перераспределение переданного  собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);

в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию  имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);

в-четвертых, получать часть прибыли от использования  переданного предприятию имущества.

Вместе с  тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности  и свободе унитарного предприятия  за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника - учредителя. Более того, осуществление принадлежащих ему правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом, иными правовыми актами (т.е. указами Президента РФ и постановлениями федерального Правительства) и уставом конкретного предприятия) 16.

Из правомочия распоряжения в соответствии с ч. 2 ст. 295 ГК изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, а также совершения некоторых сделок без предварительного согласия собственника (ч. 2 и ч. 4 ст. 18 Закона о предприятиях). При этом своим имуществом унитарное предприятие вообще может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную (основную) деятельность (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях).

Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (ч. 1 ст. 300 ГК; ч. 3 ст. 11 Закона о предприятиях), что говорит о наличии в его составе "правомочия следования", характерного для ограниченных вещных прав.

 

 

 

2.3. Право  оперативного управления имуществом  юридического лица

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами  данного права могут быть как  унитарные (казенные) предприятия, относящиеся к категории коммерческих организаций <1>, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Субъектов права оперативного управления создает собственник-учредитель, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. При этом не допускается соучредительство, т.е. создание таких юридических лиц за счет имущества нескольких собственников. Собственники вправе также реорганизовать или ликвидировать созданные ими учреждения или казенные предприятия без их согласия 17.

Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации" режим имущества  казенного предприятия распространялся  также на имущество индивидуальных частных предприятий, предприятий, принадлежащих общественным и религиозным организациям и другим частным собственникам, сохранявшимся в этой организационно-правовой форме после введения в действие части первой ГК 18.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением или казенным предприятием функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете доходов и расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего) 19.

Объектом рассматриваемого права также является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением (казенным предприятием) или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ч. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. У учреждений образования такое имущество вообще не может быть изъято собственником-учредителем, пока данное учреждение не реорганизуется или не ликвидируется по его решению 20.

Столь узкий  характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения и казенного предприятия распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по их долгам, считая ее одной из основных особенностей имущественно - правового статуса этих юридических лиц (ч. 5 ст. 115, ч. 2 ст. 120 ГК; ч. 3 ст. 7 Закона о предприятиях).

В зависимости  от субъектного состава право  оперативного управления имеет и  свои особенности (разновидности). Они  обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать права оперативного управления, признаваемые за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Юридическое лицо в российском гражданском  праве – это признанная государством в качестве субъекта права организация, обладающая обособленным имуществом, она самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Подводя итог проведенному исследованию, следует обобщить полученные в результате выводы.

1. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

3. Юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное или приобретенное в процессе его деятельности, которое принадлежит ему на праве собственности.

4. Наличие имущества на праве собственности является необходимым условием участия большинства юридических лиц в гражданском обороте (исключение - унитарные предприятия и учреждения, которые обладают имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

5. Право хозяйственного ведения - это способ осуществления права государственной и муниципальной собственности. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в общей форме названы в ч. 1 ст. 295 ГК. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль над использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

6. Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Но в отличие от собственника, имеющего аналогичные правомочия, полномочия носителя права оперативного управления, как следует из ч. 2 ст. 296 ГК, имеют рамки и могут определяться заданиями собственника, который вправе изымать имущество, переданное в оперативное управление, и распоряжаться им по своему усмотрению.

7. В своем содержании право хозяйственного ведения шире рассмотренного права оперативного управления, поскольку задачи и правоспособность государственных и муниципальных предприятий в меняющихся условиях современного рынка должны давать достаточную свободу и самостоятельность в распоряжении выделенным им имуществом при осуществлении порученной предпринимательской деятельности.

Подводя итог вышеизложенному можно  сделать обобщающий вывод о том, что тема юридических лиц в науке гражданского права занимает лидирующие позиции среди исследователей и востребована на практике.

Список  использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. – М. : Издательство «Омега-Л», 2011. – 480 с. – (Кодексы Российской Федерации).
  2. Ахметьянова З.А. Правовой статус имущества юридических лиц [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 - М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  3. Гражданское право (учебное пособие). А. М. Гатин. - М.: Дашков и К, 2009.
  4. Гражданское право. В 4 т. Том 2. Вещное, Насл.., Искл., Лич неим. права. 3-е изд. Под ред. Е.А.Суханова. М. 2008.
  5. Гражданское право. Шевчук Д.А. Учебник для ссузов. - М.: Эксмо, 2009.
  6. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 2004. N 35, опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30.
  7. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г. N 238-239, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32.
  8. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 1995 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1.
  9. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746 (далее - Закон о предприятиях), опубликован в "Российской газете", N 229, 03.12.2002.
  10. http://www.pravopravda.ru/statji/imushestvo.htm.

Информация о работе Правовой режим имущества юридических лиц