Правовое регулирование экономической зависимости хозяйственный обществ, аффилированные лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:22, доклад

Описание работы

Экономическая зависимость субъектов предпринимательской деятельности является предметом правового регулирования различных отраслей законодательства, каждая из которых имеет специфические цели и задачи выделения и регламентации этого экономико-правового явления. Экономическая зависимость в общегражданском законодательстве регулируется путем определения особенностей правового статуса основного и дочерних хозяйственных обществ, в налоговом - посредством регламентации отношений с участием взаимозависимых лиц, в законодательстве о конкуренции - через правовую категорию "группа лиц".
Предметом корпоративного права является аффилированность хозяйствующих субъектов, организованных по корпоративному принципу.

Работа содержит 1 файл

Доклад_аффилированные лица.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     Доклад.

     Правовое  регулирование экономической зависимости хозяйственный обществ. Аффилированные лица 
 

     Экономическая зависимость субъектов предпринимательской  деятельности является предметом правового  регулирования различных отраслей законодательства, каждая из которых имеет специфические цели и задачи выделения и регламентации этого экономико-правового явления. Экономическая зависимость в общегражданском законодательстве регулируется путем определения особенностей правового статуса основного и дочерних хозяйственных обществ, в налоговом - посредством регламентации отношений с участием взаимозависимых лиц, в законодательстве о конкуренции - через правовую категорию "группа лиц".

     Предметом корпоративного права является аффилированность хозяйствующих субъектов, организованных по корпоративному принципу.

     Заметим, что осуществляемое ранее правовое регулирование аффилированных лиц  законодательством о конкуренции  вызывало обоснованную критику специалистов. Действительно, несмотря на определение  этого понятия в ранее действующем Законе РСФСР 1991 г. о конкуренции, сама аффилированность и ее последствия, по сути, никогда не были предметом антимонопольного регулирования: в законодательстве о защите конкуренции отсутствовали положения о специфике антимонопольного контроля за деятельностью аффилированных лиц, об учете их влияния при оценке состояния конкурентной среды, о возможности воздействия на лиц, являющихся аффилированными. Органы Федеральной антимонопольной службы не могли применить никаких правовых механизмов к аффилированным лицам, подобно тому, как это возможно по отношению к группе лиц. Эти обстоятельства, в частности, стали одной из причин выведения категории аффилированности из сферы антимонопольного регулирования.

     В настоящее время категория аффилированности используется в корпоративном праве  в следующих случаях:

     1) при определении лиц, заинтересованных  в совершении хозяйственным обществом  сделки (ст. 81 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);

     2) при определении независимых  директоров, имеющих право принимать  решение о совершении открытым акционерным обществом с числом акционеров более 1000 сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (ст. 83 Закона об АО);

     3) при определении перечня лиц,  информация о которых предоставляется участниками хозяйственного общества этому обществу (ст. ст. 82 и 93 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);

     4) при установлении перечня лиц,  информация о которых раскрывается  акционерным обществом (ст. 93 Закона об АО);

     5) при определении лиц, обязанных  в соответствии с гл. XI.1 Закона об АО соблюдать определенный порядок приобретения более 30% акций открытого акционерного общества.

     Аффилированные  лица - англоязычный термин (to affiliate, affiliated company, affiliation), который обозначает взаимоотношения  между двумя и более хозяйствующими субъектами, основанные на различных  формах зависимости и контроля. В зарубежном законодательстве в зависимости от цели использования этого понятия устанавливаются различные количественные и качественные критерии определения экономической зависимости между субъектами предпринимательской деятельности.

     Под аффилированными лицами Закон о конкуренции в ныне действующей редакции понимает физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В доктрине аффилированные лица определяются как те, которые "в результате приобретения определенного пакета акций АО либо в силу своего должностного положения в обществе (члена совета директоров, исполнительного органа), либо в силу иных обстоятельств могут в той или иной степени контролировать деятельность общества"1.

     Понятие "аффилированное лицо" раскрывается в Законе о конкуренции путем перечисления его общих признаков и приведения перечня лиц, относимых к числу аффилированных. К общим признакам аффилированных лиц, - пишет К.Ю. Тотьев, - следует отнести состав аффилированных лиц, основания аффилированности, степень зависимости одних лиц от других и правовую форму этой зависимости. При этом автор под составом аффилированности понимает предусмотренный законом исчерпывающий перечень признаков, характеризующих конкретное лицо как аффилированное; под основанием аффилированности - юридические факты, позволяющие в соответствии с законом отнести тот или иной субъект к аффилированным лицам2.

     Причиной  зависимости одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности от другого с точки зрения законодательства могут быть отношения различного рода:

     - имущественные, основанные на  владении весомым пакетом акций  (долей участия) в уставном  капитале хозяйственного общества;

     - договорные, основанные на наличии  договорных обязательств, позволяющих  одной стороне определять условия  ведения предпринимательской деятельности другой стороной (например, договор кредита с залогом имущества);

     - организационно-управленческие, в частности,  основанные на участии физических  лиц в органах управления юридических  лиц;

     - родственные.

     Законодатель  выделяет аффилированных лиц юридического и физического лица.

     Аффилированными лицами юридического лица в соответствии с положениями Закона о конкуренции, не утратившими силу в настоящий момент, являются:

     - член его совета директоров  или иного коллегиального органа  управления, член его коллегиального  исполнительного органа, а также  лицо, осуществляющее полномочия  его единоличного исполнительного  органа;

     - лица, принадлежащие к той группе  лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

     - лица, которые имеют право распоряжаться  более чем 20% общего количества  голосов, приходящихся на голосующие  акции либо составляющие уставный  или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица;

     - юридическое лицо, в котором данное  юридическое лицо имеет право  распоряжаться более чем 20% общего  количества голосов, приходящихся  на голосующие акции либо составляющие  уставный или складочный капитал,  вклады, доли данного юридического  лица;

     - если юридическое лицо является участником ФПГ, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников ФПГ, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ.

     Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего  предпринимательскую деятельность, являются:

     - лица, принадлежащие к той группе  лиц, к которой принадлежит  данное физическое лицо;

     - юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица.

     Как следует из приведенных законодательных норм, во-первых, в российском правопорядке аффилированность понимается как способность одностороннего воздействия или влияния одного участника хозяйственного оборота на другого. То есть если "A" аффилированно к "B", а "B" аффилированно к "C", то это еще не означает, что "A" аффилированно к "C", за исключением принадлежности "A", "B" и "C" к одной группе лиц. Во-вторых, в российском законодательстве институт аффилированных лиц определялся в контексте сугубо "антимонопольного понятия" - группа лиц. Конструкция ст. 4 прежнего антимонопольного Закона была такова, что "группа лиц" содержалась "внутри" категории "аффилированные лица". Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц", исходя из имевшихся в этом Законе подходов, относились друг к другу как общее к частному, поскольку лица могли быть признаны аффилированными по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц. В-третьих, исключая аффилированность физических лиц, не осуществляющих предпринимательской деятельности (что следует из буквального прочтения абз. 26 ст. 4 Закона о конкуренции), прежний антимонопольный Закон вступал в противоречие с собственными положениями о принадлежности к аффилированным лицам всех участников группы лиц, в том числе и физических лиц, не осуществляющих предпринимательской деятельности.

     Вступивший  в силу в октябре 2006 г. Закон о защите конкуренции определяет "группу лиц", не "привязывая" ее к категории аффилированности. Перед законодателем сегодня стоит важная для правоприменительной практики задача - разработать адекватное требованиям времени понятие "аффилированное лицо", избегая при этом выявившихся в процессе применения прежнего Закона о конкуренции недостатков.

     Новые тенденции в регулировании  аффилированности. Следует заметить, что понятие "аффилированные лица" в последнее время превращается в межотраслевое. Так, оно используется в законодательстве о бухгалтерском учете, заложено в концепцию предлагаемых Министерством финансов РФ изменений в правовом регулировании взаимозависимых лиц. Действительно, очень часто правовые категории имеют тенденцию к универсализации, к распространению на другие сферы правового регулирования. Эта тенденция основана на принципе законотворческой экономии, требующем сокращения числа используемых правовых дефиниций, близких по содержанию.

     В целом разделяя такой подход, как  способствующий единообразию законодательства и правоприменения, мы поддерживаем позицию специалистов, которые видят  перспективный путь развития российского  законодательства об аффилированных лицах в конкретизации перечня социальных связей, наличие которых позволяет пренебрегать юридической самостоятельностью участников оборота для тех или иных конкретных целей законодательства, а не путем создания унифицированного понятия аффилированности и его всеобщего применения.

     Необходимо  отказаться от смешения понятий аффилированности для целей корпоративного права, для целей законодательства о защите конкуренции и для целей налогового регулирования. Базовое понимание аффилированности как способности влиять на предпринимательскую деятельность других лиц в различных отраслях и институтах законодательства должно быть дифференцировано с учетом целей, наиболее близко отвечающих функциональному предназначению соответствующих отраслей и институтов. Для этого требуется выявление ключевых ценностей, правовую охрану которых обеспечивают соответствующие правовые институты.

     Так, И.В. Редькин определил цель регламентации института аффилированных лиц в корпоративных правоотношениях как обеспечение охраны интересов инвесторов от недобросовестной деятельности и злоупотребления лиц, имеющих влияние на деятельность компании3. "В акционерном праве, - пишет А.Н. Ахмедшина, - положения об аффилированных лицах должны создать правовой механизм, способный обеспечить разрешение "конфликта интересов" между обществом и его директорами, управляющими, реализацию принципа "приобретения гражданских прав и обязанностей своей волей и в своем интересе"4. Цель регулирования экономической зависимости в антимонопольном законодательстве - обеспечение возможности конкурентного поведения хозяйствующих субъектов на товарном и финансовом рынках, в налоговом - защита публичных интересов с целью наиболее полного взимания налогов.

     Представляется  обоснованным предложение авторов  Концепции развития корпоративного законодательства о внесении в законодательство изменения, касающегося отказа от единственно  принятой в настоящее время формулировки аффилированности как способности одностороннего влияния одного участника оборота на другого (курсив нежирный). Необходимо легальное признание категории социальной связанности, т.е. заинтересованности одного участника оборота в наступлении положительных последствий для другого участника оборота.

Информация о работе Правовое регулирование экономической зависимости хозяйственный обществ, аффилированные лица