Правовое регулирование деятельности предпринимателей без образования юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка проанализировать основные вопросы правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 143.50 Кб (Скачать)


30

 

Введение

 

Существует достаточно большое количество организационно-правовых форм предпринимательства. Практика российского хозяйствования показывает, что наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как: индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

В данной работе автор останавливается на такой  организационно-правовой форме как индивидуальный предприниматель или предприниматель без образования юридического лица.

В странах рыночной экономики индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство - самая простая форма предпринимательства. Тем не менее, распространенность ее обусловлена не только простотой организации и оформления, но и в силу ряда имеющихся у нее преимуществ, - сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики.

Целью данной работы является попытка проанализировать основные вопросы правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.


1. История предпринимательства

                            1.1. История предпринимательства в России

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

              Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). По словам византийского императора Константина Багрянородного русские купцы в ноябре отправлялись вглубь страны, на погосты, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год. Весной они возвращались в Киев, а из Киева на суднах добирались до Царьграда. В данном городе русские купцы пользовались различными льготами. Шесть месяцев они торговали в Царьграде и  возвращались к себе на родину не ранее октября. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

              Первый русский свод законов «Русская правда» был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, выделяет особо:

чувство меры

практический расчет

самообладание

трезвость характера

сила воли.

Именно эти черты определяли его успех  более тысячи лет.

              Одним из самых характерных городов русского предпринимательства был Новгород Великий. Торговлей и предпринимательством здесь жила большая часть населения, и предприниматель был главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Одной из них является былина о Садко, купце - предпринимателе, который показан как герой - богатырь, причем подвигом представлена его торговая деятельность.

             

 

 

1. 2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имуще­ственный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес - побудительный мотив предпринимательской деятельно­сти. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат пред­принимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представля­ется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому раз­личного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности пред­принимательский доход представляется в форме экономической прибыли, вы­ступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизиро­вать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвер­галась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выра­жаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не мо­жет не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию це­левых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В ко­нечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпри­нимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освое­ние нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира пред­принимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них до­пустима при одном непременном условии - обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является ис­точником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эф­фективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стре­мится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравнове­шивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разреше­ние этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в ко­нечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетво­ренность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.

 

 

 

2.Правовое регулирование деятельности предпринимателя

2.1. Понятие предпринимательской деятельности

Предпринимательская  деятельность  -  по  гражданскому  законодательству  РФ  самостоятельная,  осуществляемая  на  свой  риск  деятельность,  направленная  на  систематическое  получение  прибыли  от  пользования  имуществом,  продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг  лицами,  зарегистрированными  в  этом  качестве  в  установленном  законом  порядке  (ст.  2  ГК  РФ).

При   анализе  данного  понятия  можно  выделить  следующие  его  признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каж­дый собственник имущества вправе свободно им распоря­жаться по своему усмотрению себе во благо, что выража­ется, как правило, в плодах и доходах от имущества.

В  законодательном  регулировании  был разрешен  вопрос:  прибыль  от  какой  деятельности  считается  полученной  от  предпринимательства.  Его  объектом  согласно  ГК  является  пользование  имуществом,  продажа  товаров,  выполнение  работ  или  оказание  услуг.  Действительно,  по  общему  правилу  предприниматели  получают  прибыль  от  реализации  товаров  и  услуг.  Несколько  абстрактнее  выглядит  понятие  «прибыль  от  пользования  имуществом».  Если  рассматривать  его  буквально  и  в  системе  с  нормами  части  второй  ГК,  то  договоры  займа,  подряда,  на  выполнение  научно-исследовательских,  опытно-конструкторских  и  технологических  работ,  перевозки,  транспортной  экспедиции,  банковского  вклада,  банковского  счета,  хранения,  поручения,  комиссии,  доверительного  управления  имуществом  и  некоторые  другие  договоры  с  элементом  прибыли  не  вправе  заключать  гражданин,  не  зарегистрированный  в  качестве  предпринимателя. Наиболее  ярко  это проявляется  в  таких  договорах,  как  заем,  договорное управление имуществом и договор банковского  вклада.  Гражданин  вполне  может  самостоятельно, на свой риск на  достаточно  длительный период  передать  другой  стороне имущество или  деньги  в  целях  получения  прибыли  (процентов), но  формально  подпадает  под  необходимость  регистрации  в  качестве предпринимателя. То есть  в  настоящее  время  миллионы  граждан  -  владельцы  счетов  в  банках -  нарушают  норму  ст.  2  ГК,  если  воспринимать  ее  буквально.  Это  подтверждает  несоответствие  данной  нормы  реальности.  Если  один  гражданин  дает  другому  заем  с  компенсацией  заемщиком  инфляции  (например,  по  курсу  доллара),  он  считается  получающим  прибыль,  так  как  государством  до  сих  пор  должным  образом  не  учитывается  при  налогообложении  коэффициент  инфляции,  хотя  нормативных  деклараций  на  этот  счет  было  достаточно.  Таким  образом,  не  имея  на  деле,  не  только  прибыли,  но  и  цели  её  получения,  гражданин  идет  против  закона,  что  чревато  признанием  такой  сделки  недействительной,  изъятием  мнимой  прибыли и  штрафом.

Однако не  вполне  точно  и  понятие  «прибыль  от  продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг».  Нередки  случаи,  когда  гражданин  реализует  бывшие  в  употреблении  и  даже  новые  товары,  ранее  приобретённые  для  личного  потребления  (без  цели  перепродажи),  в  связи  с  отпадением  надобности  в  них  (например,  излишки  строительных  материалов  при  сооружении  индивидуального  жилого  дома).  Такая  продажа  может  осуществляться  достаточно  длительный  период  или  по  частям,  что  вполне  возможно  истолковать  как  систематичность.  Ввиду  того,  что  при  продаже  гражданин  преследует  цель  получить  доход  (прибыль),  его  также  можно  счесть  нарушителем  закона,  так  как  он  не  зарегистрировался  в  качестве  предпринимателя.

Многие граждане от случая  к  случаю  производят  мелкие  работы  по договорам  подряда или поручения  за  плату.  В  силу  законодательной неопределенности по данному вопросу  налоговые  инспекции  не  могут  объяснить, почему на практике к  «арендодателям»  имущества  предъявляют требования о государственной  регистрации  в  качестве  предпринимателей, а к «подрядчикам»  -  нет,  хотя  по  признакам  предпринимательства, указанным  в  ст.  2  ГК РФ,  их  деятельность  часто совпадает.

Почти  каждый  гражданин заключает в год несколько гражданско-правовых  сделок  с  элементом  прибыли.  Как правило, доход выражается в незначительных  суммах, которые  один гражданин (организация) выплачивает другому сразу по окончании работ наличными. Если требования о регистрации понимать  буквально, то необходимо сразу и заранее  все дееспособное население зарегистрировать как предпринимателей и обязать вести учет. Последствия  такого допущения очевидны: с одной стороны, теряется  смысл  гипертрофированного понятия  «предприниматель», отождествляемого с гражданином (или наоборот), с  другой стороны, норма  закона  не  обеспечивается практической возможностью ее реализации.  Гражданину  нет  смысла  терять  ради  небольшого  дохода  время и  средства  на  регистрацию,  поэтому  огромное  большинство  мелких  доходов  граждан,  особенно  по  договорам  между  собой  (устным  сделкам  в  особенности),  будет  оставаться  неучтенным,  количество  «нарушителей  закона»  станет  астрономическим,  а  работу  судов  можно  существенно  затруднить  огромным  числом  дел  по  требованиям  налоговых  органов  о  признании  сделок  граждан  недействительными  по  формальным  признакам.

Гражданин-предприниматель должен открыто относиться к объекту своей деятельности как профессионал, специалист. Интересно в этом плане определение ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США: «Коммерсант - это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знани­ями или опытом в отношении операций и товаров, являю­щихся предметом сделки, а также тот, кто может рас­сматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или иного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом»[1].

Информация о работе Правовое регулирование деятельности предпринимателей без образования юридического лица