Правовое регулирование цен и тарифов

Автор: Асхат Сахипов, 02 Ноября 2010 в 16:02, реферат

Описание работы

Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических и социальных основ нового общества. Быстро и безболезненно по воле отдельных личностей, партии аппарата управления преобразовать огромную страну невозможно. Хотя ушла в прошлое жестко централизованной структуры управления, но остается идеология людей, которую очень сложно перебороть. Но всё же люди постепенно начинают осваивать возможности открываемые свободой экономической деятельности, частной инициативой.
Все более насущней становится потребность в административно – правовом регулировании. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узко корыстных интересах (что происходит и по сей день), будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.
Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов»1. Она начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого – либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно – правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норма будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.
Правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование это – требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке.

Содержание

введение………………………………………………………………….. ……3 стр.

ЦЕЛИ и средства ГОСУДАРСТВа в РЕГУЛИРОВАНИи ЦЕН…… ..5 стр.
Контроль государства за соблюдением порядка
применения регулируемых цен……………………………… ... …8 стр.
функции и Задачи правового регулирования цен……….10 стр.

ЦЕНА И ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ………………………………………………………………………………………….14 стр.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ…..16 стр.
ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….20 стр.
заключение………………………………………………………………….22 стр.
Список литературы……………………………………………………..23 стр.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование цен.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Перераспределение ресурсов может касаться промышленного  и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

      Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

      В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

      Правительственный запрет или ограничения на такие  загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.

      Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

      5. Перераспределение  доходов

      Не  менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

      6. Деятельность государства,  как субъекта имущественных  отношений

      Традиционным  объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

      Источником  формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

      Казалось  бы, государственная собственность  на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне.

      Современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации. 

      ЦЕНА  И ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  В ГРАЖДАНСКОМ  КОДЕКСЕ РФ 

     Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования-оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

     Классическая  политическая экономия рассматривала  свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, - вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными.

     Изучая  функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители, потребители, они не в силах отменить, не в силах отменить процентную ставку за кредит, в то время как цены они могут снижать, повышать или покупать товары, сырье с разным уровнем цен. Даже в период диктатуры плана предприятия ухитрялись использовать систему надбавок-скидок, договорных, временных цен, чтобы улучшить свои экономические показатели.

       Значительное  внимание в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам ценообразования.

      В первой части Кодекса выделена специальная  статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных рыночных цен в России.

      Разновидностью  цен признаны тарифы, расценки, ставки и т. п., тем самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1) банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции и т. д.), 2) трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т. п.

      Подчеркивается, что в предусмотренных законом  случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами.

      Основой для изменения цен после заключения договора являются условия, предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п. 2 ст. 424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1) предусмотренных договором, 2) законом либо в установленном законом порядке.

      В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. Зет. 424).

      Статьей «Оплата товара» предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его полной цены (п. 1 ст. 486). В случае неисполнения покупателем обязанностей по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены, но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.

      Статьей 503 определены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, в том числе право требовать 1) соразмерного уменьшения покупной цены, 2) возмещения расходов на устранение недостатков товаров.

      Статья 555 определяет положение цены в договоре продажи недвижимости. В ней утверждается, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

      При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме  условия о цене недвижимости договор  о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса (см. выше), не применяются.

      Учитывая, что здания, сооружения и другие объекты недвижимости неразрывно связаны  с землей, предусмотрены нормы, определяющие правовую судьбу земельного участка, на котором находится недвижимость. А именно покупателю одновременно с передачей права собственности на здание, сооружение, иное недвижимое имущество передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (ст. 552, п. 1). А ст. 555, п. 2 утверждает, что цена зданий, сооружений, находящихся на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на него.

      Достаточно  подробно Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709). Здесь дается методика ее расчета, вид цены (твердая или приблизительная), форма уплаты цены за выполненную работу.

      В отношении договора бытового подряда  Кодекс предусматривает цену и условия оплаты работы (ст. 735). 
 

        ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА  НА ЦЕНЫ 

      Различают прямое и косвенное воздействие  государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

      В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются  и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

      Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

      Прямое  вмешательство государства целесообразно  тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста, например в 1998 г. предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г. прогнозируется рост цен в размере 30% (не выше 3% в месяц). Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 1998 г. рост цен составил 184%).

      Решение о необходимости регулирования  цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.

      Можно выделить следующие формы прямого  вмешательства государства в процесс ценообразования.

      1. Общее замораживание цен (оно  применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары). Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г, стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

      2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Информация о работе Правовое регулирование цен и тарифов