Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:25, контрольная работа
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением римского народа». Что имелось в виду? Раньше всего, конечно, та степень власти, которую отец семейства {paterfamilias) имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, «находившейся на положении дочери», и всеми домочадцами в совокупности. Все они именуются sui - «свои», тогда как отец семейства - sui iuris - «сам себе господин», «полноправный».
Тема
4. Правовое регулирование
брачно-семейных отношений
Юристы
относили правовой строй римской
семьи к числу специфических
римских правовых институтов. И действительно,
только римский гражданин, вступив
в римский брак (iustum matrimonium) мог основать
римскую семью.
Римский
семейный строй Гай считал настолько
нетипичным, что называл его «
Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между патерфамилиас и его подвластными - связь когнатическая, а юридическая, или, по римской терминологии, агнатическая. Ни жена, ни усыновленный приемыш не были кровными родственниками главы фамилии, но их правовое положение было таким же, что и кровных, - сыновей, дочерей.
Третья
особенность римской семьи
Примечание. Суждение Гая об исключительности римского семейного строя в основе своей ошибочно, хотя нельзя отрицать за римской фамилией и специфических черт. Столь же патриархален и старославянский семейный строй.
Старославянское
огнище (печище) было тем же, что и фамилия,
чтившая своих семейных божков (ларов),
располагавшихся на каминной полке; только
древний славянин помещал чуров-пращуров
как охранителей семейного благополучия
в доме и близ него. Славянское
«чадь» - то же, что и римское sui. Этим термином охватываются все те люди, которые жили в доме под господством отца, -дети, внуки, рабы (челядь). Жена настолько была связана с мужем, что по обы чаю должна была всходить на его погребальный костер. Муж («господин», «староста») распоряжался домом и имуществом. Он женил сына и выдавал замуж дочь. В голодное время ему не возбранялось продавать детей в рабство. А уж в том, что при договоре займа, известном под названием «купы», русский домовладыка мог отдавать в закупы своего сына, нет никаких сомнений. Так было и у западных славян.
Мы уже не говорим о семитическом праве, как оно представлено в Кодексе Хаммурапи или Второзаконии. Тот же патриархальный семейный строй с незначительным отклонением от «нормы». Библейская история об Аврааме, с легкостью готовом принести в жертву единственного, долгожданного, любимого сына, излагается как нечто само собой разумеющееся: Господь повелел! О праве никто и не задумывается.
Имеются
бесспорные свидетельства существования
большесе-мейной общины у древних римлян.
Среди них фрагмент Институций Гая, обнаруженный
в 1933 г., в котором речь идет о совместном
сообществе братьев, возникшем после смерти
отца. Имущество в нем считалось общей
собственностью братьев и существовал
иск о разделе этой собственности. «Большая
семья», объединявшая некогда под одной
крышей и под одной властью всех принадлежавших
к ней агнатов как собственников семейного
имущества, упоминается и в Дигестах (Д.
50.16).
Юридическое
положение подвластных менялось
в зависимости от двух обстоятельств
- смерти патер-фамилиас, когда, по римской
поговорке, «сбрасывалась маска жизни»,
и по его воле, когда он находил нужным
или возможным эманципировать, т. е. освободить
из-под своей власти, сына, выдать замуж
дочь, отпустить на волю раба.
А. Когнаты и агнаты. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.
Первоначальное значение римского слова «фамилиа» (jamilid)- «домашнее хозяйство», совокупность данных имущественных цен ностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, я в состав «фамилии» стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало как совокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние - жена, дети, внуки.
Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин (нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало заботиться при жизни, и пр.), наряду с детьми «натуральными»- появились дети усыновленные. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит «родственник по отцу». Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас (живших своими семьями).
Б. Родственники по матери стали называться когнатами (сродниками). Прежде всего, это дочери (сестры), выданные в чужую семью и тем самым порывавшие частноправовые связи со старой. Теперь их связывали только семейные празднества и родственные чувства.
Агнатическая связь, учили римские юристы, уничтожается любой из форм умаления правоспособности (capitis deminutio), ибо агнатство есть установление «искусственное», тогда как связь когнатическая, связь, принадлежащая к «естественному праву», должна считаться нерушимой в принципе.
Таким образом, подытожим, сын становился полновластным; дочь, перейдя в семью мужа, подпадала под его власть (или власть свекра, если он был жив), и ее связывали с прежней семьей лишь религиозные обряды да семейные праздники; вольноотпущенный приобретал свободу, ограниченную его обязанностями в отношении к «патрону». Дети, рожденные дочерью, оказывались под властью ее нового домовладыки, и таким образом счет Родства велся по мужской линии. Дети эманципированного сына, как и его внуки, были в отношении к своему родному деду когнатами, т. е. родственниками, лишенными юридической связи со своим прародителем.
С
течением времени, в тесной связи
с новыми экономическими, социальными
и идеологическими факторами, смягчается
гнетущая отцовская власть, родство когнатическое,
кровное, теснит родство традиционное,
агнатическое, приближая римскую семью
к ее современной модели. Но еще долго
дозволялась продажа в рабство сына, чем-либо
опорочившего свою семью.
2. Эволюция природы римской семьи и изменение правового статуса её членов.
3. Исторические формы развития института брака по римскому праву.
4. Личные и имущественные отношения между членами семьи.
5. Понятие отцовской власти.
6. Усыновление в римском праве.
Информация о работе Правовое регулирование брачно-семейных отношений