Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:15, реферат
Актуальность. В настоящее время тема, касающаяся правового положения акционерных обществ, наиболее актуальна, поскольку большинство юридических лиц имеют форму акционерного общества. Некоторые из них учреждены по решению Правительства, значительное число преобразовано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, многие созданы как дочерние компании или, напротив, холдинги, объединяющие несколько самостоятельных структур, и даже крупные финансово-промышленные группы, контролирующие целые сектора рынка. Наконец, часть акционерных обществ образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Во многих акционерных обществах соучредителями выступают иностранные участники корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч акционерных обществ имеют закрепленные в федеральной собственности акции.
Введение 3
Правовое положение акционерных обществ 5
1. Характеристика законодательства Российской Федерации об акционерных обществах 5
2. Особенности законодательного регулирования создания и правового положения некоторых групп акционерных обществ 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Вопрос о том, являются ли источниками законодательства об акционерных обществах акты судебной и арбитражной практики, является предметом многочисленных дискуссий. Указанные акты к таковым (источникам) не относятся, хотя и играют существенную роль в восполнении пробелов в действующем законодательстве. Приведем один практический пример: в органах юстиции, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, при попытке зарегистрировать изменения к Уставу акционерного общества, было отказано в регистрации под предлогом того, что размер уставного капитала общества на дату регистрации изменений был ниже, чем установленный законом предел - 100 МРОТ. Пункт 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда № 4/8 от 02 апреля 1997 года пояснил, что в данном случае имеется в виду размер Уставного капитала на момент первичной регистрации общества.
Локальные акты акционерных обществ - в появлении данных актов, которые, впрочем, весьма условно можно отнести к источникам права, регулирующим акционерные oтношения, в полной мере проявляется метод гражданско-правового регулирования, для которого характерны автономия воли участников, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, возможность выбора между различными вариантами поведения. Локальные акты акционерных обществ разумно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и иные документы (санкционирование проявляется в государственной регистрации и в утверждении, например, уставов акционерных обществ создаваемых при приватизации государственных унитарных предприятии). В числе внутренних актов необходимо выделить различные положения, а именно, о распределении и использовании прибыли, о ценных бумагах обществ, о peecтpe акционеров общества и т.п. Нельзя не отметить исключительную важность локальных актов акционерного общества, которые позволяют восполнить пробелы, имеющиеся в законодательстве. В акционерном обществе при отсутствии Совета директоров возникает вопрос: "Кто от имени общества будет подписывать контракт с Генеральным директором?" Внесение в устав нормы, обязывающей акционеров вместе с решением вопроса об избрании Генерального директора назначить лицо, которое подпишет с ним контракт, позволяет выйти из правового тупика.
В литepaтype к числу источников "акционерного права" некоторые авторы относят еще и договоры. Такая позиция представляется спорной, поскольку, хотя учредители и заключают между собой письменный договор о его создании, являющийся договором простого товарищества, но такой договор порождает юридические последствия лишь для определенного круга лиц - учредителей общества. Кроме того, в соответствии с п. 3 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ за № 4/8 oт 2 апреля 1997 года договор о создании акционерного общества не является учредительным документом последнего, что еще больше сужает сферу его применения.
В то же время между основным н дочерним обществами может быть заключен договор, позволяющий основному обществу давать дочернему обязательные для последнего указания. Правовая природа такого договора вызывает массу вопросов. Так, практика приватизации знает целый ряд примеров, когда на базе главка министерства создается холдинг. Главк преобразуется в открытое акционерное общество, часть акций которого распределяется среди работников предприятий, ранее объединенных в указанный главк. Бывший главк (ныне ОАО) становится собственником 100% акций всех входивших в него предприятий (ныне также ОАО). Очевидно, что отказ oт подписания указанного договора на практике приведет к немедленному увольнению генерального директора дочернего общества. В таких условиях говорить о свободе договора просто неуместно, т.к. существовавшая ранее административная зависимость приобрела новое качество, закрепившись посредством злоупотребления правом в рамках акционерных отношений.
2. Особенности законодательного
регулирования создания и правового положения
некоторых групп акционерных обществ
Статья 1 (п.п. 3, 4, 5) Закона РФ "Об акционерных обществах" устанавливает, что его действие распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории РФ, но с определенными ограничениями, установленными Федеральными законами, касающимися четырех групп обществ. Указанные ограничения касаются:
Особенности создания
и правового положения
Акционерные общества, принадлежащие ко второй группе, представляют собой предприятия агропромышленного комплекса. Основные особенности создания и правового положения акционерных обществ агропромышленного комплекса регулируются Законами РФ 21.12. 2001 года №178-ФЗ и от 24.07.2002 года №101-ФЗ главной составляющей производственного процесса в сельском хозяйстве является земля. Для отдельных предприятий при их преобразовании в акционерные общества установлены обязательные условия сохранения одного или нескольких видов деятельности. Указанные ограничения затрагивают, например, племенные конезаводы.
К третьей группе относятся акционерные общества, создаваемые в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Очевидно, что в ходе процесса приватизации, который регламентирован значительным количеством нормативных актов, самого акционерного общества еще нет. Особенности создания и правового положения указанных акционерных обществ устанавливаются нормативными актами о приватизации. К ним oтносятся Закон РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" oт 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ, Указы Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" oт 1 июля 1992 года № 721, "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" oт 24 декабря 1993 года № 2284, "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г" oт 22 июля 1994 года № 1535, "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как coбcтвенника и акционера" oт 18 aвгуста 1996 года № 1210; решения Правительcтвa РФ. Приватизация отдельных предприятий может регулироваться специальными нормативными актами.
В ряду характерных особенностей, присущих акционерным обществам, созданным в порядке приватизации, необходимо выделить следующие:
Закон РФ "Об акционерных обществах" определяет временные рамки процесса приватизации. Юридические нормы, устанавливающие особенности правового положения рассмотренной группы акционерных обществ, действуют с момента принятия компетентным органом решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее срока окончания приватизации, установленного планом приватизации данного конкретного предприятия. На практике дату начала приватизации определить несложно, а с установлением даты окончания приватизации возникает много сложностей. Известны случаи, когда значительный пакет акций находится в собственности государства или муниципального образования несколько лет или на длительный срок объявляется “золотая акция”. В таком случае процесс приватизации считается незавершенным. Срок окончания приватизации обычно не указывается, что затрудняет применение и этого критерия. Для устранения неопределенностей и обеспечения единого толкования рассматриваемых норм Закона РФ "Об акционерных обществах" совместный Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 2 апреля 1997 года № 4/8 разъяснил:
В четвертую группу входят акционерные общества работников (народные предприятия), особенности создания и правового положения которых определены Законом РФ "Об особенностях правовою положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ.
Народное
предприятие может быть создано
только в результате реорганизации
уже существующей коммерческой организации,
кроме государственных и
Работник народного предприятия не может иметь в собственности более 5% акций общества. В случае превышения указанного размера он обязан продать обществy, а последнее обязано купить излишки акций по их номинальной стоимости. В случае увольнения с предприятия работник также обязан продать обществу свои акции, но уже по выкупной стоимости, а общество должно выкупить эти акции. Законом устанавливается ответственность общества за выполнение обязательства по выкупу акций - применяется статья 395 ГК РФ. Ответственность работника за исполнение обязательства по продаже акций не установлена.
По требованию кредиторов акционера, если для удовлетворения требований последнего недостаточно иного имуществa должника, общество обязано выкупить у него акции и выплатить их выкупную стоимость.
Работник народного предприятия вправе продать только 20 и менее процентов от принадлежащих ему акций иным работникам предприятия или самому обществу.
Дивиденд по акциям может быть выплачен не чаще одного раза в год.
Действие статьи 75 Закона РФ "Об акционерных обществах" распространяется только на тех акционеров, которые не являются работниками предприятия, в числе которых могут быть и юридические лица.
По некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционеров (реорганизация общества) применяется особый порядок голосования: 1 акционер - 1 голос.
Завершая рассмотрение особенностей создания и правового положения выделенных групп акционерных обществ, необходимо отметить, поскольку Закон РФ "Об акционерных обществах" относит к специальному правовому регулированию только особенности создания и правового положения рассмотренных групп обществ (кроме народных предприятий, о которых в законе ничего не сказано), то во всем остальном, что не урегулировано специальным законодательством, следует руководствоваться общим законом, которым является Закон РФ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.
Заключение
Акционирование стало новым феноменом социально-экономической практики реформирования России. Они предельно четко потребовали совершенно нового правового подхода к осмыслению роли и места этих процессов и их правового регулирования. Это, в свою очередь, дало мощные импульсы для создания и развития обширного круга правовых (нормативных) актов и использования в этих целях как большого потенциала современной российской правовой науки, так и обширного наследия ХVII – начала XX вв., а также богатого опыта правового регулирования процессов акционирования в зарубежных странах.
Информация о работе Правовое положение акционерного общества