Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:05, курсовая работа
Большинство ученых-юристов считают скандинавское право особой разновидностью романо-германской правовой семьи или отдельной сферой континентальной системы права. Дело в том, что право стран Северной Европы активно пользуется юридическими конструкциями и понятиями романо-германской правовой семьи. Скандинавское право придерживается принципа верховенства закона.
Введение …………………………………………………………………………3
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА НОРВЕГИИ …………………………………..5
Иерархия Норвежских источников права …………………………...5
Конституция и конституционный обычай………………………….6
Формальные законы ………………………………………………...7
Судебная практика …………………………………………………..7
Принципы, традиции и обычаи как источники права ……………8
Обосновывающие законопроект документы……………………....9
Акты органов исполнительной власти …………………………….10
Конвенции и международное законодательство ………………….11
Выводы ………………………………………………………………………. ..12
Список литературы ………………………………
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Выводы ……………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….13
Введение
Большинство ученых-юристов
считают скандинавское право ос
Развитие права в Скандинавии шло собственным путем. Для исторического развития этих стран характерны следующие особенности: неразвитость управленческой иерархии; наличие свободных крестьян; демократические формы учета интересов различных слоев населения в рамках церковного прихода, что вело к компромиссным средствам решения возникающих социальных конфликтов; постоянное приспособление экономического развития к условиям патриархального общества — в связи с чем в Скандинавии возникает централизованная система права, распространившаяся на всю территорию государства. Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права: особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны сотрудничают в области законотворчества, и этот процесс, начавшийся в конце XIX в., привел к появлению большого числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. Сотрудничество стало характерной чертой правотворчества в области брачно-семейного, договорного, деликтного права, права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Однако в публично-правовой сфере, в уголовном праве и процессе, в налоговом праве, в праве собственности на недвижимость, то есть в областях, с достаточно сильными местными традициями, такая кооперация выражалась слабее.
В скандинавских странах закон является основным источником права, и суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается существенное различие между системами скандинавского и общего права. Однако в Скандинавских странах весьма значительна роль суда. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства.
Судья в
Скандинавских странах
Норвегия является страной с чрезвычайно развитой правовой системой. Своей властью государство стремиться охватить как можно большее количество отраслей жизнедеятельности общества. Своеобразие этой системы заключается в наличии в ней отдельного корпуса правовых норм, восходящих ещё к эпохе датского колониального владычества. Вплоть до сегодняшнего дня законодательство Норвегии включает в себя действующие по сей день отдельные постановления так называемого Норвежского уложения короля Кристиана V, датируемого 1685 годом. Значительный корпус права составляют законодательные акты, изданные в XVIII - XIX веке1.
Закон, как форма выражения права, признается норвежской доктриной самым главным её источником. Первое место в этом списке занимают Кон-
ституция и конституционные обычаи; второе — формальные законы (или традиции); третье — судебная практика Верховного Суда; четвертое — материалы, обосновывающие законопроекты (помогают выяснить замысел и цели закона). Указанные четыре вида источников самые важные. На пятом
месте в списке так называемые разумные оценки и правительственные акты, деловые обычаи и др. Важно иметь в виду то, что это ранжирование не является абсолютным, т.е. позволяется толковать источники, имеющие наивысшую юридическую силу, ограниченно, а источники, обладающие меньшей юридической силой, — расширительно, если такое толкование разумно и не противоречит другим источникам2.
Такой юридический метод необходим для того, чтобы решать юридические вопросы. Единый подход к толкованию является существенным для обеспечения единого понимания того, что считать правильным и что является правильным или неправильным в обществе. Важным представляется то, что профессиональные юристы должны применять установленный и признанный метод для того, чтобы корректно оценивать юридические вопросы и принимать решения по ним в соответствии с установленной судебной практикой.
Источником, имеющим наибольшую юридическую силу, являются Конституция и конституционный обычай. Никакие другие источники права не могут противоречить их положениям. Конституция в Норвегии была принята в 1814 г. В ней закреплены основные положения и принципы норвежского политического и государственного строя. Толкование Конституции и конституционного обычая редко оспаривается в судах, и даже разногласия с их положениями высказываются очень редко.
Конституционные обычаи в основном регулируют отношения между Парламентом (Stortinget), играющим важную роль в политической структуре Норвегии, и Правительством (например, система, регулирующая отношения по разделению полномочий между Правительством и Парламентом, называется «Парламентарный строй»3.
На этом же уровне находится также Европейская конвенция по правам человека, которая имеет «полуконституционный» ранг, что установлено статьей 3 Закона о правах человека.
Законы, которые принимает норвежский Парламент, называются формальными законами и являются самыми часто применяемыми источниками в Норвегии.
Законы создаются согласно строго определенной процедуре: Правительство или группа депутатов обладают правом законодательной инициативы. Правительство назначает комиссию по законопроекту, которая разрабатывает текст нового закона, проводит исследования в целях обоснования необходимости принятия закона, указывает цель и назначение законопроекта, а также его возможные экономические и общественные последствия. Потом текст законопроекта вместе с обосновывающими материалами рассылается тем, чьи интересы он может затронуть, например, определенным организациям, объединениям. Текст законопроекта, разработанный комиссией, и мнения заинтересованных лиц рассматриваются экспертами в Министерстве юстиции. Эти эксперты пишут заключение под названием «предложения в законопроект» (lovproposisjon) со своими поправками. Далее законопроект вносится соответствующим министерством в Парламент. Текст законопроекта сначала рассматривается соответствующим комитетом Парламента, а затем поступает в Парламент. После принятия Парламентом законопроект направляется Королю на подписание. Подписание Королем — формальность. Закон вступит в силу тогда, когда это будет предписано законом.
Суды принимают решения на основании закона. Тем не менее суды посредством разрешения конкретных споров уточняют смысл закона и даже восполняют пробелы действующего законодательства. Такое «восполнение закона» называется прецедентом. Замысел и причина применения прецедента в скандинавских странах заключаются в том, что право должно быть единообразно, т.е. одинаковые дела должны решаться единообразно, и что необходимо выяснить нерешенные юридические вопросы. Прецедент развивается прежде всего на основании решений Верховного Суда. Нижестоящие суды могут также иметь значение, но не такое, как у Верховного Суда4.
Как правило, обычай регулируется и устанавливается судебной практикой. Из-за принципа законности это может быть только в сфере гражданского права, а не в публичном праве. Например, Закон о правонарушениях (The Law of tort) почти полностью отрегулирован обычаем.
Принципами являются правила, которые имеют более общий характер и могут быть использованы как средства толкования законодательства, когда для урегулирования отношений отсутствует точная правовая норма. Детальное содержание принципов раскрывается в судебной практике и юридической литературе. Принципы имеют силу, соответствующую формальному закону. Важным и часто используемым принципом является принцип лояльности между сторонами в коммерческих договорах. К тому же в публичном праве принцип законности важен для толкования законов
Традиции и обычаи играют важную роль в норвежском законодательстве. Существует два вида традиций (обычаев), признаваемых источниками права: это конституционный обычай и обычная традиция. Например, Конституционный обычай распространяется на отношения между Правительством и Парламентом. Как было сказано выше, по юридической силе он находится на одном уровне с Конституцией. Обычная традиция по юридической силе равна силе формального закона. В качестве примера обычной традиции можно привести требования возмещения убытков вследствие причинения вреда. Условия возмещения убытков были выработаны практикой в течение последних ста лет и по юридической силе равны формальному закону. Это означает, что указанная традиция может быть изменена только с принятием нового формального закона или при внесении поправки в Конституцию, если данная традиция представляет собой конституционный обычай5.
Преимущества системы традиций:
Отрицательная сторона традиций: сложность в понимания для лиц, не обладающих специальными юридическими знаниями.
Так называются те документы, которые создаются в процессе разработки. Их вес как источников права зависит от времени их принятия: чем ближе к принятию закона Парламентом документ создан, тем больший вес имеет документ. Эти документы являются источником права, поскольку в них определяются намерение и цели закона, обосновываются те или иные положения и формулировки, содержащиеся в законе. Указанные документы
облегчают уяснение закона и способствуют правильному толкованию и применению положений закона судами, административными органами, и всеми практикующими юристами в конкретных ситуациях.
Часто бывают случаи, в которых суд толкует специфические или общие положения документов законопроекта ограниченно, если появится обосно-ванное сомнение в толковании формулировки закона6. То есть, если есть конфликты между двумя источниками закона при решении конкретного юридического вопроса, то один из этих двух источников должен интерпре-тироваться ограниченным способом. Обычно суд ограничивает более низкий по своей юридической силе источник согласно Закону превосходящего прин-ципа. Однако есть много случаев, в которых суд использует принцип разум-ности, чтобы ограничить более значимые по своей силе источники закона. Например, они ограничивают утверждения в документах, разработанных в связи с принятием закона. Также сам текст закона может в определенных ситуациях интерпретироваться с ограничениями, если это поддержано и принципом разумности, и интерпретацией других правовых источников.
Парламент принимает законы, которые часто имеют рамочный характер. Более детальное урегулирование отношений, закрепленных в за-конах, призваны осуществить акты, принятые органами исполнительной власти (например, постановления министерств). Таким образом, Парламенту не требуется предусматривать детальное регулирование общественных отношений. Законная сила постановлений исполнительной власти установ-лена формальными законами. Акты органов исполнительной власти, исходя из принципа законности, не должны противоречить или выходить за рамки законов. Указанный принцип означает также и то, что любое государствен-ное вмешательство в жизнь и деятельность граждан должно быть определено в формальном законе. Кроме того, чем больше вмешательство, тем четче должно быть законное основание7.