Правовая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:59, реферат

Описание работы

В настоящее время в систему пенитенциарных учреждений приходит очень много новых сотрудников, которым довольно затруднительно ориентироваться во всех этих непривычных для них понятиях, в системе взаимоотношений, складывающейся между администрациями пенитенциарных учреждений и осужденными и содержащимися под стражей, между самими осужденными и заключенными.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
§ 1 Причины распространения криминального поведения.................5
§ 2 Криминальная субкультура и её содержание...................................7
§ 3 Эмпирические признаки криминальной субкультуры................12
§ 4 Функции криминальной субкультуры............................................16
§ 5 Элементы субкультуры..................................................................... 18
Заключение............................................................................................... 28
Список литературы................................................................................... 30

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.98 Кб (Скачать)

 Однако этические воззрения  уголовного мира неоднородны.  В них проявляется ряд как  бы противоположных тенденций,  влияющих на установки личности  и группы:

- возврат к классическим  «воровским традициям» (тенденции  традиционализма); к «законам нэпманских  воров»;

- обновление воровских  «законов» в связи с изменениями  в обществе (тенденции модернизма);

- ужесточение нравов  преступного сообщества (тенденция  вульгаризации криминальной субкультуры,  так называемый «беспредел»);

- копирование норм и  законов жизни общества в связи  с его демократизацией (тенденция  демократизации).

 Важное место в криминальной  субкультуре занимают «мифы» (уголовная  мифология), насаждающая образы «удачливого  вора», «смелого разбойника»,  «несгибаемого парня», культивирующие  «воровскую романтику», «идею воровского  братства», «воровскую честность»  и тому подобное, способствующие  сплочению преступных групп, возникновению  определенных уголовных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

§ 4 Функции криминальной субкультуры.

Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых  функций их можно классифицировать на следующие группы:

1. стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»);

2. поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для  различных классификационных каст, традиции, клятвы ,проклятия);

3. пополнения уголовного  сообщества «кадрами» и работа  с новичками («прописка», «приколы»,  определение сфер и зон преступного  промысла);

4. опознания «своих» и  «чужих» (татуировки, клички, уголовный  жаргон);

5. поддержания порядка  в уголовном мире, наказания провинившихся,  избавления от неугодных («разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»);

6. коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной  жаргон»);

7. сексуально-эротические  (эротика как ценность,«парафин»,  мужеложство как способы снижения  статуса неугодным лицам и  др.);

8. материально-финансовые (изготовление  и хранение орудий совершения  преступлений, создание «общей кассы»  для взаимопомощи, аренда помещений  под притоны и др.);

9. досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);

10. функция специфического  отношения к своему здоровью  – от полного пренебрежения  им: наркомания, пьянство, членовредительство  – до культуризма, активных  занятий спортом в интересах  криминальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 5  Элементы субкультуры

Одним из важных элементов  субкультуры выступает криминальное общение, в частности, жаргон, клички, татуировки. Если жаргон, кличка — это  вербальные атрибуты общения в криминальной среде, то татуировка — знаковое, невербальное средство передачи информации.

Жаргон - условный язык. Главная  его функция -  скрыть для окружающих смысл передаваемой информации. В  Российском государстве  зарождение криминального жаргонизма  связывают  в одних случаях с  появлением волжских  разбойников, в других - с особенностями общения офеней (торговцев -разносчиков мелкого  товара). они с целью мошенничества  использовали  в общении между  собой  тайный язык, что бы вводить  в заблуждение обычных граждан. Отсюда до настоящего времени  в  криминальной субкультуре сохраняется  выражение : говорить  " по  фене", т.е на жаргоне. На Руси  криминальный язык известен и под названием "блатная  музыка".

Современный криминальный жаргон характеризуется: распространенностью ( используется не только с криминальной среде), неоднозначностью ( одно и тоже слово имеет различные жаргонные значения), динамичностью ( жаргон меняется в зависимости от социально- экономических изменений, научно - технического прогресса и других факторов).

Клички - это персонифицированная  форма жаргонного ображения к представителям  криминального сообщества. Кличка не только не  только заменяет фамилию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной  среде, выполняет одновременно оценочную функцию ("хороший" , "плохой"). Авторитетные преступник  никогда не  может иметь оскорбительных кличек.

Истоки кличек могут отражать  различные свойства личности  криминальных элементов:

    • имя или  сокращенную фамилию
    • физические особенности ( "горбун", "костыль")
    • статус личности ( "Пахан", "Король","Бриллиант" - высокий статус; "Леди", Петух", "Помойка", "Жаба" - низкий статус);
    • специфику преступной деятельности ( "Робинзон"- вор- одиночка, "Фунт" - валютчик, "Баклан" - хулиган).

Криминальное общение  характеризуется и  специфическими способами передачи информации. К  ним относятся  перестукивания в  тюрьме , визуальное общение на пальцах ( тюремный семафор  или  ручная "феня"); передача информации через положение  сигареты при курении, формы затяжки, выпуск дыма.

Специфическим элементом  криминальной субкультуры выступает  стратификация, деление людей на условные иерархические группы в  зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде. Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением  общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется  и после освобождения из мест лишения  свободы.

1) Лидеры криминальной  среды и их последователи (злостные  нарушители режима и агрессивные  личности)

2)Середняки ("мужики")-  считаются с криминальной идеологией , поддерживают лидеров материально,  но активно субкультуру не  усваивают, в основном соблюдают  установленный режим, работают  на производстве, стремятся к  УДО.

3) Актив -   представители  данной  группы  нарушают одну  из главных криминальных заповедей  - не сотрудничать с  администрацией. Поэтому в социальной среде   осужденных они не пользуются  авторитетом, испытывают на себе  постоянное давление злостных  нарушителей режима. Но их активно  поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.

4 Отверженные - осужденные  с наиболее низким социальным  статусом. Их образ жизни не  только вступает в противоречие  с криминальной идеологией, но  не одобряется и администрацией  учреждения. Эта группа не однородна:  в нее входят осужденные, допустившие  нарушение  обязательных криминальных  норм ( например, те, кто воровал продукты  у  своих - "крысятники"); не  прошедшие "прописки" при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые ("чушки"); заподозренные в доносительстве ("стукачи"); склонные к мужеложеству, изгнанные из более высокой страты.

Многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например — этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички — этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (например, татуировки — функцией стратификации, а клички — функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой до стремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (например, увлеченность карате) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Вряд ли какой-либо другой области в криминалистике было уделено  так мало внимания, как изучению символики татуировок у судимых  за уголовные преступления. А ведь зная значения рисунков, надписей, их традиционное расположение на теле, сотрудник правоохранительных органов может легко определить склонность ранее судимых к определенным видам уголовных проявлений.

Татуировка это искусственное  нарушение целостности кожного  покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью  получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений.

Слово «татуировка», как  полагают одни исследователи, происходит от полинезийского «тэту», что означает «рисунок», или от «Тики» — имени полинезийского бога, по преданию, явившего татуировку миру. Другие исследователи считают, что слово «татуировка» произошло от явайского корня «тау», соответствующего полинезийскому «тату» и переводящегося как «рана», «раненый».

Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора Рикке, относятся к началу XVIII века, когда на ярмарках стали появляться татуированные люди, которые за деньги демонстрировали свое тело.

Выработка изобразительной  символики преступного мира происходила  постепенно. Со временем канонизировались либо ревизовались, переоценивались  рисунки. Татуировка начинает нести  все большую смысловую нагрузку и служит уже для передачи мысли  индивида, обозначения его социальных установок и ценностных ориентации. Например, если у осужденного татуированы  на плечах шести- или восьмиконечные звезды, то это означает, что в  местах лишения свободы он примкнет к лицам, отрицательно настроенным  к правилам внутреннего распорядка, и будет ярым отказчиком от работы. (Каждый вовлекаемый в отрицаловку должен, по мнению воровских авторитетов, иметь особый дух. Для проверки этого духа проводятся особые приемные испытания, называемые пропиской. Выдержал — получи возможность в среде своих занимать определенное высокое место, нет — ты опустился и уже теряешь право на ношение вышеназванных звезд.) Когда же на ноге татуирована рука, сжимающая нож, то знающему понятно: этот человек был судим за хулиганство.

Дальнейший анализ татуировок показывает, что трафареты, то есть рисунки, по которым делаются татуировки, постоянно изменяются, поэтому однозначная  их расшифровка, как правило, невозможна.

Можно выделить следующие  типы татуировок, указывающие на:

1. принадлежность личности  к той или иной страте:

а) авторитетные — крест  на груди, один или два погона (эполет); восьмиконечная звезда на груди (вор-рецидивист); шестиконечная звезда на коленях («Никогда не встану перед судом на колени»); изображение церкви («Тюрьма для вора — дом родной» или «Чист перед Богом»); перстень с пиковой мастью и др.;

б) пренебрегаемые — точка (мушка) под глазом или глаза на ягодицах — пассивный гомосексуалист (для «клеймения» данной категории криминальных элементов имеется более десяти татуировок); точка (мушка) между бровей — «помойка», «неряха»; точка на носу — доносчик, осведомитель; точка на подбородке — ворует у своих («крысятник»); точка на мочке уха — «опущен», так как нарушил слово; перстень с изображением цифры шесть или шести точек, как в домино, — «шестерка»;

в) нейтральные: мужицкий перстень (ромб с вертикальной чертой в середине);

2. характер совершенного  преступления:

 а) преступники сексуально-эротической  ориентации: бюсты женщин, голые  женщины, половые органы, циничные  надписи. Они наносятся, как  правило, на закрытых участках  тела;

 б) судимые за кражу,  карманники: крестовая масть в  виде перстня на пальце и  других частях тела; «шахматный  перстень» из четырех квадратов;

 в) судимые за грабеж: перстень с изображением Андреевского  креста на черном фоне;

3. агрессивный характер  личности или совершение насильственных  преступлений: изображение зверей  с оскалом, гладиаторов, скелетов, гробов, черепов, кинжалов с пронзенными  погонами, сердцем и др.

На основе татуировок можно  получить информацию о количестве судимостей, отбытом сроке в местах лишения  свободы и месте отбывания  наказания

Татуированная композиция —  пистолет, финка, карты, бутылка и  рюмка, шприц —может иметь двойной  смысл: либо свидетельствовать о  пристрастии ее обладателя к легкой веселой жизни, либо указывать —  вот что нас губит. Морда кошки  говорит об осторожности вора. Роза на плече означает: ее владелец встретил совершеннолетие в колонии.

Татуировки, призывающие  к антиобщественной деятельности, антиправовым поступкам, существуют с давних времен. Например, пожатие двух рук с надписью «union», окруженной гирляндой из цветов,— это татуировка членов преступного сообщества Южной Франции прошлого века. Две заглавные латинские буквы «Т» и «L> — символ воровских шаек в Германии.

Сегодня особое внимание нужно  обращать на лиц, имеющих следующие  татуированные изображения: череп, корона— символы стремящихся  к власти; корона на спине—униженность; тигр или другой хищник—ярость, непримиримость; змея (ранее высшая степень в иерархии тюремного мира); кинжал, нож, меч, топор  — месть, угроза, твердость, жестокость; ключ — сохранение тайны; палач —  чти закон воров; Мадонна —  отчужденность; факел — дружба, братство; звезды — непокорность и др.

Информация о работе Правовая психология