Автор: Sveta Familia, 16 Июня 2010 в 01:10, реферат
право, транспортное право
поощрения.
Правовосстановительные
состояния. К таким санкциям можно отнести возложение обязанности по
возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное
осуществление невыполненной обязанности и т.д.
Правоотрицающие санкции
государства на нарушение предписанной нормы. Выражается она в непризнании
правового характера возникающих отношений. Например, противозаконная сделка
признается недействительной; фактические брачные отношения, не
зарегистрированные в установленном порядке, считаются юридически
безразличными и т.д. правоотрицающие санкции называют также санкциями
ничтожности, т.е.,
не наступают юридические
стремилось лицо, совершая те или иные действия в нарушение требований
диспозиции.
3)
По направленности
разделить на личные и
Личные санкции, когда
правонарушителя (лишение свободы, смертная казнь и т.д.).
Имущественные санкции – это
санкции, сопряженные с
материальными
потерями (конфискация имущества, штраф
и т.д.).
2. Понятие источников права
Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В истории развития
права различают несколько
1. Правовой обычай - это правило
поведения, которое сложилось исторически
в силу постоянной повторяемости в течение
длительного времени и санкционировано
государством в качестве общеобязательного
правила. В период становления права преобладающее
значение имел правовой обычай. Обычное
право было основным источником права
на ранних этапах развития рабовладельческого
и феодального права. В современных государствах
правовой обычай применяется довольно
редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве
источника гражданского права обычай
делового оборота, т.е. сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от того,
зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение
суда (обычно это высшая судебная инстанция
в стране) по конкретному делу, которое
затем становится образцом, обязательным
правилом для решения аналогичных дел
в будущем. В настоящее время такой источник
широко используется в англосаксонских
странах (например "общее право" Англии).
Прецедентное право чрезвычайно громоздко,
запутанно и противоречиво, позволяет
суду осуществлять правотворческие функции
как в случае отсутствия соответствующего
закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение
между различными субъектами права, в
которых содержатся нормы права. Он является
одним из основных источников международного
права. В ряде случаев нормативный договор
используется во внутригосударственном
праве (Федеративный договор о создании
Российской Федерации, договоры между
Российской Федерацией и отдельными ее
субъектами, коллективные договоры между
администрацией предприятия и трудовым
коллективом и др.).
4. Религиозные тексты - это священные
книги и сборники, которые непосредственно
применяются в судебной и иной юридической
практике. Этот источник применяется,
в первую очередь, в мусульманском праве
(Коран - собрание поучений и заповедей
Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка
Мухаммеда).
5. Доктринальные
тексты - это мнения, идеи и доктрины
выдающихся ученых-юристов. В римском
праве работы некоторых известных юристов
(например Ульпиана) зачастую составляли
основу решения юридических дел. Судьи
в англоязычных странах нередко основывают
свои решения на трудах английских ученых.
В мусульманских странах созданные в XII-XIV
в. труды арабских юристов, знатоков ислама
(иджма) имеют официальное юридическое
значение.
6. Общие принципы
права - это руководящие, принципиальные
положения, исходные начала всего права
в целом либо определенной его отрасли.
В соответствии с законодательством ряда
западных государств, при отсутствии конкретной
нормы, прецедента или правового обычая,
возможно при решении юридических дел
ссылаться на принципы справедливости,
доброй совести, социальной ориентации
права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает
использование общих начал и смысла гражданского
законодательства (аналогия права) и требований
добросовестности, разумности и справедливости,
если невозможно применить аналогию закона.
7. Нормативный правовой
акт как источник права - это официальный
письменный акт, изданный компетентным
органом или принятый всеми гражданами
государства в форме референдума, устанавливающий,
изменяющий либо отменяющий нормы права.
Это наиболее совершенный источник права,
создающий основу для четкости, точности
и стабильности правового регулирования,
укрепления законности, доступности и
обозримости правовых предписаний. Он
облегчает надзор за исполнением юридических
предписаний, их толкование, систематизацию,
учет. Ему присуща письменная, строго документированная
форма и особый, четко регламентированный
процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между
собой в строгой иерархической соподчиненности,
от которой зависит юридическая сила каждого
из них. Акты нижестоящих правотворческих
органов должны соответствовать и не противоречить
актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по
их юридической силе, определяемой компетенцией
и положением издавшего их органа в механизме
государства, а также характером самих
актов.
3.
Источники транспортного
права.
Под источником
транспортного права понимают обычно
ту юридическую форму, в которой
выражается правотворческая деятельность
государства и с помощью
Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.
Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.
Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.
Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).
К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указы Президента Российской Федерации от 3 мая 1995 г. N 438 "О Российской академии путей сообщения" <27>, от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации" <28>, от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности" <29>.
------------------------------
<27> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5767.
<28> Там же. 1996. N 21. Ст. 2471.
<29> Там же.
1998. N 40. Ст. 4941.
Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" <30>, от 9 апреля 2001 г. N 278 "О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства" <31>, от 5 декабря 2001 г. N 848 "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" <32>.
------------------------------
<30> Там же. 1998. N 21. Ст. 2241.
<31> Там же. 2001. N 16. Ст. 1607.
<32> Там же.
2001. N 51. Ст. 4895.
Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно принимать правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов; условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов и т.д. Все указанные нормативные акты обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе <33>.
------------------------------
<33> Пункт
5.2 Положения о Министерстве
К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Например, согласно ст. 130 - 132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.
Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров (об этом более подробно см. § 2 настоящей главы).
Примером может служить Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следует применять судам на практике отдельные положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г. <34>.
------------------------------
<34> Вестник
ВАС РФ. 2006. N 1. С. 5.
В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 <35> разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти нормативные акты также являются источником транспортного права.
------------------------------
<35> Там же.
1992. N 1. С. 77.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской
Федерации. 1993.
2. Транспортное право учебник В.А. ЕГИАЗАРОВ
3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования
в социалистическом
государстве. М., 1966.
4. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух
томах. М., 1981, 1982, т.1,
гл.17 с.288-303; т.2 гл.21-23.
5. Алексеев С.С. Теория права. М., Бек. 1995.
Гл.4. с.87-98; гл.8.
с.209-239.
6. Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа
локальных норм права.
/Правоведение. 1987. №1.
7. Баранов В.М. Истинность норм советского
права: Саратов. 1989
8. Бабай А.Н. Вязов А.Л. Карпенкин Ю.Б. Теория
права в определениях и
схемах. Хабаровск, ВШ МВД, 1994.с.16-19,41-44.
9. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования.
Правовая норма.
Хабаровск, ХВИ ФПС.1997.
10. Нормы советского права. Проблемы теории/
под ред. Байтин М.М. и
Бабаева В.К. Саратов, СГУ, 1987.
11. Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое
поведение// Сов.
гос. и право. 1980.№2.
12. . Кулаков В.Л. Рекомендательные нормы
советского права. Саратов,
1987.
13. Общая теория права. Курс лекций./ под
ред. Бабаева В.К.,
Н.-Новгород, ВШ МВД, 193. Лекция 12.
14. Общая теория права и государства. Учебник/под
ред. В.В.Лазарева.
М.,1944,с.118-121.
15. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., Наука,
1982.
16. . Язык закона/ под ред. Пиголкина А.С.
М., 1990.
Информация о работе Правовая норма, понятие источников права, источники транспортного права