Правовая информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:59, лекция

Описание работы

Правовая информатика – это наука, изучающая информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.
Предметами правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.

Работа содержит 1 файл

правовая информатика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Правовую  информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

     Правовую  информацию в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

     Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах.

     Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

     Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов.

     Информация  индивидуально-правового  характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

     Правовую  информацию индивидуально-правового  характера, имеющую юридическое  значение, можно подразделить на:

     договоры (сделки);

     жалобы, заявления, порождающие юридические  последствия.

     Общие черты этих актов:

     носят индивидуально-правовой характер,

     направлены  на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

     Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. В качестве неофициальной правовой информации рассматриваются все сведения и данные о праве и связанные с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

     Важное  значение, с точки зрения правового  регулирования, играет классификация  информации по уровню доступа. Всю информацию, циркулирующую в правовой сфере, можно разделить на открытую информацию и информацию ограниченного доступа (конфиденциальную).

     Виды  информации ограниченного доступа:

     государственная тайна,

     служебная тайна,

     коммерческая  тайна,

     процессуальные  тайны,

     профессиональные  тайны,

     конфиденциальные  сведения о гражданах (персональные данные).

5. Понятие информационной системы

 

     Информационная  система включает следующие составные  части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основное назначение информационной системы  – реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует.

     В структуре правовой информационной системы можно выделить следующие  составные части:

     субъекты  информационных процессов, протекающих  в правовых образованиях: специалисты  различных областей знания, обеспечивающие функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия;

     социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

     информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

     С развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает  такой вид информационных систем, как автоматизированные информационные системы (АИС).

6. Классификация информационных систем

 

     Классифицировать  информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

     В качестве признаков классификации  используются: область применения, охватываемая территория, организация  информационных процессов, направление  деятельности, структура и др.

     По  территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.

     По  сфере применения различают АИС в экономике, а промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

     В рамках одной сферы АИС можно  классифицировать по видам деятельности. Все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Данная классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

     Классификация автоматизированных систем правовой информации (АСПИ) связана с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

     Можно выделить АСПИ, основанные на системе  нормативных правовых актов (например, информационно-поисковые по законодательству). Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации правовых актов.

     С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную  социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминальную, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

     С точки зрения разработки автоматизированных систем  в области права выделяются классификации на документированную  и иную правовую информацию.

     Документированная информация (документ) – зафиксированная  на материальном носите информация с  реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Указанные реквизиты являются основными  основаниями для классификации  обрабатываемой информации.

     Фактографическая  информация – это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть  точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

     Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную  и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих или уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительства республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.

     В качестве неофициальной правовой информации, лежащей в основе функционирования АСПИ, рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных  с ним явлениях, которые отражены в юридической литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

     Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация  информации по степени доступа на открытую и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

     Существуют  классификации АСПИ по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

     Опыт  практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей  самому назначению АИС следует считать  классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.

     Можно выделить следующие виды АИС:

     автоматизированные  системы обработки данных (АСОД);

     автоматизированные  информационно-поисковые системы (АИПС);

     автоматизированные  информационно-справочные системы (АИСС);

     автоматизированные  информационно-логические системы  (АИЛС);

     автоматизированные  рабочие места (АРМ);

     автоматизированные  системы управления (АСУ);

     автоматизированные  системы информационного обеспечения (АСИО);

     экспертные  системы (ЭС) и системы поддержки  принятия решений.

     Автоматизированные  системы обработки данных (АСОД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки. АСОД применяют в целях автоматизации повторяющихся рутинных операций управленческого труда персонала невысокой квалификации. Как самостоятельные информационные системы АСОД в настоящее время практически не используются, но вместе с тем они являются обязательными элементами большинства сложных информационных систем, таких, как АИСС, АРМ, АСУ. В частности, ОВД АСОД используются для статистической обработки информации по заданным формам отчетности.

     Под автоматизированной информационно-поисковой системой (АИПС) в области права понимается автоматизированная информационная правовая система, предназначенная для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей.

     Наиболее  известными системами, относящимися к  данному виду, являются: ИПС «Эталонный банк правовой информации», созданная  Государственным правовым управлением  Президента РФ; база данных по законодательству «Эталон», разработанная научным  центром правовой информации; система Центра новых компьютерных технологий научно-технического центра ФАПСИ «Собрание законодательства РФ»; юридическая справочная информационная система АРМ-юрист агентства «Intralex»; справочная правовая система «Гарант», разработанная научно-производственным объединением «Гарант-Сервис» (МГУ); информационная правовая система «Кодекс», созданная в «Центре компьютерных разработок» (Санкт-Петербург); справочно-правовые системы семейства «КонсультантПлюс», созданные АО «КонсультантПлюс» и др.

     АИПС  используются для накопления и постоянного  корректирования больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих интерес. Эти системы  работают преимущественно по принципу «запрос – ответ», поэтому обработка  информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.

Информация о работе Правовая информатика