Правоспособность юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:21, реферат

Описание работы

Действующее законодательство делит юридические лица на два вида - коммерческие организации и некоммерческие организации.
Цель данной работы - изучить понятие и сущность юридического лица.
Задачи данной работы: дать понятие и юридическую характеристику юридических лиц, цели и признаки юридического лица, как субъекта гражданских правоотношений. Немаловажно рассмотреть также правовое регулирование деятельности юридических лиц и их индивидуализацию. Рассмотреть классификацию юридических лиц. Особую роль стоит уделить классификации юридических лиц исходя из их организационно-правовых форм.

Содержание

Введение
1 Понятие и признаки юридического лица.
2 Теории «Юридического лица».
3 Правоспособность (правосубъектность) юридических лиц.
4 Органы юридического лица. Виды органов.
5 Филиалы и представительства.
6 Классификация юридических лиц.
7 Коммерческие и некоммерческие юридические лица.
8 Реорганизация и ликвидация юридического лица.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая оригинал.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

3.3. Общественные  фонды Ст. 10, Закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели.

3.4. Общественные  учреждения Ст. 11, Закон от 19 мая  1995 г. "Об общественных объединениях". - не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников.

Если же один или даже несколько учредителей  обособляют часть своего имущества  и целевым назначением передают его создаваемому субъекту для решения  каких-либо задач, не связанных напрямую с личными интересами учредителей, выделивших это имущество, такие юридические лица называются учреждениями. К ним следует отнести государственные и муниципальные предприятия, дочерние предприятия; все виды собственно учреждений (которые могут быть как государственными, так и частными); не имеющие членства автономные некоммерческие организации и фонды. Особенность названных организаций состоит в том, что все они были кем-то созданы, учреждены, но в них нет ни участников, ни членов. По сути, они представляют собой "целевое" или "персонифицированное" имущество, посвященное общеполезной цели. В некоторых случаях даже изменение учредительных документов такой организации бывает весьма затруднительно. Например, если в уставе фонда не предусмотрены возможность и процедура его изменения, то устав может быть изменен только в судебном порядке по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

3.5. Органы общественной  самодеятельности Ст. 12, Закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.

4. Религиозная  организация Ст.117 ГК, ст.6 Закона о некоммерческих организациях. - объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками (церемонии, обучение религии, религиозное воспитание).

5. Фонд Ст.118, 119 ГК, ст.7 Закона о некоммерческих организациях. - некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

6. Учреждение  Ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях. - организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (обладают правом оперативного управления имуществом, собственник несет субсидиарную ответственность).

Дочерние предприятия, фонды и учреждения чаще всего  создаются путем одностороннего волеизъявления (односторонней сделки) отдельного учредителя - юридического или физического лица. Учредитель принимает решение о создании организации, утверждает ее устав и подает в соответствующий государственный орган заявление с просьбой зарегистрировать ее в установленном порядке. Аналогичная процедура совершается, если создается общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, состоящее только из одного лица, предусмотренное ст.88 ГК РФ и законодательством многих европейских стран.

7. Государственная  корпорация - некоммерческая организация,  учреждённая РФ путем издания  специального закона для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

8. Некоммерческое  партнерство Ст. 8 Закона о некоммерческих  организациях. - некоммерческая организация,  члены которой сохраняют права  на ее имущество, созданная  для оказания содействия своим  членам в ведении общеполезной деятельности.

9. Автономная  некоммерческая организация Ст.10 Закона о некоммерческих организациях. - учрежденная на основе добровольных  имущественных взносов некоммерческая  организация, имеющая целью предоставление  услуг всем заинтересованным  лицам.

10. Объединение  (ассоциация или союз) юридических  лиц Ст.121 ГК, ст. 11, 12 Закона о некоммерческих  организациях. - некоммерческая организация,  образованная несколькими юридическими  лицами для ведения деятельности  в их интересах. 

Деятельность  благотворительных организаций, которые чаще всего создаются в форме общественных организаций или фондов, регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

         8. Реорганизация юридического лица, ее формы

При реорганизации  юридических лиц все права  и обязанности реорганизуемого  лица или часть их переходят к  иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических  лиц может осуществляться:

· путем слияния  нескольких организация в одну новую;

· путем разделения юридического лица на несколько новых  организаций;

· путем присоединения  одного юридического лица к другому;

· путем выделения  из состава организации других юридических  лиц;

· путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Как правило, реорганизация  проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества  либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников, то есть добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (например, такую возможность предусматривает статья 19 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”). Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций .

Во многих случаях  проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции  на рынке, поэтому для предотвращения таких последствий пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций. Если сумма активов превышает 50.000 минимальных размеров оплаты труда, то требуется обязательное уведомление антимонопольного органа о состоявшейся реорганизации. При нарушении этих требований антимонопольный орган вправе требовать в судебном порядке признания недействительной состоявшейся реорганизации.

При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает, как минимум, один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней  мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, поскольку к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, так как они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

Реорганизация юридических лиц оформляется  либо передаточным актом - балансом (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения). Гражданский кодекс РФ, ст.58. В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства. Гражданский кодекс РФ, п.1 ст.59.

Кредиторы могут  столкнуться с ситуацией, когда  имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Гражданский кодекс РФ, п.1, 2 ст.60.

Данные правила  составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним  занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения этих документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны повлечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, то есть непризнание состоявшейся реорганизации Гражданский кодекс РФ, п.2 ст.59.. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица. Гражданский кодекс РФ, п.3 ст.60. Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц, а в случае присоединения - с  момента государственной регистрации  прекращения деятельности присоединенного  юридического лица. Гражданский кодекс РФ, п.4 ст.57.

7.2. Ликвидация  юридического лица: основания и  порядок

Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение  его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. По решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом или сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут  предусматриваться только Гражданским  кодексом. К ним относится также  признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае "добровольная" по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер.

Для отдельных  видов юридических лиц законом  установлены дополнительные основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы  таковы:

Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

Информация о работе Правоспособность юридического лица