Правопонимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:01, доклад

Описание работы

Проблема понимания права является наиболее значимой в теории государства и права, а также в других правовых науках, что объясняет актуальность данной работы.
Правопонимание ученые определяют как взаимосвязанную, цельную систему правовых идей, которая обладает особый совокупность свойств.

Работа содержит 1 файл

Правопонимание.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

 

 Проблема понимания права  является наиболее значимой в теории государства и права, а также  в других правовых науках, что объясняет  актуальность данной работы.

Правопонимание  ученые определяют как взаимосвязанную, цельную систему правовых идей, которая  обладает особый совокупность свойств.

Современные концепции правопонимания берут свое начало от римского юриста Павла, который указывал на двойное  значение термина «право»:

  • Право есть нечто всегда «справедливое и доброе». В данном случае право определяется с философской точки зрения. Из этого понимания термина берет свое начало концепция естественного права.
  • Право есть нечто полезное всем или многим. В данном определении право предстает в виде установленных законом норм, оформленных общепринятым способом (в виде закона или правового обычая). Такая концепция правопонимания стала истоком позитивного права.

Сегодня основной проблемой, вызывающей споры ученых, является вопрос о соотношении права  и закона. Существует две основные гипотезы:

  • Право и закон представляются как отождествляемые понятия (все нормы права являются законными, а все нормы закона - правовыми).
  • Право и закон понимаются как различные понятия (в одном случаи нормы права являются законом, в других - нет и наоборот).

В данном эссе я  рассмотрю основные концепции правопонимания, проанализирую их преимущества и недостатки, а также сделаю соответствующие выводы.

Естественная школа правопонимания является первой сформировавшейся концепцией, несмотря на тот факт, что у социологического и позитивного подхода более глубокие корни. Представители данной теории утверждали факт наличия творческой силы человеческого духа, что обуславливает присутствие идеализма в естественной концепции правопонимания.

Гессен писал, что в  человеческом сознании неотъемлемо  возникает мысль о высшем и идеальном праве, которое в силу своей истинности является обязательным (его нельзя ни опровергнуть, ни доказать). Система ценностей естественного права используется для проверки соответствия правоубеждений реальности.

Естественное право предсавляет собой систему идеальных норм, которые полностью соответствуют правоубеждениям (суждениям о должном, а не реальном). В случае выявления несоответствия между нормами естественного права и нормами законодательства, ученые-естественники признаю последними не правом.

Науке известны различные  формы выражения естественного  правопонимания:

  • Откровенная форма естественного права предполагает права исходящим от внешнего авторитета
  • Рационалистическая форма естественного права позиционирует право как логически выведенным из абсолютно истинных принципов.

До появления  трудов Канта, право человеческой природы  исследовалось с точки зрения логики и разума. Кант понимал право  человеческой природы как право  разума (созданное по причине необходимости  норм в данный момент времени), но никак не природы.

В настоящее  время широкое распространение  получает историческая концепция естественного  права, подразумевающая рационалистическую функции права (естественное право  содержит совокупность исторически  сложившихся требований). Представители данной концепции указывают на изменчивость естественного права, однако, они подчеркивают, что меняются не идеи права (добро, справедливость, нравственность, польза), а их внешнее выражение. С течением времени может менять смысл идей (справедливым может считаться как преобладание политики над правом, так и преобладание права над политикой), но идея естественного права (идея о его справедливости) при этом останется неизменной.

Среди современных  течений естественного права  можно выделить либертатную теорию Нерсесянца. Ученый утверждает, что право есть необходимая форма свободы человека: нет верного или неверного права, всякое право- мера человеческой свободы, дарованная ему от рождения.

Рассмотрим  основные современные концепции  естественного права:

  • Теологические. В данном случае утверждается божественное происхождение права, заключающее мудрость и волю создателя. Права человека в теологии понимается как признание достоинства личности. Неотомисты (Маритен, Ауэр, Месснер) утверждают разумность божественного порядка мироздания и позиционируют право как часть такого порядка. Неопротестанты опровергают возможность познания божественного права человеческим разумом.
  • Объективно-идеалистические. Представители данного направления указывают на объективном порядке норм и торжество абсолютного идеала в бытии. Основные течения: неогегельянцы (Шпрангер), учение о вещно-логических структурах (Эссер, Болвиг), феноменологии (Коинг, Губан).
  • Субъективно-идеалистические. Данные течении позиционируют право как продукт мышления и разума. Ветви концепции: теория природы вещей (Радбрух, Драйер), теория меняющегося содержания естественного права (Штаммлер).
  • Психоолгически-иррационалистские, в соответствии с которыми, право напрямую зависит от инстинктов и эмоций человека (Лейнвебер, Губан).

Рассмотрев  различные концепции естественного  права, можно выделить его основной принцип – противопоставление искусственного естественному. Естественное право  всегда препозитивно: получено от бога, установлено природой вещей или  природой человека.

Говоря о значении естественного  права для современного законодательства, следует отметить, что именно благодаря  ему в Конституции РФ содержатся основные права и свободы каждого  человека.

Сторонники естественного  права выделяют теорию государства и теорию права в отдельные предметы, считая право не зависимым от общества.

Основным постулатом данной концепции является различие права  и закона. Сторонники социологической  теории Эрлих и Дюги говорят об общественном определении содержания права. Право не существует по природе (а создается в результате функционирования социума) и не рождается государством, а лишь закрепляется им. Сторонники социологического направления указывают на закономерность изменения права в результате трансформации общественных отношений, так как первое является отражением последнего.

В социологической концепции  нормы права создаются в обществе на основе традиций и обычаев, а государству  отводится роль их законодательного закрепления. В связи с этим выделяют понятия правового (являющегося отражением интересов общества) и не правового (отражающего лишь волю законодателя) законов.

Правовые нормы возникают  в общественных ассоциациях, члены  которых признают необходимость  исполнения правил. И государство, по мнению сторонников социологического подхода, является лишь одной из таких организаций. Истоком возникновения семейного права является семья, права собственности – владение, образование государства – принятию конституции.

В сознании людей, объединенных в ассоциации, существуют общественные факты (господство, владение, проявление воли), ведущие к образованию норм права. Указанные выше факты тремя способами влияют на правовые отношения: придают принудительный характер, контролируют правовые отношения, определяют юридические последствия для отношений, не происходящих под давлением этих фактов.

В соответствии с социологической  теорией правопонимания в качестве предмета теории государства и права  должно рассматриваться общество и  социальные отношения.

Однако недостатки теории на лицо: отсутствует четкая грань разделения правовых и неправовых традиций, то есть не определяется, какие сферы общественной жизни рождают право.

Позитивное правовпонимание зародилось еще во времена античности, но официально сформировалось лишь в XIX веке в противовес естественно-правовым концепциям.

Немецкий профессор пишет, что право есть результат борьбы за материальные блага, который создается  материальными средствами, а именно силой (право диктует победитель).

Сторонники позитивного  правопонимания не связывают возникновение  государства с возникновением права, так как традиции права являются более древним образованием. Право  создается вследствии борьбы в обществе, а не его предубеждениями. А соблюдение норм права обеспечивается не правоубеждениями общества, посредством принуждения.

Необходимость санкций –  необходимая часть позитивного  права. В виду данного обстоятельства позитивисты отрицают конституционное и международное право как не обеспечивающие должный уровень принуждения.

Иеринг определяет право  как совокупность действующих в  государстве правовых норм. Следует  отметить, что позитивисты не принимают  возможность существования права  без государства, так как последнее обеспечивает принуждение. Без закона, по утверждению представителей позитивной теории, не существует и права.

Шершеневич определил  норму права как повелительный  приказ, сопровождаемых угрозой в  случае его невыполнения. Норма права  действует до тех пор, пока ее соблюдение контролируется государством.

Наиболее законченные  форму позитивистская теория правопонимания обрела в XX веке в «Чистом учении о праве» Кельзена. Ученый полностью отвергает идеализм естественной теории, утверждая, что право занимается наиболее существенным, то есть изменяющимися процессами (к которым не относятся неизменные идеалы). Кельзен, в отличие от Канта, указывавшего, что право есть проявление воли, считает право наукой. Кельзен выделяет казуальные (имеющие дело с реальностью) и нормативные (имеющие дело с идеальным). Ученый причисляет право к последнему типу, что означает, что право не занимается исследованием материального (сущего), а изучает сложное, а именно нормы.

Позитивисты приводят иерархию норм право. Каждая норма исходит от вышестоящей, а первоочередной является базисная норма.Норма является действительной толь тогда, когда принимается в соответствии с вышестоящими нормами.

Позитивисты отмечают независимость  права от морали. Они утверждают, что право исследует отношение между базисной и другими нормами, а не оценивает справедливость первоочередной нормы.

Согласно позитивной теории, в качестве предмета государства  и права следует рассматривать  только действующее право, так как  любое другое право не имеет смысла.

В качестве недостатков позитивной теории можно выделить узконормативный  характер права, отождествление возникновения  права и государства, игнорирование  ценностной стороны права.

Сторонники психологической  концепции утверждают, что появление  правовых феноменов в сознании человека связано с ощущением им прав и обязанностей в конкретный момент времени. Главный идеолог психологической теории Петражицкий считает, что необходимо исследовать механизмы человеческого сознания (который испытывает чувство долга и правоты своих притязаний) а не абстрактные правовые нормы.

Ученый говорит о возможности  возникновения правовых и моральных  норм в том случае, когда при  обдумывании того или действия иного  человек испытал одобрение на психологическом уровне. Право, по мнению Петражицкого представляет собой проекцию эмоционального опыта человека.

Моральный опыт состоит из осознания долго, в то время как  правовой в дополнению к чувству  долго содержит еще и убеждении  о праве другого человека на идентичное действие. Ученые отмечают, что моральные обязательства носят общий характер, а правовые – конкретны в отношении должного. Из вышеописанного Петрожицкий делает вывод об отсутствии моральных прав как токовых.

Отличительно особенность  права в психологической концепции считается более широкая область его распространения. Петрожицкий включает в данный круг спорт, игры, правила поведения и этикета, отношения между друзьями и влюбленными, а также религиозное право.

Петражицкий указывает на две общественные функции, выполняемые правом:

  • Дистрибутивная, заключающуюся в распределении экономически ценных предметов (в основном посредством феномена собственности).
  • Организационная, предполагающая наделение определенных лиц правами издавать повеления, а других – обязанностью их исполнения.

Таким образом, предметом теории государства и  права в психологической концепции  является человеческая психика, которая  регулирует возникновение правовых норм.

К недостаткам концепции  следует отнести чрезмерное расширение границ права, оценка права как исключительно субъективного явления, а также отсутствие критерия определения положительных и отрицательных качеств в интуитивном праве.

Правопонимание  – ключевой вопрос в теории государства  и права, который является фундаментом  для дальнейшего развития науки.

Рассмотрев основные концепции  правопонимания: естественные, социологические, позитивные и психологические, можно  сделать вывод о том, что каждая из них отличается объяснением природы  права, его происхождения и соотношением права и законодательства.

Информация о работе Правопонимание