11 стр.
Законодатель
призван максимально точно закреплять
в нормативных актах созревшие
общественные потребности, своевременно
вносить изменения в устаревшие нормативно-правовые
акты. В противном случае закон становится
неэффективным.
Второй аспект этой проблемы заключается
в том, что о целесообразности в конкретном
случае судит каждый отдельный правоприменитель,
исполнитель закона. Имеется в виду ситуация,
когда сам закон позволяет, не выходя за
его рамки, учитывать соображения целесообразности,
справедливости.
Заметим, нормативно-правовой акт, как
правило, предоставляет правоприменителю
возможность выбора наиболее целесообразного
решения из нескольких (возбуждение или
невозбуждение уголовного дела, избрание
той или иной меры пресечения в зависимости
от обстоятельств, возложение штрафа в
определенных законом пределах и др.).
Имеется в виду то, что нормы права нередко
предполагают индивидуальное регулирование,
что сам закон позволяет, не выходя за
его рамки, учитывать соображения целесообразности,
справедливости.
Таким образом, отдельный правоприменитель,
исполнитель предписаний закона непосредственно
в конкретном случае судит о целесообразности
принятия того или иного решения. Как отмечалось,
речь идет о наиболее целесообразном решении
из нескольких, такой реализации права,
при которой максимально и наилучшим образом
достигаются цели закона.
С законностью органически связано другое
правовое явление - правопорядок (правовой
порядок). Если применительно к какой-то
сфере общественных отношений используют
понятие "порядок", то под ним понимают
сложившуюся устойчивую их упорядоченность.
В этом плане говорят о социальном, экономическом,
политическом и правовом порядке. В интересующем
нас плане слово "правовой" указывает
на то, что порядок как явление образуется
в связи с правом и базируется на нем. Иными
словами, в качестве важнейшей предпосылки
возникновения правопорядка надо считать
юридическую норму и механизмы, обеспечивающие
ее издание и претворение в жизнь. Следовательно,
правопорядок - результат реализации юридических
норм. Очевидно, и законность, и правопорядок
противостоят произволу, нарушению законных
прав и интересов граждан (организаций).
Это подчеркивает то, что "законность"
и "правопорядок" близки друг к другу,
используются в одном понятийном ряду,
но не совпадают по смыслу.
Законность - это совокупность известных
требований, предъявляемых ко всем субъектам
в сфере правового регулирования.
По мнению проф. С.С.Алексеева, "это требования
не только строжайшего, неукоснительного
соблюдения и исполнения норм позитивного
права, но и:
12 стр.
а) верховенства
законов по отношению ко всем иным
правовым актам;
б) равенства
всех перед законом;
в) обеспечения
для всех субъектов полного и реального
осуществления субъективных прав;
г) независимого
и эффективного правосудия;
д) эффективной
работы всех правоохранительных органов".
Как видно, правопорядок
означает реальное обеспечение и
реализацию субъективных прав, соблюдение
юридических обязанностей всеми гражданами,
должностными лицами, органами и организациями.
В этой связи в учебной и научной литературе
правопорядок определяется как определенная
система общественных отношений, складывающаяся
на основе права и законности, как основанная
на праве и законности организация общественной
жизни, отражающая качественное состояние
общественных отношений или как состояние
фактической упорядоченности общественных
отношений, выражающих реальное, практическое
осуществление требований законности.
Законность обеспечивает (направлена
на обеспечение) общеобязательность права,
а правопорядок - результат такого обеспечения.
Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, "являясь
венцом, итоговым результатом действия
права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических
явлений из области правовой надстройки
(правозаконность - законность - правопорядок)".
В этом отношении было бы не совсем точным
отождествлять законность с деятельностью
людей, с их правомерными поступками, с
их отношениями, развивающимися на основе
и в рамках закона.
При таком отождествлении смысловые оттенки
понятий "законность", "правопорядок"
выявить сложно.
Содержание правопорядка составляет упорядоченность
общественных отношений, выражаемое в
правомерном поведении их участников.
Следовательно, когда участники регулируемых
правовых отношений сообразуют свое поведение
с субъективными правами и юридическими
обязанностями, тогда и складывается правопорядок.
Как видно, законность непосредственно
примыкает к закону, выражается в требованиях
его соблюдения, правопорядок - к осуществлению
субъективных прав, исполнению юридических
обязанностей.
Такой ход рассуждений приводит к необходимости
выяснения сути понятия "правомерное
поведение".
Прежде всего надо видеть, что не всякое
поведение людей имеет юридическое значение.
13 стр.
"Право, - отмечает
В.Н.Кудрявцев,- регулирует не все,
не любое поведение людей, а только
некоторые (определенные) виды поведения,
имеющие важное общественное значение.
Будучи закрепленным в правовой норме
(в позитивной или негативной форме), такое
поведение становится юридически значимым,
т.е. вызывает те или иные последствия,
охраняется и обеспечивается государством".
Отсюда можно заключить: социально значимое
поведение людей следует рассматривать
в качестве правового поведения, если
оно предусмотрено нормами права и влечет
юридические последствия.
Правомерное поведение - разновидность
правового поведения.
О таком поведении субъектов можно говорить
лишь в той мере, в какой оно совпадает
с моделью, зафиксированной в правовой
норме, т.е. находится в сфере правового
регулирования, это во-первых.
Во-вторых, правомерное поведение, как
правило, социально полезное поведение,
основано на соблюдении, исполнении и
использовании правовых норм.
В-третьих, суждение о том, что правомерное
поведение личности основывается на позитивном
отношении к правовым нормам и принципам,
представляется не точным. Показательно
в этом плане судебное сутяжничество,
необоснованные правовые притязания,
формальное выполнение правовых обязанностей
и пр. Вместе с тем правомерное поведение
не перестает быть таковым в связи с тем,
что его субъективную сторону составляют
социально порицаемые мотивы. Разумеется,
если последние не выражаются в запрещенных
законом поступках.
В этой связи в юридической литературе
понятием "правомерное поведение"
охватывается как необходимое и желательное
и социально допустимое.
Итак, правомерное поведение - это общественно
необходимое, желательное или допустимое
с точки зрения интересов общества поведение
субъектов права, которое соответствует
требованиям юридических норм, гарантируется
и охраняется государством. В юридической
литературе приводятся и более лаконичные
формулировки. В.К.Бабаев пишет: "Правомерное
поведение личности - это поведение, соответствующее
предписаниям юридических норм".
Как видно, характер и степень осознания
мотивации правомерного поведения составляет
его субъективную сторону.
Объективная сторона - это соответствие
правомерного поведения нормам права.
Речь идет о внешних формах проявления
мотивации личности, согласуемых с правовыми
предписаниями. Следовательно, правомерное
поведение граждан (организаций) отличается
своей спецификой, которую необходимо
учитывать и в правотворческой и в правоприменительной
деятельности.
Правопорядок следует отличать от близкого,
но не идентичного ему явления - общественного
порядка, который, как и правопорядок,
характеризуется организованностью, упорядоченностью
общественных отношений. Общественный
порядок - это порядок общественных отношений,
14 стр.
складывающийся
в результате действия всех социальных
норм, т.е. норм права, норм морали, а также
обычаев, корпоративных норм.
Иными словами, общественный порядок есть
состояние урегулированности общественных
отношений, основанное на реализации всех
социальных норм.
В научной и учебной литературе отмечается,
что понятие "общественный порядок"
имеет двоякий смысл: в широком, о котором
сказано выше, и в узком - как порядок, складывающийся
в общественных местах (улицы, площади,
парки, места зрелищных, развлекательных
мероприятий и др.). Такой подход обоснован,
служит решению практических задач правоохранительными
органами. Речь идет об уголовно-правовой
и административно-правовой обеспеченности
в парках, на транспортных магистралях,
вокзалах, пристанях, в аэропортах, культурно-зрелищных
заведениях и др. Такой порядок сопряжен
с обеспечением обстановки спокойствия,
содействия тому, чтобы были нормальные
условия для труда и отдыха граждан, для
деятельности государственных органов,
общественных организаций, предприятий
и учреждений.
В заключение отметим: правопорядок - необходимая
предпосылка, основа гражданского общества.
На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая,
и политическая, и культурная. И сегодня
проблема правопорядка в России особенно
актуальна.
В Послании Президента Федеральному собранию
названы существующие в настоящее время
предпосылки формирования правопорядка
в России. Это - обоснование и укрепление
принципов новой российской государственности,
влияющие на все стороны нашей жизни, создание
практически новой правовой базы, освоение
людьми новых правовых возможностей, открываемых
свободой частной деятельности и инициативы,
использование гражданами возможностей,
предусмотренных Конституцией и законов,
принятых на ее основе, для защиты своих
прав и др.
4.
Заключение
необходимо заметить,
что правомерному поведению уделяется
внимания недостаточно, хотя роль правомерного
поведения в обществе чрезвычайно высока.
Именно правомерное поведение способствует
упорядочению общественных отношений,
необходимых для нормального функционирования
и развития общества, обеспечивается правопорядок.
Будет неправильно говорить, что социальная
роль правомерного поведения сводится
к удовлетворению общественных нужд. Не
следует забывать об интересах самих субъектов
правовых действий. Неправильно также
считать, что говоря о правомерном поведении
мы имеем ввиду конкретного гражданина
или коллектив. Это относится и к обществу
и к государству - и то и другое должны
поощрять и стимулировать правомерное
поведение, пресекать деяния субъектов,
препятствующих совершению правомерных
действий.
15 стр.
5.
Библиографический
список
1)Специальная
литература
- Бабаев В.К.
Теория государства и права в схемах и
определениях: учебное пособие / В.К.Бабаев.
– М.: Юристь. 1998. – 251 с.
- Юрашевич
Н.М. Эволюция понятия правового сознания
/ Н.М.Юрашевич // Известия вузов. Правоведение.
– 2004. - № 2. – с 164-181.
- Лазарев В.В.
Выявление закономерностей правомерного
поведения: учебное пособие / В.В.Лазарев.
– М.: Просвещение. 1998. – 215 с.
- Лазарев В.В.
Выявление закономерностей правомерного
поведения: учебное пособие / В.В.Лазарев.
– М.: Просвещение. 1998. – 215 с.
- В.А.Аветина
// Собрание законодательства Российской
Федерации. 1998. №19.
- Потапов В.А.
Законность и правомерное поведение граждан
в условиях реформирования России (региональный
аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук.
Н.Новгород, 1999.
- http://referat2000.bizforum.ru/
2) Нормативные
акты
Послание Президента
Российской Федерации Федеральному
собранию // Российская газета 1997. 7 марта.
16 стр.