Право собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 01:48, курсовая работа

Описание работы

Особое, центральное место, занимаемое правом собственности, обычно подразумевается и, кажется, не требует доказательств. Понятие представления о собственности формировалось в науке и жизни в течение тысяч лет, при этом, прежде всего собственность стала официальным объектом правовой, и юридической природы и философии. До недавнего времени ведущее значение права собственности выводилось обычно из основополагающего места экономических отношений собственности, определяющих весть экономический строй, базис общества. Из этого следовало: раз право собственности регулирует самые главные экономические отношения, то оно, конечно, и будет самым главным среди прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Право собственности. Общие положения.
1.1. Собственность и право собственности……………………………….….4
1.2. Понятие и содержание права собственности…………………………... 6
1.3. Приобретение права собственности……………………………………...9
1.4. Прекращение права собственности……………………………………...10

Глава 2. Право частной собственности.
2.1. Право частной собственности граждан………………...……………….12
2.2. Право частной собственности юридических лиц……………..………..13

Глава 3. Право публичной собственности.
3.1. Общие положения о праве государственной и муниципальной
собственности……………………………………………………………15
3.2. Приватизация государственного и муниципального имущества……..18

Глава 4. Право общей собственности.
4.1. Понятие и виды права общей собственности…………………………..21
4.2. Право общей долевой и совместной собственности…………………..22

Глава 5. Ограниченные вещные права.
5.1. Понятие и виды…………………………………………………………..23
5.2. Право хозяйственного владения и оперативного управления………...24

Глава 6. Защита права собственности.
6.1. Понятие и способы защиты…………………………………………….26
6.2. Вещно-правовые иски…………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………28
Библиография……………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Право собственности.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Задача защиты интересов  кредиторов (третьих лиц) является  одной из основных при определении  статуса юридических лиц как  собственников. В связи с этим объектами права собственности юридических лиц может быть как недвижимое, так и движимое имущество, не изъятое из оборота. В состав имущества юридических лиц могут входить различные здания, сооружения и другие недвижимости, а также оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и предметы потребительского (бытового) назначения.

     В состав собственного  имущества юридических лиц включаются  и различные права требования  и пользования обязательственно-правового  характера (безналичные денежные средства и “бездокументарные ценные бумаги”), корпоративные (членские) права, а также некоторые исключительные (“промышленные”) права (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания). Всё имущество юридического лица в стоимостной (денежной) оценке подлежит отражению в его бухгалтерском балансе, по содержанию которого можно судить о реальном имущественном положении соответствующей организации.

     В гражданском кодексе  РФ также выделяются права  собственности хозяйственных товариществ, производственных и потребительских кооперативов и некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Право публичной собственности.

3.1. Общие положения о праве  государственной и муниципальной  (публичной) собственности.

 

 

     Право частной и право публичной собственности следует рассматривать не в качестве “разновидности права собственности” (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. При этом следует иметь в виду, что принадлежность материальных благ гражданам и юридическим лицам – обычным субъектам гражданского (частного) права, то есть частная собственность, представляет собой нормальную ситуацию, преобладающую в обычном правопорядке, тогда как принадлежность этих благ государственным и муниципальным образования (публичная собственность) является особым случаем, на котором базируется участие в имущественных отношениях таких своеобразных субъектов как публично-правовые образования. Поэтому гражданско-правовые нормы о праве собственности по общему правилу рассчитаны на частных собственников, определяя режим принадлежащего им имущества, хотя и содержат необходимые исключения и особенности для имущества публичных собственников8.

     В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственника).

     Особенности правового положения субъектов публичной собственности:

  1. наличие у них особых, властных полномочий, позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им право собственности;
  2. осуществление данного права в публичных (общественных) интересах.

     Публичная собственность  в соответствии с российским  законодательством имеет две  разновидности – государственную  и муниципальную собственность.  Право государственной собственности  характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав субъекты, но не их органы власти или управления (п.3 ст.214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст.125 ГК РФ).

     Муниципальная собственность  относится к публичной, а не  частной собственности, поскольку  ее субъекты являются публично-правовыми   образованьями. Муниципальная собственность  не является разновидностью государственной  собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованьями. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

    Субъектами права муниципальной  собственности в соответствии  с ГК РФ объявлены городские  и сельские поселения и другие  муниципальные образования в  целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества9. Компетенция этого органа устанавливается законодательством, но в тех или иных конкретных случаях стороной правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

     В качестве объектов  как государственной, так и  муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные “средства производства” и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованьям ценные бумаги (акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами), вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

     Объекты публичной  собственностью распределяются  между РФ, ее субъектами и муниципальными  образованьями. Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным (исключительно федеральное имущество, имущество, которое может быть передано в собственность субъектов РФ).

     Находящиеся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части:

  1. Распределенное публичное имущество. Закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления и составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц.
  2. Нераспределенное публичное имущество, незакрепленное за предприятиями и учреждениями. Это, прежде всего средства соответствующего бюджета (казна публично-правового образования).

     Закон специально  оговаривает, что находящиеся  в публичной собственности земля  и другие природные ресурсы  могут стать объектом взыскания  кредиторов только в случаях,  прямо предусмотренных специальным законом.

     В государственной  собственности могут находиться  любые виды имущества, в т.ч.  вещи, изъятые из оборота или  ограниченные в обороте. Данное  положение не относится к муниципальной  собственности. В этом проявляется  различие правового режима двух видов публичной собственности. К числу вещей, составляющих  объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

     В федеральной собственности  находится и имущество, которое  при определенных условиях может  переходить в собственность других  лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество “государственной казны РФ”, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящиеся в государственном резерве.

     Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы. В соответствии с п.2 ст.214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связанно не с особой, повышенной правовой охраной государственной собственности, а с особым публичным интересом к использованию такого рода объектов.

     Имущество может поступать  в публичную собственность не  только общими (общегражданскими), но  и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация, которая служит, в свою очередь, особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности.

 

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества.

 

   

       Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней,  огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота.  Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в ГК и в других общих актах гражданского законодательства.

     Проводимая в России  приватизация государственного  и муниципального имущества стала  одним из главных направлений  экономических преобразований, направленных  на отказ от господствующей  роли государства в экономике.  Она преследовала следующие основные цели:

  • Политическую – появление слоя собственников;
  • Экономическую – создание конкурентоспособных товаропроизводителей;
  • Фискальную – дополнительный источник доходов бюджетов;
  • Социальную – соблюдение интересов населения при разделе государственного имущества.

     Заключаемые в ходе  приватизации сделки по приобретению  в частную собственность приватизируемого  имущества являются гражданско-правовыми  договорами и попадают под  действие общих норм гражданского  права10. Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Порядок осуществления этого правомочия и установлен специальными нормативными актами о приватизации.

     В 1997 году был принят  и введен в действие новый  Закон о приватизации. Однако  к этому времени массовая приватизация  публичного имущества, прежде  всего государственных предприятий,  была завершена. Порожденные ею  новые правоотношения и споры квалифицируются и разрешаются по нормам ранее действовавшего законодательства о приватизации.

     Специфика приватизации  проявляется в особенностях субъектного  состава складывающихся здесь  правоотношений, их объектов и  содержания.

     В качестве объектов приватизации могут выступать:

    1. предприятия и другие имущественные комплексы;
    2. земельные участки;
    3. здания, сооружения, нежилые помещения;
    4. жилые помещения;
    5. акции открытых акционерных обществ11.

     Таким образом, речь  идет главным образом об отчуждении  находившегося в публичной собственности недвижимого имущества.

     Приватизация осуществляется  исключительно предусмотренными  в законе способами (п.5 ст.29 Закона  о приватизации). К их числу  относятся (п.1 ст.16):

     При приватизации  предприятий и других имущественных комплексов –

    1. преобразование крупных государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей их акции либо с сохранением за публичным собственником 100% их акций;
    2. продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости по конкурсу или на аукционе;
    3. выкуп арендованного имущества;
    4. внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ12;

    при приватизации жилых  помещений – их бесплатная передача в собственность проживающих в них граждан;

    при приватизации земли  – возмездная или безвозмездная  передача в собственность граждан  либо юридических лиц земельных  участков установленного размера;

     при приватизации  акций открытых акционерных обществ –

    1. продажа на специализированных аукционах;
    2. продажа этих акций или их определенной части работникам приватизируемых предприятий;
    3. отчуждение владельцам особых государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения данных акций, в соответствии с правилами ст.24 Закона о приватизации.

     Таким образом, приватизацию  можно определить как отчуждение  недвижимого имущества из государственной  или муниципальной собственности  в частную собственность граждан  или определенных юридических лиц в порядке, установленным специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Информация о работе Право собственности