Право собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Понятие и содержание права государственной собственности………..……5

2. Субъекты права государственной собственности……….………..……..….16

3. Объекты права государственной собственности…………..………..…..…..20

4. Основание возникновения права государственной собственности

и способы прекращения права государственной собственности…………..…28

Заключение…………………………………………………………………….…31

Список использованных источников………………………………………..….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ГК 2011.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Понятие и содержание права  государственной собственности………..……5

2. Субъекты права государственной  собственности……….………..……..….16

3. Объекты права государственной  собственности…………..………..…..…..20

4. Основание возникновения  права государственной собственности

и способы прекращения права  государственной собственности…………..…28

Заключение…………………………………………………………………….…31

Список использованных источников………………………………………..….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно  юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.

Существование человеческого  общества немыслимо без экономических  отношений собственности, которые, в свою очередь, не могут существовать в развитом обществе без их правого  закрепления. Когда экономические  отношения по принадлежности (присвоенности) материальных благ, прежде всего, средств производства, и в связи с этим по владению, пользованию и распоряжению этими благами закрепляются и охраняются правом в данном обществе, собственность выступает в юридическом смысле, то есть как право собственности.

Поэтому, можно сказать, что в системе права любого классового общества право собственности  является основным институтом, характеризующим  всю данную систему права.

Оно не только закрепляет существующую в обществе систему  распределения материальных благ, но и опосредствует юридически, наряду с другими правовыми институтами, общественные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Таким образом, право  собственности, как центральный институт любой системы права, в той или иной степени регулирует все экономические отношения, входящие в основу общества.

Государственная и муниципальная  собственность существует в разных странах мира в неодинаковых объемах. В России исторически доля государственной собственности была велика. Нынешний ее объем остается  достаточным, но множество нареканий вызывают размытая структура государственной собственности и низкий уровень управления ею.

Данная работа посвящена  рассмотрению законодательного и экономического регулирования института права государственной и муниципальной собственности. Для раскрытия темы, хотелось бы рассмотреть понятие государственной собственности как экономической категории, его соотношение с понятием права государственной собственности и то, как это урегулировано законодательством на данном этапе развития правовой системы Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает институт права государственной собственности.

Предмет исследования —  гражданско-правовая характеристика право государственной собственности. Теоретическую основу работы составляют действующее законодательство.

Цель написания данной работы заключается в определении права и объектов государственной собственности в РФ. Исходя из цели определены следующие задачи:

    1. Раскрытие понятия государственной собственности в РФ.

2. Определение объектов  и субъектов государственнной  собственности.

3. Рассмотрение оснований  возникновения права государственной  собственности.

При написании курсовой  работы рассматривались труды таких ученых правоведов, как А. Г. Калпина, А. И. Масляева, И. Б. Новицкого, К. Победоносцева, К. И. Малышева, И. Илларионовой и других.

Ее структура, последовательность и объем изложения обуславливались  стремлением комплексно рассмотреть  право государственной собственности в целом, с учетом действующего законодательства.

 

 

 

 

  1. Понятие и содержание права государственной собственности

 

Государственная собственность  в Российской Федерации выступает  в виде федеральной собственности  и собственности республик, входящих в российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов и областей. От их имени распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.1

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес.  Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы, и  правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В настоящее время  законодательством закреплено равенство  всех участников гражданских правоотношений, включая и государство ст. 2 ГК. Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности п.4 ст. 212 ГК./2/

Однако государство  продолжает оставаться особым субъектом  права. Применительно к праву  государственной собственности  ст. 214 ГК развивает правила, установленные ранее действовавшим Законом о собственности. Прежде всего, сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом в отношении имущества, составляющего федеральную собственность и ее субъектов. До настоящего времени сохранило силу постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91г. 3020- 1 в редакции 24.12.2003 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт Петербурга и муниципальную собственность»2

Обладая присущими только государству правомочиями и выполняя возложенные на него функции, оно само может устанавливать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности, в том числе границы и содержание права государственной собственности. Возможность частных лиц по своему усмотрению осуществлять правомочия собственника ограничиваются правом государства вмешиваться в их имущественную сферу в публичных интересах, в определенных законом случаях. Надо заметить, что ограничения эти неизбежны и предусмотрены в любом правовом обществе. В этих случаях важным является обеспечение равной защиты прав, непременным условием которой выступает сбалансированность интересов собственников при их защите. Нельзя обеспечивать государственные  интересы за счет и в ущерб интересам частных лиц, если последние добросовестно владеют, пользуются и распоряжаются находящимся в их собственности имуществом.

Например, изъятие имущества  для государственных нужд предусматривает  компенсационные выплаты его  рыночной стоимости и возмещение убытков, причиненных таким изъятием, как это установлено ныне действующим законодательством ст. 281 ГК. 3 Но ущемление интересов частных лиц должно быть сведено к минимуму. Более того, в некоторых случаях разумно было бы предусмотреть в законе возможность изъятия имущества у собственника в публичных целях не выгодных для него условиях. Например, предусмотреть право на предоставление адекватного жилья, возмещение морального вреда.

Это послужило бы гарантией  от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов  и их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием имущества, должны быть детально регламентированы.

Данная позиция связана  с намерением рассматривать государственную  собственность и частную собственность  не как противостоящие друг другу  формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющих политической окраски. Не стоит доказывать, что развитие частной собственности в разумных пределах, под государственным контролем, так же как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.

Как экономическая категория  государственная собственность  является основной формой общенародного  присвоения. С учетом многоуровневого  характера государственной собственности  экономические отношения общенародной собственности могут выражать принадлежность материальных благ народу, объединенному в рамках Российской Федерации либо в рамках субъектов Российской Федерации./8; 43/

В сложной системе  экономических отношений общественной собственности государственная  собственность представляет собой экономическую категорию, тождественную общенародному присвоению имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародного и государственного присвоения как экономических категорий должно иметь место в демократическом государстве и возможно, если государство выражает интересы всего народа и использует государственное имущество по целевому назначению, не допуская его трансформации в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных законом.

С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих  территорий в лице Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом.

В субъективном смысле право  государственной собственности  состоит из принадлежащих государству, субъектам РФ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность по целевому назначению.4

Находящееся в государственной  собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на ограниченных, но вполне самостоятельных  вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника- государства — этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).5

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство). Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.6

В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность.5 Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством.

Подобно праву собственности  юридических и физических лиц  право государственной собственности  в субъективном смысле включает в  себя три правомочия: владение, пользование  и распоряжение.7

Право владения государства, субъектов РФ означает, что в их охраняемом законом обладании находятся  принадлежащие им материальные ценности независимо от того, ведают ли имуществом государственные органы или части  его переданы государственным предприятиям или учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление. Право владения связано с возможностью осуществлять учет общенародного имущества и его охрану. Предоставив право владения имуществом своим организациям (учреждениям и предприятиям), государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению. Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное предприятие, а также казенное унитарное предприятие, государственное учреждение как определенный имущественный комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.8

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом  РФ возможность целенаправленно извлекать из общенародных имущественных ценностей максимальную выгоду в интересах всего народа, народа субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.9

В науке гражданского права существовала точка зрения, в соответствии с которой право  распоряжения государства состояло «в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении  наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью», т. е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что государство, субъекты РФ как  политические суверены не могут не оказывать воздействия на установление границ содержания права собственности. Однако с установлением равенства  всех форм собственности и утратой государевом преимуществ перед другими участниками гражданских правоотношений положение изменилось. Признавая, что хотя государство, субъекты РФ распоряжаются своим имуществом в пределах, установленных ими же самими, однако их правомочия по распоряжению все же не беспредельны, а имеют свои, очерченные в законодательном порядке границы. Следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственной собственностью находится не на должном уровне: не учитывается принцип целевого использования государственного имущества, отсутствуют гарантии т превышения пределов предоставленных государству, субъектам РФ властных полномочий при осуществлении ими правомочий по распоряжению имуществом. Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу общенародного имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.10

Информация о работе Право собственности