Право на образование - право каждого

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

За последние годы законодательство о российском образовании претерпело значительные изменения, во многом это объясняется необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования в области образования в условиях стремительной демократизации жизни общества и развития рыночных отношений.
Основу правового регулирования отношений в части образования составляют положения Конституции Российской Федерации, нормы Закона РФ «Об образовании» и другие нормы российского законодательства, а также нормы международного права.

Работа содержит 1 файл

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.doc

— 128.50 Кб (Скачать)


ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ – ПРАВО КАЖДОГО?!

«Право -  система установленных

государством общеобязательных

правил поведения, норм, исполнение

которых обеспечивается силой

государственного принуждения».

 

За последние годы законодательство о российском образовании претерпело значительные изменения, во многом это объясняется необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования в области образования в условиях стремительной демократизации жизни общества и развития рыночных отношений.

Основу правового регулирования отношений в части образования составляют положения Конституции Российской Федерации, нормы Закона РФ «Об образовании»  и другие нормы российского законодательства, а также нормы международного права.

Во всех этих нормативных актах отдаётся приоритет свободному развитию личности при условии гарантии жизни и здоровья обучающегося, самостоятельному  выбору  желаемого образования, его вида, уровня   и формы,   доступность общего и начального профессионального и получение на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования, а также гуманистическому характеру образования, воспитанию гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

В своей работе мне хотелось рассмотреть, насколько полно эти принципы реализуются в нашем государстве.

Вопрос образования затрагивает каждую российскую семью, в связи с этим недостатки и противоречия, возникающие в правовом регулировании образовательного процесса, на мой взгляд, должны публично обсуждаться с учетом мнения всех заинтересованных лиц.

Право на образование занимает важное положение в системе прав и свобод человека, а значит и в системе моих прав. Но данное право является важным не только для меня, как необходимый фактор развития личности, но и для государства, как фактор развития интеллектуального потенциала страны, политической и экономической системы общества.

Ст.43 часть 1 Конституции РФ гласит: «Каждый человек имеет право на образование». Такая же формулировка содержится и в части 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Таким образом, данная норма Конституции РФ признаёт, что каждый человек обладает свободным доступом к образованию.

Хочется отметить, что и в ст.43 Конституции и в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, для определения «кто  имеет право на получение образования» используется слово «каждый». Это означает, что действие данной нормы распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. В тоже время в Законе РФ «Об образовании» в ст. 5 говорится именно о гражданах, как обладателях прав в сфере образования:  «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования…», но это является противоречием по отношению к конституционным нормам. Однако вследствие того, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие согласно части 1  ст.15 Конституции, все права, которыми Закон РФ «Об образовании» наделяет граждан РФ, имеют, в свою очередь, и иностранные граждане и лица без гражданства.

Положения ст. 43 Конституции РФ находятся во взаимосвязи с нормой, содержащейся в ст.19, о запрете «любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности».  Ст.1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования так определяет дискриминацию в области образования -  «это различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области доступа к образованию, уровня образования и качества обучения, а также условий, в которых оно ведётся».

В Конституции РФ нет дискриминационных норм, касающихся права на образование. Однако этот факт ещё не говорит об установлении равноправия в этой сфере.

Важно, чтобы приём в образовательные учреждения и, главное, сам образовательный процесс обеспечивали равенство возможностей, позволяющих каждому развивать и  использовать свои возможности. Но,  на мой взгляд, экономические изменения в нашей стране породили такое явление, как массовая фактическая дискриминация, выражающаяся в неодинаковом материально-техническом обеспечении учебных заведений, разной квалификации преподавательского состава. Особенно это проявляется в малокомплектных школах и школах малых городов, к которым я отношу и свою школу. Хотя справедливости ради надо отметить, что президентская программа по компьютеризации школ в нашем городе выполнена на все сто процентов. Но наличие компьютеров в школах это ещё не вся материально-техническая база, много лет не обновлялась школьная мебель – парты, стулья. Они уже не соответствуют современным стандартам СанПиН, что является нарушением пункта 1 ст. 51 Закона  «Об образовании»,  которая обязывает «образовательные учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Каждое общество заинтересовано в том, чтобы все члены общества не зависимо от их желаний были интегрированы (включены) в это общество, нацелены на его развитие и защиту, а не противопоставление ему. Именно поэтому Конституция РФ устанавливает в пункте 3 ст. 43 обязательность получения основного общего образования и обязывает родителей или лиц, их заменяющих, обеспечивать получение детьми основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, играют исключительную роль в получении человеком основного общего образования, так как в соответствии со ст. 19 Закона «Об образовании» «предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – восемнадцать лет».  Предельный  возраст согласно ст. 19 и ст. 50 Закона «Об образовании» может быть увеличен лишь в отношении детей и подростков с отклонениями в развитии, с девиантным поведением, а также в отношении граждан, содержащихся в исправительных учреждениях. Но здесь мы опять сталкиваемся с противоречием.  Устанавливая обязательность получения основного общего образования, Конституция не содержит положения о максимальном возрасте человека, обременённого этой обязанностью. Таким образом, эта обязанность лежит на родителях и лицах их заменяющих до того момента, когда подростку исполнится 18 лет. Такой вывод можно сделать на основании ст. 60 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет». Однако согласно ст. 19 Закона РФ «Об образовании»  «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет», то есть статья закрепляет возможность оставления общеобразовательного учреждения обучающимися, достигшими пятнадцатилетнего возраста, правда при согласии родителей или законных представителей и местного органа управления образованием.

В последние годы количество граждан, желающих получить высшее и послевузовское образование, в нашей стране постоянно увеличивается, это подтверждается результатами исследований. Так, ежегодно 90% выпускников нашей  школы намерены пройти вступительные испытания в высшие учебные заведения. Но сегодня, на мой взгляд, существенно подорвано равенство прав граждан на получение высшего профессионального образования. Доступность получения высшего профессионального образования все больше ставится в зависимость от социального и материального статуса родителей, что является для талантливой молодежи серьезным препятствием на пути получения высшего образования. Таким образом, прием в высшие учебные заведения приобретает все более дискриминационный характер, проявляется тенденция оттеснения от получения высшего образования социально незащищенных слоев молодежи.

В соответствии с часть 3 ст. 43 Конституции РФ «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии». Мы видим, что формулировка данной статьи не содержит понятия «общедоступность». Однако ст.2 Закона «Об образовании» среди принципов государственной политики называет принцип общедоступности образования, не оговаривая образовательный уровень. Для обеспечения этого принципа Закон установил для некоторых групп абитуриентов льготы. Так, согласно ст. 16 Закона «Об образовании»  «вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп …; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы…; граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий; победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.».    Однако,  пункт 3 ст. 5  Закона «Об образовании» гарантирует получение бесплатного высшего образования только в том случае, если гражданин получает его впервые. Такой оговорки часть 3 ст.43 Конституции РФ не содержит. Но из практики я знаю, что получить второе высшее образование  бесплатно невозможно, т. е.  на  лицо  ограничение  прав  граждан,

имеющих высшее образование.  Это не есть ли нарушение конституционной нормы?  Бесспорно, можно утверждать, что участие лиц, имеющих высшее образование, в конкурсе ограничивает права лиц, его не имеющих. Но мы можем утверждать и то, что участие в соответствующих конкурсах представителей национальных меньшинств, детей-сирот, детей – инвалидов и других «льготников», также ограничивает право других лиц на получение бесплатного высшего образования, так как растёт конкуренция. Конституция РФ наделила правом участия на равных правах в конкурсах на получение бесплатного высшего образования всех людей без исключения.  Я это понимаю так, Конституция не ставит цель получения высшего образования как можно большим числом людей, но, закрепляя конкурсную основу его получения, способствует тому, чтобы этим правом воспользовались достойные, а значит и те, кто уже имеет высшее образование. Предоставление льгот на получение высшего образования для определенных категорий населения, на мой взгляд, не всегда оправданно и не всегда  выгодно государству. Опять же ориентируюсь на свой жизненный опыт. В нашей школе учатся дети из разных семей: благополучных и неблагополучных, дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, воспитанники детских домов. И можно видеть потребительское отношение к получению образования детей из так называемых «незащищенных» категорий. Все им должны, обязаны. Им нельзя поставить «неуд», оставить на повторный год обучения, у них есть льгота на поступление в различные образовательные учреждения. Но как они пользуются этими возможностями? Никак! Я считаю, что если человек льготно учится, то он и льготно будет трудиться. Нужны ли государству льготники?!

Особую актуальность эта проблема приобрела в наши дни, когда изменившаяся экономическая ситуация в стране заставляет огромное число людей получать то образование, которое позволит им адаптироваться в эпоху реформ.

Закон «Об образовании» в пункте 1 ст.5 предусматривает возможность «ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости, которое может быть установлено только законом».  В тоже время какие-либо ограничения, устанавливаемые законом, должны преследовать цели, указанные в части 3 ст.55  Конституции РФ:  «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», т.е. права граждан могут быть ограничены по состоянию здоровья, наличию судимости.  Однако ограничение прав граждан на профессиональное образование по признакам пола и возраста не может служить целям, указанным в пункте 3 ст.55 Конституции РФ.

Итак, мы видим, что закрепление  права на образование в нормах международного и российского права позволяет отнести право на образование к основным правам.  Но свобода доступа к образованию, к культурному развитию зависит от того, как конкретно она сформулирована в законодательстве. Необходимо отменить дискриминационные положения действующего законодательства, противоречащие положениям Конституции РФ и международно-правовым актам. Необходимо проведение социально-экономических преобразований в сочетании с культурной и информационной интеграцией всего населения страны.  В последнее время на государственном уровне происходит осознание того, что создание сети образовательных учреждений, результатом обучения в которых подчас является лишь получение документа об их окончании, не может быть целью образовательной политики государства.  Необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ всю нормативно-правовую базу в отношении вопросов получения образования и в первую очередь Закон «Об рбразовании».

Как указано в Концепции модернизации российского образования до 2010 года главной задаче российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Доступность качественного образования означает также государственные гарантии: а) обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы; б) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; в) социально – педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребёнка; г) бесплатного пользования обучающимися фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных и муниципальных учреждений культуры.

Наша страна, как никакая другая на земле, богата природными ресурсами. Однако необразованная, асоциальная личность не способна ни добыть богатства, ни распорядиться ими на благо Родины. Главным капиталом России в XXI веке должны стать образованные люди. Именно они будут являться источником роста национального благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Право на образование - право каждого