Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:43, контрольная работа
Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт.
Опосредованное участие
государства в гражданском
Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.
Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:
· государственные и
· государственные и
Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:
· приватизация госимущества;
· финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;
· краткосрочная финансовая
поддержка для перестройки
· выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;
· сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;
· эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.
Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности.
Следует различать договорную
и внедоговорную гражданско-
Согласно в отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует следующий принцип имущественной ответственности: федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила: [12]
· субсидиарная ответственность федерации по долгам федерального казенного предприятия;
· субсидиарная ответственность публичных субъектов по долгам созданных ими учреждений;
· ответственность публичных субъектов по выданным им гарантиям.
Внедоговорная ответственность государства выражается в следующем: согласно ст. 53 Конституции РФ, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.
Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении такого вреда являются Министерство финансов РФ и соответствующие финансовые органы на местах.
Участие государства во внешнеторговом
обороте заключается в
Такие сделки от имени Российской
Федерации заключает
по денежным обязательствам — Минфин;
по инвестиционным соглашениям — Минэкономики;
по распоряжению имуществом — Минимущество.
Особенности участия государства
во внешнеэкономической
Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;
За государством как субъектом
внешнеэкономической
· судебный, когда без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства;
· от предварительного обеспечения иска, когда без согласия государства нельзя арестовать его имущество;
· от принудительного исполнения решения, когда без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против него: обратить взыскание на его имущество и т. п.
Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.
Так наложить арест на имущество
России пытались французские власти
по скандальному иску швейцарской фирмы
«Нога», вынося решение об аресте барка
«Крузенштерн» и коллекции
Материальные блага — объекты материального мира, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми. Нематериальные блага — блага, не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя.
К объектам гражданских прав согласно ст. 128 ГК относятся:
· имущество: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права;
· работы и услуги;
· информация;
· результаты интеллектуальной деятельности, а также исключительные права на них, т.е. интеллектуальная собственность;
· нематериальные блага.
Государство как субъект гражданского права
Правовое положение
Государство, как носитель
суверенитета, едино и неделимо (не
может существовать двух суверенов
на одной и той же территории).
Соответственно государство в гражданском
обороте может рассматриваться
как единый и единственный субъект.
В то же время Российское государство
является многоуровневым образованием.
Это связано как с
Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) образований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено.
Государство как носитель
власти. Государство, как и другие
субъекты гражданского права, может
участвовать в гражданско-
Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.
Суверенитет имеет как
внутреннее, так и внешнее проявление.
В пределах своей территории государство
олицетворяет наивысшую власть. Никто
не может вмешиваться во внутренние
дела государства, если только иное не
вытекает из общих принципов международного
права. Вовне суверенитет проявляется
как независимость данного
• государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
• государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;
• государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;
• государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают
далеко не все особенности государства
как участника гражданско-
Это особое положение отражает
две противоположные тенденции.
С одной стороны, необходимость
уравнивания государства в
Государство как лицо. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.
В отношениях, регулируемых
частным правом, государство не обладает
властными полномочиями. Здесь оно
подчинено общим принципам
Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и рад проблем. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов[13]. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым. Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может был» тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то – уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности1). В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.