Права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:22, реферат

Описание работы

Возникновение понятия “права человека”, т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V – IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Понятие прав и свобод человека и гражданина……………........................4
2. Основные права и свободы человека............................................................7
3. Обязанности человека и гражданина……………………...........................10
4. Гарантии прав человека………………………………................................11
5. Правовой статус личности……………………………................................13
Заключение......................................................................................................15
Список литературы.........................................................................................16

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 48.48 Кб (Скачать)

конституционных положений  и защита прав граждан входят в  компетенцию

Конституционного суда РФ, Комиссия по правам человека, Уполномоченного  по правам человека, а также органов суда и прокуратуры.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в  законодательстве составных частей федеративных государств. Во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина    согласно общепризнанным         принципам     и     нормам

международного права. По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико – правовые, политико – правовые, социально –

правовые  и правовые. Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (юридические фикции), процессуальными (процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико – юридическими (конституции гражданско – правовых исков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Правовой статус личности

      Правовой статус личности – это правовое положение человека,

отражающее его фактическое  состояние во взаимоотношениях с  обществом и

государством. Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

     Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно – правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

     Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление  в обществе нормального правопорядка, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащие нормы о правах и свободах человека и гражданина.

     Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом.

     Рядовой (специальный) статус личности отражает специфику правового

положения отдельной категории  людей, которые могут иметь какие-то

дополнительные субъективные права обязанности: военнослужащих, пенсионеров. Инвалидов, работников Крайнего Севера.

     Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.д. Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях. Без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       По мере развития общества  естественно – правовые качества человека

приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства для всех людей. Возникают правовая нормативность, общая урегулированность отношений, и право становится социальной ценностью как всеобщая форма и способ нормальной жизни общества. С возникновением социальных групп, слоев, классов и государства у человека появляется возможность активно вмешиваться в процесс правотворчества, создавая новые нормы, приспосабливая сложившиеся правила и обычаи к интересам общества или конкретного слоя, класса. В праве раскрываются и используются новые ценностные качества мощного средства, воздействующего на общественные отношения; оно выступает самым надежным и эффективным посредником между человеком и государственными структурами. Таким образом, все то общее, что существует в природных и социальных качествах вне зависимости от расовых. Национальных различий, пола, религиозной и идеологической приверженности. Обусловливает и общие черты  любой правовой системы прошлого и современности. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства бытия человека. Человек – существо разумное, справедливое, а значит, правовое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку  принятия и юридической силе нормативные  правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к  понятию нормативного правового  акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форм.

 

 Признаки нормативных правовых  актов

нормативный характер

это правовой акт

является результатом правотворчества

общеобязательность

оформление в  виде официального документа

определённый  порядок группировки правовых норм.

 Законы и  подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

 Нормативные договоры

Источником права  в России, а также и в большинстве  стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

 Нормативные правовые акты  в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, в ней действуют  нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В России установлена  следующая иерархическая система  нормативных правовых актов (в зависимости  от их юридической силы):

Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации [4].

Конституция России.

1. Законы:

Федеральные конституционные законы.

Кодексы и Федеральные законы.

2. Подзаконные правовые акты:

Указы Президента России,

Постановления Правительства России.

Акты федеральных  органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

3. Локальные нормативно-правовые  акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные  законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

в зависимости  от содержания:

отраслевые (нормы  права, объединённые общими чертами)

гражданско-правовые

уголовно-правовые

и т. д.

комплексные

При возникновении  необходимости изменения правового  регулирования вопросов, решенных в  нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять  такое изменение следует путем  принятия нового нормативного правового  акта с указанием в нем, что  отдельные положения либо весь акт  бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

 

 

 

 

 

Отличие человека от гражданина

Понятие человека в зависимости от сферы приметения может содержать такие составляющие как: биологическая особь определенного  вида; один индивид из множества  людей; индивид в составе человеческого  социума и т.п. А понятие гражданин  является уточняющим по отношению к  последнему из приведенных мной понятий  человека, конкретизирующее его права  и обязанности в социуме в  привязке к определенному государству (или нескольким). Т.е. его права  как гражданина определенного государства  или гражданина другого государства, либо лица без гражданства (подданства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Список литературы

1. Мальцев В.А. Основы  политологии: Убучение для вузов. – М.: ИТРК РСПП,1998.

2. Корельский В.М. , Превалова В.Д.  Теория государства и права. – М.:

НОРМА – ИНФРА, 1998.

3.  Фирсов В.А. Основы права: курс лекций. – М.: НМЦ СПО, 1997.

4.  Шилобод М.И.  Политика и право. – М.: Дрофа, 1996.

5.  Конституция Российской  Федерации . – Поматур, 2009.

    

 


Информация о работе Права и свободы человека и гражданина