Права человека на рубеже XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:24, лекция

Описание работы

ü Актуальность прав человека, тенденции развития.
ü Пути реализации прав человека.
ü Права и обязанности человека.
ü К проблеме возможных ограничений прав и свобод.

Работа содержит 1 файл

Глава четвертая.docx

— 232.15 Кб (Скачать)

Глава четвертая 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

    ü Актуальность прав человека, тенденции развития.

    ü Пути реализации прав человека.

    ü Права и обязанности человека.

    ü К проблеме возможных ограничений прав и свобод. 
     

    Ключевые слова и выражения

    Глобализация прав человека, права человека и проблемы развития, механизм

торможения прав человека, права человека и его обязанности, возможные ограничения прав человека. 
 
 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 
 

   Вступая в XXI в., человечество пытается анализировать уроки недавнего прошлого, сделать выводы для себя на будущее. И это вполне естественно. Г. Сантаяна писал: «Кто не помнит прошлое, тот обречен снова его испытать». XX в. оставил много хорошего в памяти и жизни человеческого общества. Однако история хранит немало отрицательного и даже страшного и дикого (мировые вой- ны, болезни, геноцид и многое другое).

   Одним из важнейших достижений  уходящего века является не только сохранение для мировой цивилизации и культуры идеи прав человека, но и придание  ей  нового звучания и «веса», становление международного

сотрудничества в области прав человека, которое произошло во второй половине XX в. Перед нами исторический факт: идея прав человека, при всех трудностях и перипетиях ее утверждения, сохраняет свою привлекательность на рубеже двух столетий. Более того, отвечая всеобщим чаяниям, она побуждает к изменениям, проводит грань между прошлым, настоящим и будущим, является фактором, ускоряющим ход событий. Ряд обстоятельств объективно способствует

возрастанию внимания к этой проблеме.

   Во-первых, огромное влияние оказывает острота проблемы выживания человечества. Выживание предполагает совместное разрешение таких глобальных проблем, как разоружение, предотвращение ядерной войны, ликвидация голода и различного рода болезней, улучшение окружающей среды и др. Подчеркнем, что эти проблемы остаются актуальными и в начале XXI в. Совместное разрешение перечисленных проблем возможно лишь при условии доверия между народами и

государствами, а одной из предпосылок доверия является уважение прав человека. Недостаточное внимание к этой проблеме неизбежно тормозит решение другой. 
 
 
 

57

 

   Во-вторых, проблема прав человека неразрывно связана с другой, не менее важной проблемой XX в.— демократизацией политических режимов власти. Борьба за права во многом способствовала падению многочисленных диктатур, тоталитарных и авторитарных режимов, особенно в Европе и Латинской Америке. Тем не менее, борьба между демократией и ее антиподами далеко не завершена, в том числе и в странах СНГ. Наоборот, она может даже обостриться.

   В третьих, актуальность данной проблемы обусловливается и возрастающими требованиями к человеку. «Стань самим собой» -призывали еще древние греки.

Они обращали свой призыв как к отдельному человеку, так и ко всему

человечеству. Но как это сделать? Здесь многое будет зависеть от способности человека отойти от  «зацикленности» на той или иной идеологии, от того, насколько человек знает свои права, а главное умеет их защищать. Более того, объективно человечеству  надоело жить среди моря лжи, отчужденности, быть

носителем таких пороков, как бескультурье и хамство, зависть и пренебрежение к другому, моральное разложение и др. Эти пороки будут проявляться гораздо в меньшем объеме по мере того, как права человека войдут в жизнь современных обществ и большинства людей.

   Права человека на рубеже XX и XXI вв. имеют и свои особенности. Одна из них — глобализация прав человека. Тенденция расширения влияния прав человека становится более заметной. Проявляется она прежде всего в расширении

географии влияния прав человека на жизнь обществ. Так, если в конце XVIII в. о правах заявили в США и во Франции, то в конце XX в. — практически во всем мире. Тенденция состоит в том, что к середине XXI в. эта идея овладеет умами миллионов людей не только Европы и Америки, но и Азии и Африки. Глобализация пойдет в другом направлении, в глубь общества. Так, наряду с тем, что идея прав человека овладела определенными слоями интеллигенции, налицо

тенденция проникновения ее в среду рабочих, молодежи, инвалидов, беженцев, безработных, предпринимателей, бездомных и др. Эта тенденция в XXI в. будет расширяться.

   Вторая особенность — это все более полная и всесторонняя связь прав человека с проблемой  развития, с развитием экономическим, нравственным, политическим, развитием как отдельной личности, так и всего общества. Такая взаимосвязь предполагает усиление внимания к интеллектуальному развитию.

Проблема реализации права на образование по-прежнему будет оставаться наи- более актуальной и требующей своего разрешения.

   Третья особенность — все более явственное проявление прав человека как духовно-нравственной ценности общества. Такой подход не был определяющим до последнего времени, но может стать таковым в ближайшей перспективе. Удастся или нет реализовать  данную тенденцию, от этого во многом зависит

процесс утверждения прав человека в жизни  человеческого общества в новом столетии.

    Реальную угрозу утверждению прав человека на заре XXI в. представляют:

   а) многочисленные локальные войны и акты насилия. Их было немало во второй половине прошлого столетия, не исключается их активизация и в будущем. 
 
 

58

 

Такое проявление связано с игнорированием прав человека на мир и безопасность, на жизнь и другие виды прав человека;

   б) голод и нищета, несправедливое распределение доходов. На земном шаре есть регионы, где существует голод, а нищета миллионов людей стала нормой жизни. За последние десятилетия абсолютное число людей, живущих в условиях голода и крайней нищеты значительно возросло. Более 1,2 млн. землян имеют доходы, не превышающие одного доллара в день;

   в) агрессивность авторитарных и тоталитарных режимов власти. Как уже отмечалось, борьба между демократией и авторитаризмом и тоталитаризмом скажется не только на политической карте мира, но и  на  самом процессе утверждения прав человека;

   г) возрождающаяся религиозная агрессивность. Например активность исламского фундаментализма проявляется не только на Ближнем и Среднем

Востоке, но и на Кавказе, в Средней Азии и других регионах мира. Исламский фундаментализм в принципе исключает идею прав человека из ценностей исламского общества. И это не случайно, так как практика на его основе приводит к нарушениям прав женщин; исключается принцип свободы совести и др.;

   д) новая опасная концепция - так называемое исключительное «Право своего народа», во имя которого попираются права народов других стран.

    Существенное звено механизма торможения процесса утверждения прав

человека заблуждения общественного сознания. Они проявляются как в целом мире, так и в отдельных странах.

   На республиканской конференции на тему «Права человека а Республике Беларусь: механизмы защиты и реализации, проблемы преподавания», состоявшейся в 1996 г. в Брестском госуниверситете, отмечалась отрицательная роль следующих положений:

   1. Слишком многие считают, что права человека — это политическая категория. В известном смысле да, особенно когда рассматриваются политические права и свободы. И все же в целом такой подход не верен. Как уже отмечалось, права человека — прежде всего духовно-нравственное явление. Это явление мировой культуры.

   2. Некоторые исследователи при рассмотрении прав человека отождествляют их с правом как таковым (с государственным правом, к примеру). Права человека

— это не то, что дает человеку государство, а прежде всего то, что должен иметь человек в силу факта своего рождения.

   3. Многие почему-то считают, что изучать права человека надо только детям, молодежи. Права человека надо знать, в том числе и взрослым.

   4. Мешает неправильное понимание роли и значимости прав человека в жизни общества. С одной стороны, есть суждения типа: «Изучим права человека и будем

делать революцию», «Зачем изучать, если нет возможности изменить их состояние в лучшую сторону». Такая позиция неверная. Борьба за права человека не при- водит к революциям, ибо используются ненасильственные методы, а если в результате этого активизируются позиции каждого конкретного человека в их защиту, то здесь ничего плохого нет. Данное положение предполагает, что изучение прав человека с неизбежностью приведет каждого человека к 

59

 

пониманию следующего: права человека сами по себе не появятся, их надо отстаивать, защищать, отвоевывать у правящей элиты.

   5. Отрицательное влияние оказывает подход, при котором права человека отрываются  от обязанностей, более  того, противопоставляются друг другу. Деятельность Организации Объединенных Наций не ограничивается только лишь разработкой концептуальных проблем. В последние два десятилетия она пробует свои силы сугубо в практической деятельности. Это оказание,  в связи с

Резолюцией № 43/131 Генеральной Ассамблеи 1988 г., гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и аналогичных чрезвычайных ситуаций. Это, начиная с 1989 г., миротворческие акции по восстановлению демократии, защите прав человека в Намибии, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре, Сомали, Камбодже. Это оказание помощи государствам в проведении демократических выборов, чем уже воспользовались десятки стран, особенно Азии и Африки. Это, наконец,

многочисленные акты превентивной дипломатии.

   В итоге по истечении полстолетия со дня провозглашения Всеобщей декларации прав человека несмотря на достойные уважения многочисленные мероприятия и усилия  Организации Объединенных Наций жизнь, развитие, свобода, неприкосновенность и достоинство как фундаментальные ценности человеческой цивилизации и столь же фундаментальные права человека и народов по-прежнему находятся под угрозой. Действительно, не проходит ни дня, чтобы

мир не столкнулся с   явлениями  насилия, голода, страха, произвольного задержания, ареста, содержания в заключении, моральных и физических пыток, возрождения рабства,   геноцида, агрессивного национализма,  ксенофобии, этнических  чисток, дискриминации и  нетерпимости по  признаку расы и пола, религии и веры, социальной и национальной принадлежности, политических и иных   убеждений. Ни  дня не проходит, чтобы  людей не преследовали за

инакомыслие, за их попытки на реализацию своего выбора и самоопределения, своего права на социальный протест. Не проходит ни дня, чтобы мы не стали свидетелями актов терроризма, в том числе и государственного терроризма.

Информация о работе Права человека на рубеже XXI века