Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Сформированные задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая глава – "Общие положения о договоре розничной купли-продажи" дает понятие договора розничной купли-продажи, сферы применения договора розничной купли-продажи, рассматривается порядок заключения договора, форма договора, рассматриваются права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи, а также обстоятельства исполнения договора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи. 6
1.1. Понятие договора розничной купли продажи. 6
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи. 7
1.3. Порядок заключения договора. Форма договора. 14
1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора. 23
1.5. Договоры купли-продажи с отдельными нетипичными условиями. 30
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей. 33
2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца. 33
2.2. Защита прав покупателя-гражданина. 38
Заключение.. 44
Библиографический список Нормативные акты... 47
Сноски.. 50

Работа содержит 1 файл

розничная торг.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

  На  выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться  и другие данные, предусмотренные  техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

  В соответствии с вышеназванным Федеральным  законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

  ·     продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

  ·     продажи ценных бумаг;

  ·     продажи лотерейных билетов;

  ·     продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

  ·     обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

  ·     торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

  ·     разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

  ·     продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

  ·     продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

  ·     торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

  ·     торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

  ·     приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

  ·     реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  ·     продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

  Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или  труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

  Договор розничной купли-продажи может  быть заключен в устной либо простой  письменной формах. В юридической  литературе нередко встречается  утверждение о том, что преобладающей  формой договора розничной купли-продажи  является его устная форма. Например, Т.Д.  Левшина указывает: "Договор розничной купли-продажи, как правило, заключается устно, так как его исполнение происходит одновременно с совершением".[14]

  "Представляется, однако, что устная форма договора  розничной купли-продажи скорее является исключением из общего правила о письменной форме данного договора. Об этом свидетельствуют нормы ГК о публичной оферте, об обязанности продавца предоставить покупателю информацию о товаре". [15] Кроме того, отнесение договора розничной купли-продажи к договорам присоединения (ст.428 ГК) практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает использование стандартных форм, формуляров, наличие у продавца письменных документов о товаре, его цене и других существенных условиях договора розничной купли-продажи.

  Покупатель  по договору розничной купли-продажи  имеет право на получение информации о продаваемом товаре. Продавец, соответственно, обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную  информацию о товаре, который предлагается к продаже. Эту обязанность продавец должен исполнить в соответствии с установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемыми в розничной торговле требованиями к содержанию и способам предоставления покупателю информации о товаре.

  Следует отметить, что право покупателя на получение от продавца информации о  товаре было предусмотрено Законом  Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ст.8). Положения названного Закона сохраняют действие и в  настоящее время. Вместе с тем  в ГК содержатся некоторые новые положения. К их числу относятся: во-первых, положение о том, что непредоставление продавцом информации о товаре признается необоснованным уклонением торгового предприятия от заключения договора розничной купли-продажи и влечет за собой обязанность торгового предприятия возместить покупателю причиненные этим убытки; во-вторых, норма об ответственности продавца (торгового предприятия), не предоставившего покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что убытки возникли у него в связи с отсутствием необходимой информации о товаре (пп.3,4 ст.495 ГК).

  В соответствии с Правилами продажи  отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям, которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; указание на гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; данные о сроке службы или сроке годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении названных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.

  Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

  При продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов: подлинник сертификата; копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

  Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, а из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, - на основании разрешения компетентного органа страны-экспортера.

  При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего решения.

  Продавец  должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми  актами, обязательными требованиями стандартов.

  Информация  о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, Обязательными  требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

  Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской  таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

  Информация  о продавце, товарах и их изготовителях  доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

  Потребителю также должна быть предоставлена  наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых при продаже товаров формах обслуживания (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и др.).

  При продаже товаров покупателю предоставляется  возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

  Продавец  обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого  для продажи товара в случае, когда  проведение проверок предусмотрено  законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.

  Продавец  обязан также обеспечить наличие  единообразных и четко оформленных  ценников на реализуемые товары с  указанием наименования товара, его  сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

  Таким образом, выставление товара в витрине  магазина, предоставление покупателю полной информации о товаре, подтвержденной письменными документами, а также наличие ценников на товары, свидетельствуют о том, что общим правилом о договоре розничной купли-продажи, совершаемом с розничным торговым предприятием, является оферта в письменной форме, что само по себе исключает возможность устной формы такого договора.

  Другое  дело - форма акцепта письменной оферты продавца со стороны покупателя. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в  ней условий договора (в том  числе уплаты соответствующей суммы за товар) считается акцептом в форме конклюдентных действий (п.3 ст.438 ГК), что и имеет место при заключении договора розничной купли-продажи.

Информация о работе Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей