Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:55, реферат
Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государство и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Введение
1.Понятие гражданства
2.Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
3.Принципы гражданства Российской Федерации
4.Прекращение гражданства Российской Федерации
5.Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
Заключение
Литература.
Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во-вторых, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.
4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.
5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: наличие ходатайства лица, разрешение на это государства, наличие соответствующего договора между Российской Федерацией тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.
6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами России. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции РФ.
7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).
В равной мере, брак, заключенный гражданином РФ с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.
8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, закреплены в Конституции РФ (ст. 61) им в Законе о гражданстве (ст. 5). Граждане России, находящиеся за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством российского государства.
9. Впервые вводится такой институт, как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином России, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России.
4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Закон о гражданстве устанавливает следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:
- выход из гражданства (ст. 23);
- отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24);
- выбор гражданства (оптация);
- иные основания (ст.ст. 25-31).
Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации – главное основание его прекращения.
Право на изменение гражданства закреплено в статье 6 Конституции Российской Федерации.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства:
- по ходатайству гражданина Российской Федерации;
- в порядке регистрации.
В первом случае решение о выходе принимается Президентом Российской Федерации, во втором – прекращение гражданства регистрируется соответствующими органами внутренних дел.
В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из гражданства Российской Федерации может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.
В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица.
Действующий Закон Российской Федерации определил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано. Другие – вообще исключают возможность выхода (ст. 23).
Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина Российской Федерации имущественных обязательств перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом Российской Федерации.
Нормы Закона значительно сузили рамки свободного решения государственными органами вопроса о выходе из гражданства по сравнению с бывшим союзным законодательством. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин Российской Федерации проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи.
Кроме того, новым является установление о том, что препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.
Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается:
- после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания;
- если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Закон предусматривает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода должны быть мотивированы полномочными органами.
Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (ст. 24).
Причиной для этого является приобретение гражданства Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.
При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, то есть супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России – 5 лет.
Основанием прекращения гражданства может быть выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, про- живающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданство.
Прекращение гражданства может происходить по иным основаниям, предусмотрен-ным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют граж-данству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.
5. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ДЕЛ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Механизму реализации норм об основаниях прекращения и изменения гражданства Российской Федерации посвящена значительная часть Закона о гражданстве Российской Федерации. На его основе принято «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). В нем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.
Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент.
Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам:
- приема в гражданство Российской Федерации;
- восстановления в гражданстве Российской Федерации;
- разрешения на выход из гражданства;
- разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
- отмена решения о приеме в гражданство;
- предоставление почетного гражданства.
По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.
Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства.
Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах, поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся:
- Министерство внутренних дел и его органы;
- Министерство иностранных дел;
- Дипломатические представительства и консульские учреждения.
Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что Министерство внутренних дел и его органы принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а все остальные – за ее пределами.
В их функции входят:
- прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
- проверка фактов и представленных документов;
- направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
- определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации;
- осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются:
- установленной формы обращения;
- органов, принимающих решения;
- актов, которыми оформляются решения;
- порядка обжалования.
В случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента; решения по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайства – не более 9 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год.
Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации – в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.
Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел Российской Федерации или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее – вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года – закрепляло такую форму утраты гражданства.
Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, форма репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.
Впервые такие основания установил Закон о гражданстве СССР 1978 года. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения только к тому гражданину, который проживает за границей, и устранил такое расплывчатое основание как «действия, порочащие высокое звание гражданина», решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.
Информация о работе Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации