Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 01:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение оснований и правил, по которым происходит признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российском гражданском праве.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Дать определение понятия «безвестное отсутствие в гражданском праве».
2. Рассмотреть основания для признания гражданина безвестно отсутствующим.
3. Обстоятельства необходимые для объявления гражданина умершим.
4. Проанализировать порядок рассмотрения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.
Вступление
решения суда в силу имеет большое
значение. С этого момента лицо
считается безвестно
§3. Правовые последствия признания.
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в тех гражданских и семейных правоотношениях, участником которых он является.
Важнейшим гражданско-правовым последствием признания гражданина безвестно отсутствующим является передача принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства на основании решения суда. Следует предположить, применяя аналогию закона (п. 1 ст. 38 ГК), что под имуществом, требующим постоянного управления, понимается недвижимое и ценное движимое имущество.7
Доверительный
управляющий вправе совершать любые
действия, в том числе сделки,
в интересах безвестно
Имущество безвестно отсутствующего используется для погашения задолженности по его обязательствам. Управляющий обязан уплачивать налоги и сборы за безвестно отсутствующего, а также выступать в качестве представителя, по делам, в которых данное лицо должно участвовать.
К другим правовым последствиям, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ); договор комиссии в случае признания безвестно отсутствующим комиссионера (ч. 1 ст. 1002 ГК), агентский договор в случае признания агента безвестно отсутствующим (ст. 1010 ГК) и некоторые другие.
Брак
с безвестно отсутствующим
Основанием для регистрации развода в
органе ЗАГС служит заявление одного из
супругов, если другой супруг признан
в установленном законом порядке безвестно
отсутствующим. Документом, который при
этом необходимо представить в орган загса,
является решение суда о признании супруга
безвестно отсутствующим.
Иски о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими, могут предъявляться по месту жительства истца. Расторжение брака может быть рассмотрено без извещения ответчика. Однако назначенный недееспособному лицу опекун должен быть извещен о времени и месте судебного заседания с тем, чтобы он в интересах опекаемого мог принять участие в судебном разбирательстве, особенно тогда, когда при расторжении брака решаются вопросы имущественных отношений супругов8.
Несовершеннолетним детям безвестно отсутствующего могут быть назначены опекуны и попечители. Ребенок безвестно отсутствующего гражданина может быть усыновлен без его согласия.
У нетрудоспособных членов
Иные
последствия признания
1)третейский суд выносит определение о прекращении третейского разбирательства, если гражданин, являющийся стороной разбирательства, признан безвестно отсутствующим (ст. 38 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации");
2)приостанавливается статус адвоката (в том числе осуществление им адвокатской деятельности) в случае признания его безвестно отсутствующим (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");
3) трудовой договор подлежит прекращению в случае признания судом
физического лица безвестно отсутствующим (ч. 1 ст. 83 ТК);
Обобщая все выше перечисленное, можно сказать, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются, а часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства. Правоспособность безвестно отсутствующего как способность иметь права и выполнять обязанности сохраняется в полном объеме.
§4.Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
Отмена
решения о признании лица безвестно
отсутствующим производится в судебном
порядке. Для решения суда необходимо
установить факт явки гражданина или
обнаружения места его
В случае явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим, его правовое положение должно быть восстановлено. Для этого необходимо отменить ранее принятые решения. Суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим. Возбуждения нового дела не требуется. Такое решение порождает следующие правовые последствия:
1) производится
отмена управления имуществом
безвестно отсутствующего
2) прекращается право иждивенцев на получение пенсии по случаю потери кормильца;
3) брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в брак;
4) отменяется
назначение опеки и
Таким образом, можно сделать вывод, что при явке или обнаружении места пребывания безвестно отсутствующего лица восстанавливается в полном объеме весь комплекс обязанностей, имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности и что более важно дееспособности ранее безвестно отсутствовавшего лица.
Подводя итоги первой главы данного курсового исследования, можно сказать, что, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовывать многие из прав и исполнять принятые на себя обязанности, что обуславливает необходимость предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую сферу. Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить охрану законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.
Глава II. Объявление гражданина умершим.
§1.Понятие и определяющие критерии.
Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание лица, безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими своих прав и исполнении обязанностей.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.
Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим.9
После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Но сущность данной категории дел осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия.
Кроме
того, объявление гражданина умершим
имеет специфическую
Общим основанием для объявления лица умершим является отсутствие гражданина и сведений о месте его пребывания в месте его жительства в течение пяти лет. Рассматривая данную категорию дел, суд должен учитывать не только отсутствие сведений о гражданине в месте его постоянного жительства в продолжение 5-летнего срока, но и существование предположений о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. Например, Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края объявил гр-ку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений, и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гр-ка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными.
Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Во-первых, отсутствие гражданина в течение шести месяцев, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Обстоятельствами, угрожавшими смертью, считаются различные стихийные бедствия. К обстоятельствам, дающим возможность предполагать гибель от определенного несчастного случая, можно отнести кораблекрушение, авиакатастрофу.
Также возможность объявление гражданина умершим ввиду его шестимесячного безвестного отсутствия должна дополнительно включать следующие моменты:
1) совпадение во времени и пространстве событий, угрожавших смертью, и нахождение гражданина в месте этого несчастного случая либо в зоне стихийного бедствия;
2) невозможность по истечении шести месяцев со дня несчастного случая либо стихийного бедствия обнаружить гражданина живым или мертвым.11
Во-вторых, отсутствие пропавшего в связи с военными действиями гражданина в течение двух лет со дня окончания военных действий. Момент окончания военных действий связывают с принятием пакта о перемирии или другого официального акта об окончании военных действий. Особенность данного срока заключается в том, что главными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.
В
отличие от нормы ГК РСФСР 1922 г. (ст.
12) для объявления умершим не требуется
предварительное признание
Правовые основания объявления граждан умершими следует отличать от установления юридического факта смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы ЗАГС отказывают ему в выдаче дубликата. Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы ЗАГС, либо в тех случаях, когда данные органы отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.
Обобщение
судебной практики показало, что более
50% всех дел об объявлении гражданина
умершим составляют дела, в которых
просят объявить умершими граждан, пропавших
без вести в связи с
Информация о работе Порядок признание гражданина безвестно отсутствующим либо умершим