Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:59, курсовая работа
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
Понятие трудового стажа
Виды трудового стажа
Страховой стаж
Специальный стаж
Непрерывный стаж
Понятие пенсии ……
Виды трудовых пенсий
Обязательное пенсионное страхование
Условия назначения трудовой пенсии
Структура трудовой пенсии
Право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Негосударственные пенсии
Список использованной литературы
Заключение
Список литературы
Трудовая пенсия того или иного вида назначается при выполнении условий, установленных соответствующими статьями Закона о трудовых пенсиях.
Так, например, для назначения трудовой пенсии по старости мужчине требуется достижение возраста 60 лет, женщине - 55 лет, .а также наличие страхового стажа не менее 5 лет.
"Страховой стаж" - новый правовой институт, под которым согласно ст. 2 Закона о трудовых пенсиях понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Ранее для установления пенсии по старости требовался общий трудовой стаж 20 лет для женщин, 25 лет - для мужчин, а при наличии общего трудового стажа 5 лет и более могла быть установлена пенсия по старости при неполном стаже.
Право на досрочное назначение пенсии сохранено за всеми категориями граждан, которым оно предоставлялось ранее по законодательству, действовавшему по состоянию на 31 декабря 2001 г., на основании Закона о государственных пенсиях.
Статья 27 Закона о трудовых пенсиях предусматривает 15 категорий тружеников, имеющих право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 г. будет иметь не менее половины требуемого специального стажа.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 9, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
К числу нетрудоспособных членов семьи относятся:
- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие 18 лет (если же они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то признаются нетрудоспособными до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца, независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, если они достигли возраста 18 лет и заняты уходом за другими детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;
- родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности (если они не состояли на иждивении умершего кормильца, то имеют право на пенсию при условии, что они утратили источник средств к существованию независимо от времени, прошедшего после смерти кормильца);
- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности – при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.
При невыполнении условий Закона о трудовых пенсиях (одного или всех одновременно) трудовая пенсия не устанавливается. Пунктом 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях определяется, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определены Законом о государственном пенсионном обеспечении.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей пенсии.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей.
Такая структура трудовых пенсий направлена на достижение трех целей пенсионного обеспечения: борьба с бедностью, компенсация утраченного заработка и обеспечение материальной достаточности.
Различные части трудовой пенсии имеют разные источники финансирования.
Часть трудовой пенсии | Источник финансирования | Ответственный за выплату |
базовая часть | соответствующая часть единого социального налога (взноса) | Федеральный бюджет |
страховая часть
| основная часть страхового взноса, уплачиваемого работодателем в солидарную пенсионную систему | Пенсионный фонд РФ |
накопительная часть | основная часть страхового взноса, уплачиваемого работодателем в солидарную пенсионную систему | Пенсионный фонд, а также негосударственные фонды и иные страховщики |
В структуре трудовой пенсии всех видов выделена базовая часть – единая федеральная гарантия фиксированного (минимального) дохода в старости.
Для всех получателей трудовых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца) базовая часть устанавливается в фиксированном размере, который определяется в зависимости от вида пенсии, возраста пенсионера, установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и наличия нетрудоспособных членов семьи пенсионера.
Страховая часть трудовой пенсии зависит от результатов труда конкретного человека (которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в ПФ РФ) и устанавливается в дифференцированной сумме.
Базой для исчисления страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, величина которого формируется из общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФ РФ за конкретное застрахованное лицо, и пенсионных прав застрахованного, приобретенных до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (до 1 января 2002 г.), выраженных в денежном исчислении.
Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности исчисляется из средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 4 Закона о трудовых пенсиях, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Право на пенсию одновременно нескольких видов – довольно распространенный в практике случай (например, право на пенсию по старости и по инвалидности или пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца). Однако получение пенсий всех полагающихся видов законом всегда ограничивалось, за исключением отдельных категорий граждан. Достаточно вспомнить ст. 5 Закона о госпенсиях, которой было предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.
При наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов по Закону о трудовых пенсиях гражданин должен выбрать, какую он предпочитает. Как правило, критерием выбора является размер пенсии. При установлении пенсий в соответствии с Законом о госпенсиях критерием выбора могли быть условия выплаты пенсии в период работы (так, пенсии за выслугу лет некоторым категориям работников не выплачивались при продолжении работы, дающей право на эту пенсию). Закон о трудовых пенсиях не устанавливает ограничений по выплате пенсии в период работы, поэтому выбор вида пенсии в большинстве случаев, по всей видимости, будет определяться ее размером.
Заключение
Итак, в заключение работы я подведу итоги по проделанному исследованию.
Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (И это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимо их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) «разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих акта, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами.
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -7 января 2002 г. (Часть I). - №1. - Ст. 3.
2. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. - 6 декабря 1990 г.
3. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 августа 2002 г. - №31.
4. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 июля 2002 г.
5. Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 "Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций" // Российские вести. - 28 июля 1994 г.
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 декабря 2001г. - №51. - Ст. 4831
7. Винслав. Ю.Н Региональные аспекты мобильности трудовых ресурсов // М.: Юнити, 2007 г.
8. Колосова, Моисеенко. Учет и планирование трудовых ресурсов и рабочих мест в условиях рыночных отношений. М.: Феникс, 2003 г.
9. Коровкин А. Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование - М.: Просвещение, 2006 г.
10. Кулюхин С.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. - №5, 6. - май, июнь 2008 г.
11. Николаев И.П. Что изменилось в персонифицированном учете // Российский налоговый курьер. -№7. – апрель 2006 г.
12. Харитонов В.А. Права человека на социальное обеспечение. М.: Линко пресс, 2005 г.
3
[1] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 декабря 2001г. - №51. - Ст. 4831
[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -7 января 2002 г. (Часть I). - №1. - Ст. 3.
[3] Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 декабря 2001 г. - №52 (Часть I). -Ст. 4920
[4] Николаев И.П. Что изменилось в персонифицированном учете // Российский налоговый курьер. -№7. – апрель 2002 г., С. 26.
[5] Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. - 6 декабря 1990 г. - №27. - Ст. 351
[6] Кулюхин С.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. - №5, 6. - май, июнь 2005 г.
[7] Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247.
[8] Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27. Ст. 351.
[9] Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247.
Информация о работе Понятие, виды трудового стажа и трудовых пенсий