Понятие вещного права и его правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

Вещные права - одна из правовых форм реализации отношений собственности. Вещные права обычно определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Иначе говоря, вещное право предоставляет его обладателю определенного рода непосредственную власть, господство над вещью.
Важность римского вещного права для становления и развития последующего законодательства объясняется тем, что оно очень подробно разработало порядок закрепления отношения лица к вещи (имуществу).

Работа содержит 1 файл

контрольная по рп.docx

— 43.67 Кб (Скачать)
  1. Понятие вещного права и его правовая характеристика

 

Вещные права - одна из правовых форм реализации отношений собственности. Вещные права обычно определяются как  права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого  лица) воздействия на вещь. Иначе  говоря, вещное право предоставляет  его обладателю определенного рода непосредственную власть, господство над вещью.

Важность  римского вещного права для становления  и развития последующего законодательства объясняется тем, что оно очень  подробно разработало порядок закрепления  отношения лица к вещи (имуществу).

Главное место в системе вещных прав занимает право собственности — один из важнейших правовых институтов гражданского права. К нему примыкает право  на чужую вещь, находящуюся в собственности другого лица, а именно: сервитуты, чинш (эмфитевзис — по римскому праву), залог.

Объектом  гражданских прав является вещь в  материальном значении слова. Этим признаком  обусловливается природа вещных прав, возможность вытребовать вещь из чужого незаконного владения. Вещное право устанавливает непосредственное отношение лица к вещи в том  смысле, что для осуществления  своего права на вещь оно не нуждается  в посредничестве других лиц. Носитель вещного права всегда действует  в сложной сети социальных связей и отношений, в результате чего характер юридически значимого приобретает  как его собственное поведение, так и поведение окружающих его  третьих лиц.

Римское право в понятие вещи включало не только саму вещь в материальном ее смысле, но и юридические отношения и права. Поэтому Гай и делил все вещи на телесные (которые можно осязать) и бестелесные (то есть права), которые нельзя осязать.

Вещное  право у римлян подразделялось следующим  образом: права на свои вещи (право  собственности) и права на чужие  вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций, залог). Тоже самое можно сказать и о русском праве. При этом главное место в системе вещного права и римские и русские юристы отдавали, бесспорно, праву собственности. Они определяли за собственником права владения, пользования и распоряжения. Однако, помимо отдельных разновидностей вещных прав, большое внимание римляне уделяли владению как фактическому состоянию связанности лица с вещью. И в римском и в русском праве институт права собственности начинался с понятия о владении.

Понятие и виды владения. Владение составляет существенный элемент права собственности. Римские юристы слово «владение» — possessio — выводили от sedere — сидеть, оседать, а само владение — от positio — поселение. «Владение было названо, — как говорил Лабеон, — от оседаний <будучи> как бы поселением, так как оно естественно удерживается тем, кто на нем стоит...»

Владением (possessio) по римскому праву признавалось реальное господство лица вещью, вытекавшее из фактического, физического отношения лица к предмету владения . «Лицо стоит или сидит на земле, оно держит вещь. Это отношение должно быть не преходящим, а представлять упрочившееся отношение лица к вещи; тогда оно может обеспечиваться от нарушений со стороны других лиц и получает защиту». Следовательно, преходящее владение не пользовалось исковой защитой. Держатель вещи вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику, а сам подавать иск не мог. Соответственно в римском праве фактическим обладанием вещью, то есть владением, признавалось не любое фактическое обладание вещью. Таким образом, римляне проводили различие между собственно владением {possessio) и держанием (detentio).

В определениях владения, которые давали и римские юристы, они различали два существенных элемента: объективный (corpus possessions — реальное господство над предметом владения) и субъективный (animus possidendi — намерение или воля владеть вещью для себя, на себя). Объективные признак — это возможность пользоваться и распоряжаться вещью, то есть фактическое обладание вещью (corpus possessions). Субъективный признак — воля лица (animus possessions), то есть, господствуя над вещью без всякого законного основания, лицо, тем не менее, желает иметь ее для себя, пользоваться и распоряжаться ею, как будто оно имеет эту вещь на праве собственности. Таким образом, в римском праве владение осуществлялось наличием объективного и субъективного его признаков (наличием фактического обладания вещью и воли лица, то есть намерения обладать вещью, как своей собственной). Отсутствие субъективного признака квалифицировало власть над вещью только в форме держания (владения на основе аренды, хранения...)

Виды  владения. Римское  законодательство различало несколько видов владения: законное и незаконное; добросовестное и недобросовестное. По римскому праву, законное владение может основываться на таком законном способе приобретения, каким приобретается и само право собственности. Напротив, незаконными признаются владельцы, приобретшие владение, например, путем насильственного захвата, но не на основании юридического факта.

Римское право подразделяло незаконное владение на добросовестное незаконное и недобросовестное незаконное владение. Владение признавалось добросовестным, когда тот, кто владеет  вещью по праву собственности, не знает об обстоятельствах, препятствующих приобретению им этого права, то есть владелец не сознает неправильности своего владения. Например, лицо, приобретшее  вещь от не собственника, выдававшего  себя за собственника. Примером недобросовестного  владения может служить владение вора, который знает, что вещь не его, но, тем не менее, ведет себя так, как будто вещь принадлежит ему.

Для возникновения  владения по римскому праву необходимо было наличие двух моментов: субъективного  и объективного. Они заключались  в намерении присвоить и в  господстве над вещью одновременно. Римские юристы утверждали, что владение приобретается, когда соединены и телесный момент (corpus possessionis), и воля (animus possessionis).

Овладеть  вещью по римскому праву было возможно или с согласия и при участии прежнего ее владельца, или без него. В первом случае будет передача, представляющая собой двухсторонний акт овладения, основанный на взаимном согласии прежнего и нового владельца и на действиях той и другой стороны — на вручении и принятии вещи. Римское право регулировало и случаи самовольного захвата владения.

Таким образом, для возникновения владения по римскому праву требуется соединение субъективного и объективного моментов. Для прекращения владения по римскому праву достаточно устранения того или другого момента. Так, владение прекращается, когда теряется господство над вещью, по собственной ли воле владельца, при вручении ее другому лицу, при оставлении ее на произвол или же, помимо его воли, утратой вещи, захватом ее со стороны другого . Овладеть вещью и прекратить владение по римскому праву можно было и через представителя.

 Защита владения. Защита владения по римскому праву осуществлялась посредством интердиктов претора. Претор защищал сам факт владения, а не правовое его основание, которое являлось предметом разбирательства суда между истцом и ответчиком.

Право собственности  по римскому праву означало полное господство над вещью. Поэтому и  для древнейшего обозначения  права собственности использовалось слово «dominium» (от глагола «domare» — укрощать). Это означало господство над чем-либо. Вещь, на которую существовало право, именовали «proprietas». Это название затем и закрепилось за правом собственности. Содержание права собственности выражалось в возможности собственника одновременно пользоваться вещью (ius utendi), распоряжаться ею (ius abutendi), извлекать доходы от пользования и распоряжения вещью (ius fruendi).

К этому  добавляют также право владеть  вещью (ius possidendi), право истребовать вещь от каждого ее фактического обладателя, безразлично — владельца или держателя (ius vindicandi). Кроме того, римские юристы подразумевали под правом собственности полное господство над вещью, то есть право делать с ней все то, что ему прямо не запрещено законом: издревле устанавливались и законные ограничения права собственности (например, собственник обязан был не препятствовать установлению сервитута).

Таким образом, можно утверждать, что объектом права собственности в римском праве является имущество как вещь. Признавалась исключительность и независимость этого права от посторонних лиц. Исключительность означает, что никто без и помимо воли собственника не имеет права препятствовать ему или присваивать себе пользование той вещью, которая является объектом его права собственности. Независимость указывает на полную свободу осуществления своего права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация вещей

 

Общего представления  о вещи как специфическом объекте  прав субъекта, о вещи материальной, римское право не сформировало: «Названием вещи охватываются также юридические отношения и права». В интересах юридического регулирования римская правовая традиция двояким образом характеризовала вещь: это может быть отдельная материально самостоятельная с четкими пространственными границами и физическими качествами— вещь (живая или неживая), обладающая признанием в качестве юридически самостоятельной целостности; это может быть вообще любой предмет материального или нематериального качества, какой-то комплекс юридических прав или требований, но также обладающий признанной самостоятельной правовой целостностью. Таким образом, собственно правовые характеристики вещей (или объектов прав) в римском праве предпосылались всем прочим их свойствам, поэтому важная для интересов вещного права классификация вещей устанавливалась не собственными их свойствами, а установками правовой традиции (в упрощенном виде: не физика или биология определяют, недвижимая ли это вещь в интересах права, а только юриспруденция).

Вещи могли  классифицироваться и внутренне  подразделяться на самые разные категории  в зависимости от только юридических  критериев, юридических в сочетании  с материальными, способов возникновения на них прав субъекта и т. д.

1) Не все вещи могли быть объектами частного права по своему социальному предназначению, соответственно не все могли быть и предметами частного обладания: главное деление вещей содержит два класса: одни подвержены божественному, другие — человеческому праву». Вещи, подверженные божественному праву, определялись по своему предназначению священным или религиозным целям — безразлично: всего ли сообщества или индивидуального субъекта. Само их существование было связано с исполнением предписаний не jus, a fas. Поэтому законом только конкретизировались формы неприкосновенности этих вещей, а перечень основывался на традиции обычаев и нравов общества. Такими были для римлян городские стены, ворота, предметы священные и пользующиеся качествами благочествуемых, служащие объектами поклонения, равно находящиеся в общем обладании народа, так и вызванные индивидуальными потребностями (гробница — но не памятник на могиле!). Вещи, подверженные человеческому праву, определялись как служащие правовому обращению; в свою очередь они подразделялись на те, что служат только публичному обращению (господство и обладание народа, а употребление каждому индивиду), и те, что служат частному обладанию (и господство, и употребление индивидуально).

2) Не все вещи могли быть объектом  вещного права по своей природе. «Кроме этого могут быть предметы телесные и бестелесные». Телесные вещи— такие, которые можно материально ухватить: земля, человек, одежда, золото, животное и т.п. Бестелесные — такие, которые состоят только в праве и не имеют в собственном смысле материального выражения, но подразумевают осуществление некоторых действий в отношении предметов: наследство, узуфрукт, обязательство. Юридическое качество вещи первенствует над материальным выражением при определении объектов вещного права — эта кардинальная особенность римской правовой традиции стала наиболее важной для всего последующего понимания вещей в частном праве.

3) Материальные качества вещей  не важны для формирования  на них индивидуального вещного  права, которое может возникать на самые разные по своим свойствам, размерам и т.п. предметы. В этом смысле вещи дополнительно подразделяются на недвижимые (земельные участки, здания, растущие деревья и т.д.), которые не могут человеческими усилиями без повреждения целостности передвигаемы быть с места на место, и на движимые (животные, человек, предметы обихода, деньги и т.д.), которые легко с места на место могут переноситься, среди недвижимых вещей дополнительно могут выделяться вещи основные и вещи дополнительные (служащие принадлежностью к первым). Среди движимых специально выделяется разновидность самодвижущихся вещей (человек, скот, птица), которые по собственной воле и за счет собственных усилий могут перемещаться с места на место.

4) В интересах частного вещного  права вещи могут подразделяться  по способу возникновения над  ними обладания. В классическую эпоху одним из наиболее существенных в этом отношении было разделение вещей на манципируемые и неманципируемые, соответственно тому, требуют или нет подразумеваемые вещи исполнения специальных формальных обрядов при их отчуждении. К манципируемым вещам относились рабы, земля в исторических территориях, скот, строения на землях Италии, к неманципируемым— все другие предметы, безотносительно к их стоимости и иным свойствам. Деление на манципируемые и неманципируемые сохраняло значение и для бестелесных вещей.

В другом отношении  вещи могли подразделяться на бесхозные (res nullius), или ничьи, которые на данный момент никому конкретно не принадлежат и принадлежать не могут (рыба в море, звери в лесу, вещи военного врага и т.д.), и на вещи, находящиеся в правовом обладании (под господством) — любая вещь, включая все перечисленные, но имеющая конкретного владельца, признаваемая за такового римским правом.

5) Вещи могли подразделяться по  своему материальному только  качеству в интересах реализации  вещного права, а также предполагаемого  правового объема этого права. В этом смысле вещи подразделялись на потребляемые (те, которые изменяли свою количественную характеристику в процессе пользования вплоть до того, что достижимо было полное уничтожение без превращения качества вещи) и на непотребляемые (те, которые не изменяли своих основных характеристик в процессе использования), на сложные (те, которые включали в себя несколько самостоятельных элементов, могущих быть признанными за отдельные вещи) и на простые; особый подвид представляли составные вещи (те, которые не уничтожали качеств простых элементов, в них включенных), на вещи, определяемые родовыми признаками (измеряемые мерой, весом — как то: зерно, вино, вода, песок, деньги), и вещи, индивидуально определенные (имеющие единичные свойства, помимо меры, веса, либо важные для обладателя в их единичном качестве).

Информация о работе Понятие вещного права и его правовая характеристика