Понятие, сущность и меры административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Ключевое значение в системе мер административного принуждения принадлежит мерам административной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выделяют также административно-принудительные меры. Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений,

Содержание

Административная ответственность и ее отличия от иных видов ответственности.
Лица, подлежащие административной ответственности.
Обязательства, исключающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Административные взыскания.

Работа содержит 1 файл

Понятие, сущность и меры административной ответственности.docx

— 31.13 Кб (Скачать)
 
 
 
 

     Понятие, сущность и меры административной ответственности. 
 
 
 
 

     Содержание: 

    1. Административная  ответственность и ее отличия  от иных видов         ответственности.
    2. Лица, подлежащие административной ответственности.
    3. Обязательства, исключающие административную ответственность.
    4. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
    5. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
    6. Административные взыскания.
    7.  
  1. Административная ответственность и ее отличия от иных видов ответственности.
 

     Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Ключевое значение в системе  мер административного принуждения  принадлежит мерам административной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам  административной ответственности. Выделяют также административно-принудительные меры. Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений, которые  носят предупредительно-профилактический характер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). кроме  того, выделяют административно-пресекательные меры, которые направлены на прекращение  противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

     Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органов или должностным лицом административного взыскания лицу, совершившему административное правонарушение….

     Основанием для административной ответственности является совершение административного правонарушения или, что то же самое, административного проступка. При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

     Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Противоправное  действие или противоправное бездействие  являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т.е. противоправного  поведения физического или юридического лица. Действие – это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие – это пассивное  невыполнение обязанности, возложенной  на физическое или юридическое лицо.

     Анализ  понятия административного правонарушения позволяет выделить свойственные ему  три признака: противоправность, виновность и наказуемость деяния.

     Противоправность означает, что при совершении данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены норма права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

     Виновность  деяния означает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

     Наказуемость  деяния означает, что за совершения данного действия (бездействия) физического или юридического лица должна быть либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно установлена административная ответственность.

     Административная  ответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные  аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обязательны для всех без исключения

     Принципами  административной ответственности  являются: законность, целесообразность ответственности, ответственность за вину, неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.

     Основаниями административной ответственности  являются:

  • нормативное основание – нарушение административно-правового запрета;
  • фактическое основание – совершение административного правонарушения;
  • процессуальное основание – издание правоприменительного акта.

     Административная  ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности  вообще. В то же время ей присущи  следующие специфические черты, характерные только для этого  вида юридической ответственности.

  1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов (в основном системы исполнительной власти) во внесудебном порядке, хотя и суды рассматривают определенное количество таких правонарушений. Все эти органы относятся к субъектам административной юрисдикции.
  2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.
  3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания. Употребление здесь слов «как правило» обусловлено тем обстоятельством, что предусмотренный в ряде случаев административный штраф составляет большую, чем максимально возможный штраф в качестве уголовного наказания (больше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда).
  4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнение с работы. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания.
  5. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.
  6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (Уголовным кодексом РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В этой связи крайне важен вопрос о распределении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях.
 
     
  1. Лица, подлежащие административной ответственности.
 

     Согласно  КоАП, административной ответственности подлежит лицо, достигшее в моменту совершения правонарушения возраста 16 лет. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет – возраст, с которого связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения, по КоАП, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения проступка 16 лет.

     К лицам, подлежащим ответственности, относятся только физические лица. Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

     Административная  ответственность за проступки должностных  лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. К правонарушителям – должностным лицам, как правило, относят государственные и муниципальные  должностные лица. Санкции за налоговые  правонарушения чаще применяются к  должностным лицам коммерческих организаций. Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

     В соответствии с КоАП, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

     Военнослужащие  и иные лица, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут  ответственность на общих основаниях только при совершении ими нарушений, указанных в КоАП. Однако, к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

     В зависимости от принадлежности к  гражданству или подданству зарубежного государства, КоАП определяет особую разновидность физических лиц – иностранных граждан и лиц без гражданства.

     Согласно  ст. 2.6 КоАП иностранные  физические и юридические  лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Под «иностранным гражданином» понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; под «лицом без гражданства» подразумевается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия подданства иностранного государства.  

     
  1. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
 

     Законодатель  выделяет ряд обстоятельств, которые  могут исключить административную ответственность либо освободить от нее. К обстоятельствам, исключающим  административную ответственность, относятся:

  • недостижение установленного законом возраста;
  • невменяемость лица, совершившего правонарушение. В соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
  • крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Лицо в состоянии крайней необходимости предупреждает общественно опасные последствия посягательств на публичные интересы либо пресекает длящееся противоправное деяние в тех случаях, когда ущерб (вред) уже причинен;
  • необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Информация о работе Понятие, сущность и меры административной ответственности