Понятие права. Система и отрасли права. Краткая характеристика отраслей права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством. Это очень общее понятие права

Работа содержит 1 файл

Основы теории права.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Понятие права. Система и отрасли права.

Краткая характеристика отраслей права 

     Термин  правовое государство состоит из 2-х частей: Государство – это  исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим  строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством. Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина». Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

     Каждому типу государства соответствует  свой тип права. Существует IV типа государства  и права.

 рабовладельческое 

феодальное 

буржуазное 

социалистическое 

     Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение государственной машины.

     Правовое  государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.

     Идея  о возможности построения правового  государства возникла во времена  античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой  античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум».

     Эти идеи получили дальнейшее развитие в  трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

     В основе современных концепций правового  государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого  философа Канта. Кант выдвинул «категорический  императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

     Он  выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

     Сейчас  государственные деятели и правоведы  говорят о построение правового  государства, как о цели, к которой  надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

     На  основании идей политико-правовой линии  можно сформулировать основные признаки правового государства:

господство  права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

незыблемость  свободы личности, ее прав, чести  и достоинства, их охрана и гарантии;

взаимная  ответственность государства и  личности.

     Таким образом, правовое государство –  это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

     В юридической литературе утвердилось  мнение, что система права - это  обусловленная экономическим и  социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты. При характеристике системы права необходимо помнить, что она представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений. Говоря о единстве права, еще Ф.Энгельс подчеркивал, что «в современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий».

     Существующий  социальный строй общества и государства  определяет в конечном счете ту или  иную систему права, его внутреннее строение. Система права показывает, из каких частей состоит право и как они соотносятся между собой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа государства. Законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права. Он при помощи правовых предписаний лишь юридически оформляет потребности общественного развития. Следовательно, в основе системы права лежат юридические предписания, которые группируются внутри нее как целостные композиции. Они отражают в системе права такие качества, как объективность, согласованность правовых норм, их единство, различие, способность обособления и т.д.

     Правовые  нормы, помимо прочего, обеспечивают динамизм системы права, делают подвижными ее элементы, обеспечивая тем самым устойчивость системы права в целом. Как известно, по мере изменения общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных элементов системы права, готовых к обособлению сообразно специфике регулируемых общественных процессов.

     Обеспечение интересов отдельных лиц при  помощи права достигается двояким  путем. С одной стороны, государство  очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором - косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.

     Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

     Как уже отмечалось, система права  носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы  общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

     Основным  элементом системы права является отрасль права.

     Относительно  отрасли права в юридической  науке выработался в принципе единый подход. Л.С. Явич определяет отрасль  как объективно обособившуюся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования; А.М. Васильев - как совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определенная область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием; В.К. Бабаев - как систему норм, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений; В.В. Лазарев - как такую группу норм, которая регулирует определенный комплекс общественных отношений; Л.Б. Тиунова - как исторически сложившееся структурное образование права, автономную область норм, в основе которой лежат объективно обособившиеся в процессе развития общества определенные области социальной деятельности (дифференциация деятельности, общественной жизни, как материальной, так и духовной).

     При всем многообразии определений отрасли  права можно выделить следующие  общие черты, которые признаются практически всеми авторами:1) основа выделения отрасли права - общественные отношения; 2) качественное своеобразие последних; 3)объективность процесса обособления группы общественных отношений; 4) указание на системные признаки отрасли; 5) указание на структурные составляющие. Обратим внимание, что их можно разделить на две группы, указывающие на: 1) общественные отношения (предмет правового регулирования); 2) структурные особенности отрасли (отрасль состоит из юридических норм и правовых институтов и является элементом системы права) - и фактически они представляют собой предметный и структурный критерии выделения отрасли права

     Появление новых отраслей на базе традиционных, опосредующих совершенно новые комплексы  отношений (воздушное, космическое, природоохранительное право), происходит в результате объективной  дифференциации общественных отношений, ее государственно-правовой оценки, а также степени развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства).

     Под критериями выделения отрасли права  мы понимаем взаимосвязанные факторы, под воздействием которых отрасль права обособляется как элемент отраслевого уровня в системе права. К ним относятся предметный, структурный и функциональный критерии. Из них напрямую с функциями государства связаны предметный и функциональный.

     Степень обособленности отрасли и ее развития определяется степенью развитости и автономности соответствующей области общественного бытия и потребностью в ее правовом опосредовании. Потребности в урегулировании и степень этой урегулированности общественных отношений определяются в конечном итоге управляющим центром общественной надстройки - государством. Процесс осознания обусловлен состоянием общества , степенью развитости правосознания и прочими факторами, однако решающее значение имеют цели и задачи государства. Одна из важнейших предпосылок выделения отрасли права - "объективно обусловленный интерес государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений".

     Функции отрасли права выражают ее целевое  назначение. "Функциями правовой системы отраслей являются функции права в целом - экономическая, воспитательная и другие, а с правовой стороны - регулятивные, охранительная".

     Суммируя  вышесказанное, можно сделать вывод, что приоритетное положение отрасли  в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни.

     Итак, отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение  системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характерными особенностями различных отношений определенного вида.

     Правовой  институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической  частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В отличие  от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием.

     Правовой  институт - первичное самостоятельное  структурное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не непосредственно, а через институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Так, отрасль конституционного права включает «институт гражданства», «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли гражданского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения».

Информация о работе Понятие права. Система и отрасли права. Краткая характеристика отраслей права