Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Знакомство с правовыми принципами и механизмами Европейского Союза представляет несомненный теоретический и практический интерес. Право Европейского Союза может служить полезным примером для отечественного законодателя в правовом оформлении и регулировании интеграционных процессов, протекающих в рамках Союза России и Беларуси, СНГ, совершенствовании правовых основ российского федерализма, дальнейшем проведении согласованной с мировыми тенденциями правовой реформы в нашей стране.
Введение
Большая часть учебных дᴎϲциплин, изучаемых в юридических вузах нашей страны, связана с российским правом, несколько - с правом международным, и лишь один единственный предмет - право Европейского Союза (иногда несколько расширительно называемый Европейским правом) - представляет собой сравнительно недавно возникшую принципиально новую систему права - наднациональное право. Оно творчески переработало и интегрировало в себе как элементы международного, так и внутригосударственного права, все более приближаясь к последнему, но так и не превращаясь в него, обогащая при этом как правовую науку, так и практику.
Право Европейского Союза - это одно из высших достижений современной юридической мысли, воплотившей в себе многовековой правовой опыт наиболее развитых демократических государств Европы и соединивший в себе достоинства разных правовых семей и систем. При этом право Европейского Союза уже сегодня реально и императивно регулирует жизнь более чем полумиллиарда людей из 27 стран по все более расширяющемуся кругу жизненно важных вопросов.
Знакомство с правовыми принципами и механизмами Европейского Союза представляет несомненный теоретический и практический интерес. Право Европейского Союза может служить полезным примером для отечественного законодателя в правовом оформлении и регулировании интеграционных процессов, протекающих в рамках Союза России и Беларуси, СНГ, совершенствовании правовых основ российского федерализма, дальнейшем проведении согласованной с мировыми тенденциями правовой реформы в нашей стране.
Понятие права Европейского Союза
Право Европейского Союза (англ. European Union Law; франц. droit de l'Union еurорееnnе) - самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству "единой Европы".
Будучи интеграционным по своему характеру, право Европейского Союза вводит единые (единообразные) правила поведения граждан и организаций во многих областях их жизни, закладывая тем самым юридические основы для создания "как можно более тесного союза народов Европы" (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). Именно в нормах данной правовой системы закреплены принципы единого внутреннего рынка ЕС и правовой режим единой валюты евро; статус "европейских" институтов (Европейский парламент, Совет Европейского Союза и др.) и "европейских" юридических лиц ("европейское акционерное общество" и др.); условия и порядок выдачи "европейского ордера на арест", единой (шенгенской) визы и т.д.
В отличие от правовых систем отдельных государств (национального, или внутригосударственного, права) право Европейского Союза распространяет свое действие на территорию свыше 20 государств - членов Европейского Союза.
Право Европейского Союза занимает самостоятельное положение и по отношению к международному (публичному) праву, в частности, потому, что оно создается в рамках единой политической организации (Европейский Союз), наделенной властными полномочиями и обладающей рядом общих признаков с федеративным государством (федерацией).
С целью подчеркнуть своеобразие права Европейского Союза и его отличия от классических правовых систем (внутригосударственного и международного права) в научной литературе оно часто характеризуется как наднациональное (надгосударственное) право. В современной западной доктрине получил также распространение термин транснациональное право1*(4), который делает акцент на способности норм Европейского Союза действовать "через" государственные границы, не ограничиваясь территорией одной-единственной страны.
Действие права Европейского Союза распространяется на территорию стран, входящих в состав организации Европейский Союз. Эти страны официально именуются государствами-членами, и их количество постоянно возрастает:
- Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ - государства-основатели, начавшие в 1950-е гг. процесс строительства Союза;
- Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.);
- Греция (с 1981 г.);
- Испания, Португалия (с 1986 г.);
- Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.);
- Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (с 1 мая 2004 г.).
- Болгария, Румыния (с 1 января 2007 г.).
В качестве государств-кандидатов на вступление в Европейский Союз к середине 2009 г. были признаны Македония, Хорватия и Турция. Точных сроков вступления этих государств не установлено; перспективы членства Турции в Европейском Союзе остаются неопределенными.
В 2009 г. заявки о вступлении в Европейский Союз также подали Албания и Исландия. Аналогичный шаг планируют предпринять Сербия и Черногория. В случае приема заявок этих стран они получат официальный статус государств-кандидатов, и с ними начнутся переговоры об условиях и сроках вступления, как и с другими государствами-кандидатами.
В 2003 г. руководители действующих государств - членов Европейского Союза официально заявили, что в перспективе в состав этой организации смогут вступить все страны Балканского полуострова. Помимо вышеупомянутых государств к таким "предкандидатам" относится Босния и Герцеговина1.
Из принципа общеобязательности права Европейского Союза на всей его территории существуют отдельные исключения. Наиболее важные из них касаются норм, регулирующих единую валюту - евро и Шенгенских соглашений.
Постепенное расширение состава Европейского Союза и территории, на которой действует его правовая система, привело к тому, что право Европейского Союза все чаще называют сегодня европейским правом, а сам Союз - Европой. Подобная терминология является более лаконичной, но фактически неточной, так как "исключает" из Европы страны, не являющиеся государствами - членами Союза (Россия, Украина, Швейцария и др.).
Субъекты права Европейского Союза - это носители прав и обязанностей, установленных нормами данной правовой системы.
Отличительная особенность права Европейского Союза - способность его норм иметь прямое действие, т.е. устанавливать субъективные права и обязанности непосредственно для физических и юридических лиц. Принцип прямого действия права Европейского Союза послужил предпосылкой для введения в 1992 г. гражданства Союза.
Таким образом, в качестве основных субъектов данной правовой системы сегодня выступают:
- граждане Союза, в качестве которых автоматически признаются граждане всех его государств-членов;
- юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Союза, в том числе "европейские" юридические лица (организации, учреждаемые согласно законодательству Союза);
- государства - члены Союза и их компетентные органы (правительства, парламенты, национальные суды, прокуратуры и т.д.);
- Европейский Союз в целом и его структурные подразделения.
В качестве субъектов права Европейского Союза также могут выступать третьи страны (государства, не входящие в состав Союза), иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства) и иностранные юридические лица, проживающие, находящиеся или осуществляющие свою деятельность в пределах Союза.
Соблюдение норм права Европейского Союза обязательно для всех, кто находится на его территории (т.е. на территории любого из государств-членов). В отдельных случаях подобная обязанность распространяется и на иностранцев, находящихся за пределами Союза (например, соблюдение условий, требуемых для получения шенгенской визы).
Предмет права Европейского Союза - это общественные отношения, которые оно регулирует. Содержание права Европейского Союза складывается из отдельных правил поведения - юридических норм, среди которых особое место занимают нормы-принципы.
В западной доктрине содержание права Европейского Союза принято делить на две части: институционное и материальное право.
Предметом институционного права является сам Европейский Союз как интеграционная организация, статус его руководящих органов (институтов). Например, правила, регулирующие порядок формирования Европейского парламента или юрисдикцию судов Союза, - это правовые нормыего институционного права.
Материальное право - право, создаваемое Европейским Союзом в целях регулирования общественных отношений, которые складываются на его территории между гражданами, юридическими лицами, государствами-членами и другими субъектами. Например, таможенное или уголовное законодательство Союза выступают источниками его материального права.
Материальное право Европейского Союза неоднородно по своему характеру и включает правовые нормыразных отраслей, в том числе относимых традиционно к процессуальному праву (конституционное, административное, гражданское, трудовое, гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное, аграрное и т.д.).
В праве Европейского Союза используются те же методы регулирования общественных отношений, какие характерны для современных государств: методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и дᴎϲпозитивный методы; коллизионный метод.
В то же время, поскольку формирование права Европейского Союза осуществляется путем интеграции правовых систем разных государств, наряду с указанными выше для него характерны специфические методы воздействия - методы унификации и гармонизации.
Метод унификации предполагает установление Союзом единых правил поведения, которые непосредственно регулируют общественные отношения на всей его территории. Инструментом унификации служат регламенты (англ. regulation; франц. reglement) - нормативные правовые акты, сходные по своим признакам с федеральными законами.
Метод гармонизации означает издание Союзом основ законодательства, в соответствие с которыми государства-члены приводят свои внутренние законы и подзаконные акты. Посредством гармонизации Союз "сближает" правовые системы государств-членов друг с другом, но не вводит полное единообразие. Инструментом гармонизации служит директива (англ., франц. directive), а в сфере уголовного и уголовно-процессуального права - рамочное решение (англ. framework decision; франц. dеcision-cadre).
Регламенты, директивы и рамочные решения не подлежат ратификации со стороны государств-членов!
Регламенты вступают в силу на 20-й день после их опубликования в Официальном журнале Европейского Союза (если иное не предусмотрено самим регламентом).
Директивы и рамочные решения предусматривают так называемый срок трансформации - период времени, который дается государствам-членам на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с указанными актами (в среднем полтора года).
Правовая система Европейского Союза является многоязычной. Поскольку ее правовые нормыспособны наделять правами и обязанностями непосредственно граждан, последние должны иметь возможность читать и понимать источники этих норм на своих родных языках.
В этой связи еще в 1950-е гг. было определено, что официальными языками Союза призваны служить государственные языки всех его стран-участниц. После 1 января 2007 г. у Союза 23 официальных языка: английский, болгарский, венгерский, датский, греческий, ирландский, испанский, итальянский, латвийский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский. Кроме того, по инициативе правительства Испании ее гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, с 2006 г. предоставлено право обращаться к органам Союза и получать от них ответ на своих родных языках (баскский, галисийский, каталонский). На эти языки могут официально переводиться источники права Европейского Союза.
Официальный журнал Европейского Союза издается на всех 23 языках, а тексты правовых актов, в нем опубликованных, имеют одинаковую юридическую силу (являются равно аутентичными). В случае расхождений между разными языковыми версиями одного и того же документа суды Союза вырабатывают "синтетическое" толкование, которое основывается на сопоставлении друг с другом текстов на нескольких языках (не отдавая приоритет какому-либо одному).
В судах Европейского Союза дела могут рассматриваться на любом из 23 вышеперечисленных языков. Решение соответственно выносится на одном из этих языков, но затем официально переводится на остальные. Главные правила использования языков в судопроизводстве таковы:
- язык дела выбирает истец: например, если рассматривается спор "Коᴍᴎϲсия против Европейского центрального банка", то право выбора принадлежит Коᴍᴎϲсии (как истцу);
- однако если ответчиком выступает государство-член или гражданин/юридическое лицо, то дело рассматривается на языке ответчика: например, в споре "Коᴍᴎϲсия против Греции" разбирательство должно производиться на греческом языке (на нем же выносится и решение);
- в делах "преюдициальной юрисдикции", рассматриваемых по запросам судебных органов государств-членов, решение выносится на том языке, на котором поступил запрос: например, решение по запросу суда ФРГ будет выноситься на немецком языке.
Несмотря на многообразие официальных языков, в совещательной комнате процесс обсуждения между судьями в силу обычая происходит на французском языке. Наряду с французским в качестве рабочих языков институтов и органов Союза используются английский и, в меньшей степени, немецкий.
Официальным органом, в котором публикуются документы Европейского Союза (аналогом российских Собраний законодательства), является Официальный журнал Европейского Союза (англ.: Official Journal of the European Union - OJ; франц.: Journal officiel de l'Union europeenne - JO). Он издается на всех 23 официальных языках Союза. Номера Официального журнала издаются по мере необходимости, как правило, ежедневно, а подчас и по несколько номеров в день.
В серии "L" - "Законодательство" (англ.: Legislation; франц.: Legislation) публикуются регламенты, директивы, рамочные решения и другие юридически обязательные акты. Кроме того, Официальный журнал Европейского Союза издается также в серии "С" - "Сообщения" (англ., франц.: Communications). Они содержат законопроекты, резолютивные части решений судов Союза и иные документы официального характера.
В специальном "Сборнике судебной практики" (англ.: European Court Reports - ECR; франц.: Recueil de la jurisprudence de la Cour - Rec.) публикуются решения судов Союза. Он регулярно выходит в свет на всех официальных языках Союза.
В результате бурного развития в ЕС информационных технологий были созданы официальные компьютеризированные базы данных законодательства Союза. Бесплатно документация Европейского Союза может быть получена с его официальной страницы в сети Интернет http://europa.eu путем обращения в базу данных Ведомства официальных публикаций (Eur-Lex).
Россия не входит в Европейский Союз, а потому официальных текстов нормативных актов и других источников права Европейского Союза на русском языке не существует! В настоящее время на русский язык переведены (неофициально) учредительные документы, проект Конституции 2004 г., Лиссабонский договор 2007 г. и некоторые акты текущего законодательства Союза.
Раздел 2
Право Европейского Союза - результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.
Субъектами этой деятельности выступают государства - члены Союза, действующие совместно, и его руководящие органы (институты), в том числе относящиеся к судебной власти:
- государства-члены являются субъектами нормотворческой деятельности Европейского Союза главным образом при заключении и пересмотре его учредительных договоров (Договор о Европейском Союзе и др.). Эти документы основополагающего характера составляют категорию первичного права Союза;
- аналогично правовым системам суверенных государств, наибольшая часть норм Европейского Союза содержится в регламентах, директивах, рамочных решениях и иных правовых актах "европейских" органов политической власти - институтов Союза, прежде всего в актах Европейского парламента, Совета Европейского Союза, Европейской коᴍᴎϲсии, а также Европейского центрального банка. Количество этих документов измеряется десятками тысяч.
Правовые акты наднациональных институтов и некоторые другие источники, издаваемые на базе учредительных договоров, составляют вторичное право Союза;
- самостоятельную группу источников права Европейского Союза образует прецедентное право, разрабатываемое его судами. Прецеденты, установленные в решениях союзных судов, считаются обязательными для национальных органов правосудия всех государств-членов.
Граждане Европейского Союза непосредственно не осуществляют правотворческую деятельность в рамках данной организации. Однако важнейшие реформы учредительных документов Союза во многих его странах выносятся на всенародное голосование (референдум). Граждане Европейского Союза непосредственно не осуществляют правотворческую деятельность в рамках данной организации. В то же время важнейшие реформы учредительных документов Союза во многих его государствах-членах выносятся на всенародное голосование (референдум). В государствах-кандидатах посредством референдума, как правило, утверждается их вступление в состав Союза. Аналогичные референдумы (референдумы о даче согласия на прием новых стран в Европейский Союз) в дальнейшем планируют проводить также некоторые действующие государства-члены, в частности Франция.
Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза, подписанный 13 декабря 2007 г., предусматривает введение в Союзе гражданской инициативы (франц. initiative citoyenne). Суть ее заключается в предоставлении союзным гражданам возможности официально запрашивать Европейскую коᴍᴎϲсию о разработке проекта правового акта по конкретному вопросу - при условии, что количество лиц, поддержавших такую инициативу, составляет не менее одного миллиона человек, а инициаторы являются выходцами из "значительного числа" государств-членов. Формирование Европейского Союза - поэтапный процесс, который продолжается по сей день.
1. Начало ему было положено 9 мая 1950 г., когда правительство Франции официально предложило ФРГ и другим заинтересованным странам континента приступить к формированию основ Европейской федерации, действуя при этом максимально осторожно и постепенно.
Данный план вошел в историю как "план Шумана"*(13), а его первым результатом стало создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которому государства-члены передали компетенцию по управлению общим рынком в сфере угольной и сталелитейной промышленности (в то время - важнейших отраслей хозяйства развитых стран).
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (Договор о ЕОУС) был подписан в Париже 18 апреля 1951 г. и вступил в силу 23 июля 1952 г.
2. Следующим шагом стало образование Европейского экономического сообщества - ЕЭС (ныне: Европейское сообщество - ЕС) и Европейского сообщества по атомной энергии - Евратом. Благодаря этим Сообществам, прежде всего ЕЭС, процесс интеграции (общий рынок) был распространен на всю экономическую сферу.
Учредительные договоры ЕЭС и Евратома были подписаны 25 марта 1957 г. в Риме и вступили в силу 1 января 1958 г.
3. Поскольку три Европейских сообщества включали одни и те же страны и ставили перед собой одинаковые цели, было решено объединить руководящие органы ЕЭС, ЕОУС и Евратома в единую систему:
- на основании Конвенции о некоторых общих институтах (подписана и вступила в силу вместе с договорами о ЕЭС и Евратоме) стали функционировать Ассамблея Европейских сообществ (ныне Европейский парламент) и Суд Европейских сообществ;
- в соответствии с Договором о слиянии от 8 апреля 1965 г. приступила к работе Коᴍᴎϲсия Европейских сообществ (Европейская коᴍᴎϲсия) и Совет Европейских сообществ (ныне - Совет Европейского Союза).
Указанный договор вступил в силу 1 июля 1967 г., и с этого момента произошло фактическое слияние трех Европейских сообществ в одну политическую организацию, управляемую единым институционным механизмом: Ассамблея (Европейский парламент), Совет, Коᴍᴎϲсия и Суд. Позднее к числу институтов добавилась Счетная палата.
4. На рубеже 1960-70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интеграции на другие сферы общественной жизни - внешнеполитическую и правоохранительную:
- в целях выработки "европейской внешней политики" в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-членов*(15) было создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Европейское политическое сотрудничество объединяло те же страны, что и Европейские сообщества, но на деле являлось обособленной структурой с собственными механизмами принятия решений. Оно послужило прообразом общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза (см. ниже);
- в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внутренних дел стран Сообществ (от франц. Terrorisme, radicalisme, extremisme et violence international*(16)), положившая начало сотрудничеству государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
Несколько позже, в 1977 г., Президент Франции В. Жискар д'Эстен выдвинул план создания европейского уголовно-правового пространства, однако в тот период он не получил реализации (как и проект Европейского уголовного суда, предложенный Францией в 1982 г.)*(17).
5. В связи с изменением экономических и общественно-политических реалий Европы в 1986 г. была проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившаяся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА).
Единый европейский акт (по форме - договор) был подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге*(18) и вступил в силу 1 июля 1987 г.
ЕЕА не создавал новых организаций. Будучи "ревизионным" договором, он вносил многочисленные поправки в учредительные документы Сообществ, прежде всего в Договор о ЕЭС. В частности, Единым европейским актом была расширена предметная компетенция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого "внутреннего рынка" (1 января 1993 г.).
В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики). Он же наметил дальнейшие шаги в целях объединения существовавших интеграционных структур в единую политическую организацию - Европейский Союз.
6. Договор о Европейском Союзе был подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.
Он консолидировал три сложившиеся ранее сферы интеграции (экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную) в единое политико-правовое образование, "которое имеет своей задачей организовать на основе сплоченности и солидарности отношения между государствами-членами и между их народами" (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).
После создания Европейского Союза граждане государств-членов приобрели дополнительное "европейское" гражданство (гражданство Союза), а институты Европейских сообществ отныне выступают как институты Союза в целом.
Принципиальное значение также имели правовые нормы Маастрихтского договора о переходе государств-членов к экономическому и валютному союзу, включая единую валюту.
7. Заключение Договора о Европейском Союзе не стало последним шагом в развитии интеграционного процесса в Европе. В конце XX - начале XXI в. состоялись еще две реформы правовых устоев Союза, призванных подготовить его к функционированию в расширенном составе (присоединение стран Восточной Европы и Средиземноморья) - Амстердамский и Ниццкий договоры (названия официальные):
- Амстердамский договор был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г.;
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и действует с 1 февраля 2003 г.
Так же как и Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский и Ниццкий договоры не создают новых организаций, а вносят изменения и дополнения в существующие учредительные документы Союза (Договор о Европейском Союзе и договоры об учреждении Европейских сообществ, которые остались в силе).
С 1 февраля 2003 г. учредительные документы Союза действовали в редакции Ниццкого договора!
Важным достижением Европейского Союза в рассматриваемый период стало принятие им собственного "билля о правах" - Хартии Европейского Союза об основных правах, подписанной и торжественно провозглашенной 7 декабря 2000 г..
Раздел 3
Принципы - это предписания основополагающего характера, которые определяют сущность, содержание и порядок применения остальных норм правовой системы.
В праве Европейского Союза существует своя собственная, присущая ему совокупность принципов. Некоторые из них сходны с принципами других правовых систем (внутригосударственного и международного права), а некоторые имеют оригинальную природу.
Общую совокупность принципов права Европейского Союза можно разделить на несколько групп, которые различаются своим назначением и сферой действия:
- принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, определяющие его соотношение с правовыми системами государств-членов;
- общие принципы права - исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи также другим демократическим правовым системам;
- специальные принципы права Европейского Союза, имеющие силу в рамках отдельных отраслей или сфер его правового регулирования;
- принципы деятельности Европейского Союза, которые определяют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетенции.
1. Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что правовые нормыданной правовой системы имеют большую юридическую силу, чем правила, установленные в рамках государств-членов.
Иными словами, в случае несоответствия (коллизии) между законом или другим источником национального права, с одной стороны, и источниками права Европейского Союза - с другой, надлежит руководствоваться последними.
Противоречия между предписаниями Европейского Союза и его государств-членов чаще всего обнаруживаются в национальных судах при рассмотрении конкретных дел. В подобных обстоятельствах судебные органы должны отдавать приоритет Договору о ЕС, регламенту, директиве, другому источнику права Союза, при необходимости "откладывая в сторону" противоречащий им внутригосударственный закон или подзаконный акт.
Если национальный суд испытывает трудности или сомнения, он может приостановить производство и направить преюдициальный запрос в Суд Европейских сообществ.
2. Принцип прямого действия означает, что право Европейского Союза наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства-члены, но и непосредственно физических и юридических лиц. Последние могут основывать свои требования в национальных судах, "напрямую" ссылаясь на статьи учредительных документов или правовых актов Союза.
При этом в доктрине и судебной практике различаются два вида прямого действия - горизонтальное и вертикальное:
а) горизонтальное прямое действие - это прямое действие в "горизонтальных" правовых отношениях, т.е. отношениях между частными лицами (например, обязательство из договора между двумя предприятиями-контрагентами);
б) вертикальное прямое действие - прямое действие в отношениях "индивид - власть", т.е. в правовых отношениях между частными лицами и государственными органами и учреждениями.
В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:
- правовые нормырегламентов ("законов" Союза) имеют прямое действие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством (например, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов);
- правовые нормыучредительных договоров имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъективное право или обязанность, в том числе обязанности государств-членов.
Например, ст. 23 Договора о ЕС 1957 г., отменяющая таможенные пошлины или эквивалентные сборы внутри Сообщества, позволяет любому хозяйствующему субъекту предъявлять судебные иски, если какое-либо государство или иной субъект потребует уплаты подобного сбора.
С другой стороны, ст. 136 Договора о ЕС, согласно которой "Сообщество и государства-члены... ставят целями содействие занятости, улучшение условий жизни и труда...", не является нормой прямого действия, так как из нее невозможно вывести четкое субъективное право, которое можно отстаивать в судах.
Аналогичные условия действуют для норм, которые закреплены в соглашениях (международных договорах), заключенных ЕС с третьими странами, в том числе с Россией;
- директивы (основы законодательства Союза), по общему правилу, не имеют прямого действия, так как их правовые нормыподлежат трансформации в национальное законодательство. Иными словами, директива действует "опосредованно", через изданные на ее основе нормативные акты государств-членов, в которых и закрепляются соответствующие права и обязанности частных лиц.
Но как быть, если некоторое государство-член не приняло в установленный срок (срок трансформации) необходимые меры в соответствии с директивой ЕС? Суд Европейских сообществ постановил, что в подобных условиях физические и юридические лица вправе опираться на положения директивы в спорах с государственными органами и учреждениями.
Таким образом, при определенных обстоятельствах директивы все же могут непосредственно наделять людей субъективными правами. В то же время содержащиеся в директивах обязанности частных лиц приобретают законную силу только после их трансформации в национальное законодательство.
Итак, директивы, в отличие от регламентов и учредительных договоров, способны обладать только вертикальным, но не горизонтальным прямым действием;
- в праве Европейского Союза существуют также источники, которые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, принимаемые в рамках второй и третьей опор: общей внешней политики и политики безопасности - ОВПБ, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - СПСО.
Общие принципы права выражают основополагающие ценности, которыми Союз должен руководствоваться в своей правотворческой и правоприменительной деятельности.
В качестве общих принципов права Сообщества (англ. general principles of Community law; франц. principes generaux du droit communautaire) они были сформулированы в решениях Суда Европейских сообществ. Последний, в свою очередь, отталкивался от принципов, выработанных в правовых системах государств-членов (начиная с римского права), а также в международном публичном праве.
В разные годы в качестве общих принципов Судом, в частности, были провозглашены:
- обязательность соблюдения основных прав личности и сами эти права (например, соблюдение права собственности как общий принцип права Сообщества). Таким путем Суд восполнял пробел в учредительных договорах, которые и в первоначальной, и в действующей редакции не содержат полноценного "билля о правах" ;
- процессуальные права и гарантии применительно к делам, рассматриваемым наднациональными институтами (например, при наложении Коᴍᴎϲсией штрафов на предприятия, нарушающие законодательство ЕС о конкуренции): право на защиту, конфиденциальность общения с адвокатом, право быть заслушанным и др.;
- принцип правовой определенности, или правовой безопасности (англ. legal certainty; франц. securite juridique), согласно которому законодательство ЕС должно быть ясным и предсказуемым для всех субъектов. Данный принцип, в частности, не разрешает придавать обратную силу мерам, ухудшающим положение лиц по сравнению с действующим правовым регулированием.
В 1990-е гг. ряд основополагающих правовых принципов были закреплены непосредственно в Договоре о Европейском Союзе (ст. 6). Это принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и принцип правового государства. В случае их "существенного и устойчивого" нарушения (ст. 7) государство может быть привлечено к ответственности в виде лишения отдельных прав, вытекающих из членства в Европейском Союзе (например, права голоса его представителей в некоторых институтах и органах последнего).
Лиссабонским договором 2007 г. вышеназванные основополагающие принципы были дополнены и закреплены в качестве общих ценностей Европейского Союза. Согласно ст. 2 Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора "Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недᴎϲкриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин".
Специальные принципы права - это принципы, действующие в рамках отдельных сфер правового регулирования Европейского Союза*(42).
С учетом того, что исторически первой сферой интеграции в рамках Сообществ служила экономика, наиболее важными среди специальных принципов являются принципы, определяющие правовой режим внутреннего рынка ЕС: принципы свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов (ст. 14 Договора о ЕС). Каждый из названных принципов закрепляет комплекс субъективных прав физических и юридических лиц (прежде всего, предприятий), поэтому их часто обозначают термином "свободы": свобода движения товаров и т.д.
Существуют также принципы более узкой сферы действия: принципы бюджетного права, например принцип сбалансированности доходной и расходной части союзного бюджета (ст. 268 Договора о ЕС); принципы экологического права, например принцип "загрязнитель платит" (ст. 174 Договора о ЕС); принципы продовольственного законодательства Сообщества, например "принцип предосторожности" (ст. 7 Регламента (ЕС) N 178/2002 Европейского парламента и Совета от 28 января 2002 г. "Об установлении общих принципов и общих предписаний продовольственного законодательства, об учреждении Европейского органа по безопасности продуктов питания и о закреплении процедур, относящихся к безопасности продовольственных товаров"), и др.
Принципы деятельности Европейского Союза - это основные начала, регулирующие функционирование данной организации.
Наиболее важные из этих принципов закреплены в Договоре об учреждении Европейского сообщества (ст. 5):
- принцип законности, в соответствии с которым деятельность Сообщества и Союза в целом должна осуществляться в рамках полномочий и целей, зафиксированных в учредительных документах организации;
- принцип субсидиарности, требующий от Сообщества воздерживаться от вмешательства в те вопросы, которые государства-члены могут эффективно решать самостоятельно, собственными усилиями. Принцип субсидиарности, однако, не распространяется на сферы, отнесенные к исключительной компетенции ЕС;
- принцип пропорциональности, согласно которому действия Сообщества должны строго соответствовать (быть "пропорциональны") его целям.
Детальные условия реализации двух последних принципов закреплены в специальном протоколе к Договору о ЕС: Протокол "О применении принципов субсидиарности и пропорциональности".
Лиссабонский договор 2007 г. усиливает гарантии принципа субсидиарности, который служит барьером против "гиперцентрализации" в современной Европе. Согласно новой редакции упомянутого Протокола, национальные парламенты будут уполномочены ходатайствовать о пересмотре законопроектов Союза, когда по их мнению последние нарушают принцип субсидиарности. От имени своего парламента (или даже одной из его палат) любое государство-член должно получить возможность оспаривать в судах Союза европейские правовые акты, изданные вопреки принципу субсидиарности.
Все три рассмотренных принципа признаны Лиссабонским договором в качестве основополагающих принципов компетенции Европейского Союза в целом. При этом принцип законности получил новое официальное название - принцип наделения компетенцией.
Согласно параграфу 1 ст. 5 Договора о Европейском Союзе "принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза.
раздел 4
Первичное право Европейского Союза - это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами.
В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Эти документы (включая протоколы к ним) были рассмотрены выше в разделе II. Они составляют основное первичное право Союза.
Кроме учредительных договоров в первичное право Европейского Союза входят источники, которые содержат к ним изменения или дополнения, - дополнительное первичное право:
а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы.
Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза*(44), служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: "Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты";
б) договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступают новые государства-члены.
Подобные договоры заключаются с согласия Европейского парламента между действующими государствами-членами, с одной стороны, и государствами-кандидатами на вступление - с другой. Последние договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступили 12 стран Восточной Европы и Средиземноморья, были подписаны в 2003 и 2005 гг. и вступили в силу соответственно в 2005 и 2007 гг..
Составной частью каждого договора о присоединении выступает Акт об условиях присоединения, который вносит соответствующие поправки в учредительные документы (например, об изменении численного состава "европейских" институтов) и устанавливает переходный период для постепенной адаптации новых государств-членов к требованиям Европейского Союза.
К актам об условиях присоединения, как и к учредительным документам, приложены многочисленные протоколы, являющиеся их составной частью. Всего существует порядка 100 подобных протоколов.
Некоторые из них содержат переходные положения, которые с течением времени утрачивают значение. Например, Протокол "О реструктуризации чешской металлургической промышленности", приложенный к Акту об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья 2003 г. (вступил в силу в 2005 г.)
Другие протоколы рассчитаны на постоянное применение. Они могут устанавливать специальные дополнения или изъятия в отношении правового статуса вступающих в Европейский Союз государств. Например: Протокол "О Фарерских островах", приложенный к Акту об условиях присоединения Великобритании, Ирландии и Дании 1972 г. (в силе с 1973 г.), Протокол "Об использовании специфически австрийских терминов немецкого языка в рамках Европейского Союза", приложенный к Акту 1994 г. об условиях присоединения Австрии, Финляндии и Швеции (в силе с 1995 г.), Протокол "О транзите лиц сухопутным путем между Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации", приложенный к Акту 2003 г. об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья (в силе с 1 мая 2005 г.).
Юридическая сила ранее заключенных договоров о присоединении, включая все прилагаемые к ним документы, не затрагивается положениями Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза. После вступления в действие Лиссабонского договора присоединение к Европейскому Союзу новых государств-членов будет производиться в аналогичном порядке. Следовательно, объем рассмотренной группы источников дополнительного первичного права и количество входящих в нее документов будут возрастать;
в) Акт "Об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием" от 20 сентября 1976 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июня и 23 сентября 2002 г.). Данный Акт закрепляет основополагающие правила, в соответствии с которыми проходят выборы в представительный институт Европейского Союза на всей его территории;
г) Решение "О системе собственных ресурсов Европейских сообществ" от 7 июня 2007 г., устанавливающее источники финансирования доходной части бюджета Сообществ (ныне - общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международно-правовых и государственно-правовых подходов.
К "собственным ресурсам" Сообществ отнесены, в частности, таможенные пошлины и отчисления государств-членов, соответствующие размеру их ВВП и доле взимаемого на их территории НДС.
Несмотря на свои названия, Акт 1976 г. и Решение 2000 г. на деле являются нормативным договорами, дополняющими текст Договора о ЕС 1957 г. Хотя проекты этих документов утвердил Совет Европейского Союза (в первом случае - по предложению Европейского парламента), они вступили в силу лишь после ратификации всеми государствами-членами.
Вторичное (или производное) право Европейского Союза - это документы, которые принимаются в соответствии с его учредительными договорами и не должны им противоречить.
Несмотря на свое "второстепенное" положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права над-государственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.
Вторичное право Европейского Союза, как и право первичное, складывается из двух частей. Главная - это правовые акты институтов, которые будут рассмотрены в следующем вопросе (вопрос N 26).
Другая часть - нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов, их заключающих, подразделяются на три вида*(45):
а) соглашения Европейского Союза с третьими странами. Это международные договоры, которые Союз заключает с иностранными государствами или (реже) - с международными организациями.
В связи с тем что Европейский Союз в его нынешнем виде состоит из трех частей-опор, он не имеет единой международной правосубъектности. В зависимости от предмета соглашения стороной последнего может выступать как Союз в целом, так и Европейские сообщества, образующие его первую опору. На практике встречаются несколько основных вариантов:
- соглашения "Европейский Союз - третья страна", например Соглашение между Европейским Союзом и Российской Федерацией "Об участии Российской Федерации в деятельности Полицейской ᴍᴎϲсии Европейского Союза в Боснии и Герцеговине" от 24 июля 2003 г., соглашения от 25 июня 2003 г. с США "По вопросам выдачи" и "По вопросам взаимной правовой помощи" и др.
Международные договоры от имени Союза в целом заключаются только в рамках его второй и третьей опор - ОВПБ (общая внешняя политика и политика безопасности) и СПСО (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере);
- соглашения "ЕС (Европейское сообщество) - третья страна" или "Евратом - третья страна", например Соглашение между Правительством РФ и Европейским сообществом "О сотрудничестве в области науки и технологий" от 31 декабря 2000 г., соглашения между РФ и Евратомом "О сотрудничестве в области ядерных реакций" и "О сотрудничестве в области ядерной безопасности" 2000 г.
Международные договоры от имени ЕС, Евратома, а также (ранее) ЕОУС заключаются в том случае, если они имеют своим предметом общественные отношения, входящие в компетенцию того или иного из Европейских сообществ. Поскольку наибольшим объемом компетенции располагает ЕС, то соглашения с третьими странами чаще всего заключает именно оно.
Суд Европейских сообществ, кроме того, постановил, что полномочия ЕС заключать международные договоры носят исключительный характер, т.е. когда некоторый вопрос предусмотрен его учредительным документом или законодательством, то международное соглашение по данному вопросу должно подписывать ЕС, но не государства-члены в отдельности;
- соглашения "Европейские сообщества - третья страна", называемые также "совместные соглашения". Подобные соглашения заключаются от имени сразу нескольких Сообществ в том случае, когда их предмет относится к компетенции и ЕС, и Евратома (ранее также и ЕОУС).
Примером может служить первое соглашение Сообществ с нашей страной 1989 г. "О торговом и коммерческом и экономическом сотрудничестве" (ныне не действует). Его заключили, с одной стороны, СССР, с другой - Европейское сообщество и Евратом, вместе взятые;
- соглашения "Европейские сообщества плюс все государства-члены - третья страна", известные в доктрине как "смешанные соглашения". Появление данного вида соглашений обусловлено сложным разграничением компетенции в современной Европе: весьма часто возникает ситуация, когда часть вопросов, по которым намечено заключить договор с третьей страной, подведомственна Европейским сообществам, а другая часть находится в компетенции государств-членов.
Чтобы не делить текст международных договоров на отдельные блоки (соответственно для национальной и наднациональной компетенции), стали заключаться "смешанные соглашения", в качестве стороны которых наряду с Европейскими сообществами выступают все их государства-члены. Для вступления в силу "смешанное соглашение" нуждается в одобрении не только институтов Сообществ, но и компетентных органов каждого государства-члена.
В форме "смешанного соглашения" заключен базовый договор, закладывающий правовые основы взаимоотношений нашей страны с Европейским Союзом, - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г. Его участниками выступают, с одной стороны, Российская Федерация, с другой - Европейские сообщества и их государства-члены, вместе взятые;
- еще одну разновидность международных договоров Европейского Союза образуют соглашения, заключаемые органами Союза, которые имеют статус юридического лица: соглашения Европола, Евроюста, Европейского инвестиционного банка и др.. Одним из примеров таких документов служит соглашение между Россией и Европолом о сотрудничестве 2003 г.;
б) дополнительные конвенции между государствами-членами. В прошлом в отношении ряда вопросов, по которым институты Союза не были уполномочены издавать нормативные акты, государства-члены иногда заключали между собой специальные дополнительные конвенции. Возможность подписания такого рода документов до сих пор предусмотрена в Договоре о ЕС 1957 г. (ст. 295) и Договоре о Европейском Союзе 1992 г. (ст. 34).
Наиболее известными примерами дополнительных конвенций служат: Конвенция от 19 июня 1980 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам", Конвенция от 25 июля 1995 г. "О создании Европейского полицейского ведомства (Конвенция о Европоле)", Конвенция от 26 июля 1995 г. "О защите финансовых интересов Европейских сообществ", Конвенция от 29 мая 2000 г. "О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза", а также Шенгенские соглашения, которые первоначально не входили в правовую систему Европейского Союза.
Необходимо отметить, что большинство из свыше 20 подписанных в разные годы дополнительных конвенций не вступили в силу, так как не были ратифицированы государствами-членами. Такая судьба постигла, например, очень прогрессивную для своего времени Брюссельскую конвенцию от 29 февраля 1968 г. о взаимном признании хозяйственных обществ, которая осталась "на бумаге" ввиду сопротивления Нидерландов. Например, вышеупомянутая Конвенция от 19 июня 1980 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам" была заменена Регламентом Европейского парламента и Совета от 17 июня 2008 г. "О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам". Вместо Конвенции о Европоле 1995 г. в 2009 г. издано Решение Совета "О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)". Постепенно заменяются нормативными актами ЕС и Шенгенские соглашения *(46).
В настоящее время практика заключения дополнительных конвенций между государствами-членами в основном сошла на нет, а подписанные ранее конвенции (как вступившие, так и не вступившие в силу) постепенно заменяются нормативными актами институтов Европейского Союза*(47);
в) межинституционные соглашения - нормативные договоры, заключаемые институтами Союза в целях уточнения и дополнения отдельных положений учредительных документов (как правило, процедурных норм). Межинституционные соглашения чаще всего носят трехсторонний характер, связывают три политических института: Европейский парламент, Совет и Коᴍᴎϲсию. Примером может служить Межинституционное соглашение от 16 декабря 2003 г. "Повысить качество законотворческой деятельности".
Аналогичные соглашения способны заключать также другие органы Европейского Союза, например Соглашение от 13 декабря 2001 г. между Европолом и Европейским центральным банком, посвященное их сотрудничеству в борьбе с фальшивомонетничеством.
Правовые акты - важнейшая разновидность источников вторичного права Европейского Союза, основная форма нормотворческой деятельности его институтов. Наличие полномочий издавать нормативные, а также индивидуальные акты, не подлежащие ратификации странами-участницами, сближает Европейский Союз с федеративными государствами, а его правовую систему - с "федеральным правом".
Помимо уже рассмотренных выше регламентов, директив, рамочных решений, институты Европейского Союза издают множество предписаний в других формах, которые не всегда вписываются в традиционную классификацию "нормативный - индивидуальный" акт. Эти документы могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер.
Действующая система правовых актов наднациональных институтов имеет комплексную природу, что обусловлено "опорным" строением организации Европейский Союз. Она подразделяется на три подсистемы, которые соответствуют трем опорам Союза: Европейские сообщества (первая опора), общая внешняя политика и политика безопасности (вторая опора), сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (третья опора).
Правовые акты Европейских сообществ (ЕС и Евратом) издаются на основании "римских договоров" 1957 г. - Договора об учреждении Европейского сообщества (Договор о ЕС) и Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Евратоме). Согласно Договору о ЕС (ст. 249) видами правовых актов Европейского сообщества служат*(48):
- регламент и директива - нормативные акты, выступающие в качестве "закона" (регламент) или "основ законодательства" (директива) ЕС;
- решение (англ. decision; франц. decision), которое в рамках Сообщества, как правило, служит индивидуальным актом. "Решение обязательно во всех своих элементах для адресатов, которых оно указывает" (ст. 249). Например, в форме решений Европейская коᴍᴎϲсия налагает штрафы на предприятия или санкционирует объединение крупных компаний.
В некоторых случаях посредством решений Сообщества устанавливаются нормативные предписания, обычно по организационным вопросам. Такие акты в доктрине называют решения sui generis (особого рода), например совместное Решение Европейского парламента, Совета, Коᴍᴎϲсии, Суда, Счетной палаты, Экономического и социального комитета, Комитета регионов и Омбудсмана от 25 июля 2002 г. "О создании Ведомства по подбору персонала Европейских сообществ";
- рекомендация и заключение - акты, не имеющие обязательной силы.
Рекомендация (англ. recommendation; франц. recommandation) служит формой для выдвижения предложений, пожеланий в адрес государств-членов, физических и юридических лиц, например Рекомендация Европейской коᴍᴎϲсии от 16 мая 2002 г. "Независимость бухгалтерских ревизоров в Европейском Союзе: общие принципы" или Рекомендация того же института от 11 марта 2002 г. "Об общеевропейской модели curriculum vitae".
Если, как в приведенных примерах, рекомендации содержат положения общего характера, то в западной доктрине их рассматривают в качестве источников "мягкого права" (англ. soft law) Европейского Союза. Правовые нормыпоследнего хотя и не сопровождаются санкциями, тем не менее добровольно используются в качестве стандартов поведения участниками общественных отношений.
Заключение (англ. opinion; франц. avis)*(49) - это акт, отражающий официальную позицию заинтересованного института или органа ЕС по конкретному вопросу, например Заключение Европейского центрального банка от 19 сентября 2003 г. "О проекте Договора, устанавливающего Конституцию для Европы", где ЕЦБ высказал свои оценки, замечания и предложения по проекту Конституции Европейского Союза.
Хотя рекомендации и заключения ЕС, в отличие от регламентов, директив и решений, не имеют обязательной силы, Суд Европейских сообществ постановил, что судебные власти государств-членов должны принимать их во внимание при уяснении смысла других источников права Сообщества, т.е. рекомендации и заключения могут считаться обязательными как акты толкования юридических норм ЕС.
Правовые акты, изданные в рамках Европейских сообществ, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром "ЕС" - Европейское сообщество (англ. ЕС; франц. СЕ)2*(50) или "Евратом" (Euratom).
Правовые акты по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза - ОВПБ (вторая опора) издаются на основании Раздела V Договора о Европейском Союзе 1992 г. "Положения об общей внешней политике и политике безопасности" (ст. 13-15).
Поскольку ОВПБ обращена "за пределы" Союза, т.е. касается его отношений с третьими странами и международными организациями, то институты Союза в данной области не могут регулировать поведение иностранных государств посредством нормативных и индивидуальных актов, не вправе приказывать им, как вести себя в отношении собственных граждан или на международной арене.
По этой причине система юридических инструментов ОВПБ заметно отличается от той, которая сложилась в Европейских сообществах (первая опора). Правовые акты ОВПБ устанавливают программу, позиции или конкретные мероприятия Союза внешнеполитической направленности. Они являются обязательными для государств- членов и для самого Союза, но как таковые непосредственно не порождают прав и обязанностей для физических и юридических лиц (не обладают прямым действием):
- общая стратегия (англ. common strategy; франц. strategie commune) - документ, устанавливающий программу действий Европейского Союза по отношению к определенной стране или географическому региону.
Европейский Союз издает общие стратегии с 1999 г., и первым актом такого рода явилась Общая стратегия от 4 июня 1999 г. "По отношению к России". Позднее были утверждены общие стратегии по отношению к Украине и к Средиземноморскому региону;
- общая позиция (англ. common position; франц. position commune) - правовой акт, посредством которого Европейский Союз определяет свой подход к конкретной внешнеполитической проблеме. Например, в Общей позиции от 11 июня 2001 г. "О Международном уголовном суде" Европейский Союз поддержал создание этого нового органа международного правосудия и обязался поддерживать его деятельность.
В настоящее время на основании общих позиций устанавливаются санкции Европейского Союза по отношению к иностранным государствам и их руководителям, в том числе запрет въезда последних на территорию государств-членов. Актами подобного рода служат, к примеру, Общая позиция от 18 февраля 2002 г. "Об ограничительных мерах в отношении Зимбабве" и Общая позиция от 27 февраля 2003 г. "Об ограничительных мерах в отношении руководителей Приднестровской области (Республика Молдова)";
- общая акция (англ. joint action; франц. action commune) - правовой акт, на основании которого Европейский Союз осуществляет практические действия на международной арене, в том числе военные операции. Примерами этого вида документов выступают Общая акция от 31 марта 2002 г. "О полицейской ᴍᴎϲсии Европейского Союза" (в Боснии и Герцеговине), Общая акция от 25 июня 2003 г. "О вкладе Европейского Союза в процесс урегулирования конфликта в Грузии/Южной Осетии", Общая акция от 27 января 2003 г. "О военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония";
- как и в рамках Европейских сообществ, по вопросам ОВПБ издаются решения, которые служат здесь мерами по исполнению общих стратегий, позиций, акций, а также принципов и ориентиров ОВПБ.
Например, на основании и во исполнение Общей акции от 27 января 2003 г. ("О военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония") 18 марта того же года было принято Решение "О начале военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония", которое определило начальную дату и предельный срок осуществления данного мероприятия.
Правовые акты, изданные в рамках общей внешней политики и политики безопасности, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром "ОВПБ" (англ. CFSP; франц. PESC).
Правовые акты в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - СПСО (третья опора) издаются согласно разделу VI Договора о Европейском Союзе 1992 г. "Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере" (ст. 34).
С учетом предмета третьей опоры акты, принимаемые институтами Союза в этой области, касаются только вопросов борьбы с преступностью. Как и акты ОВПБ, они тоже не имеют прямого действия. Это означает, в частности, что граждане не могут быть непосредственно привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных правовыми актами Европейского Союза. Во всех случаях необходимо принятие национального "трансформирующего" закона, например поправок в уголовный кодекс государства-члена:
- наиболее важным правовым актом Союза в рамках третьей опоры служит рамочное решение - "основы законодательства" в уголовно-правовой сфере;
- по вопросам СПСО правовые акты издаются также в форме решений, имеющих юридически обязательный характер.
Решения СПСО обычно содержат организационные положения, например Решение от 28 февраля 2002 г. "О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью". Они также служат основой для практических мероприятий Союза и государств-членов в сфере борьбы с преступностью, например Решение от 27 июля 2002 г. "О совместном использовании офицеров по связи, откомандированных карательными органами государств-членов";
- как и в сфере ОВПБ, по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере Союз может принимать общие позиции, определяющие его подход к определенной проблеме. Общие позиции СПСО издаются в том случае, когда вопрос выходит за рамки Европейского Союза, носит общеевропейский или глобальный характер. Например, посредством общих позиций СПСО устанавливается единый подход государств-членов к готовящимся новым международным соглашениям по борьбе с преступностью.
Правовые акты, изданные в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром "ПВД" - правосудие и внутренние дела (англ. JHA; франц. JAI).
Заключение
Будущее Соглашения о стратегическом партнерстве, как и будущее взаимосвязей России и Европейского Союза, во многом зависит от того, какие приоритеты в отношениях друг к другу закладываются ими сегодня.
На заседании Европейского Совета 3-4 июня 1999 г., проходившем в Кельне (Германия), была утверждена Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России. Общая стратегия - это определенная программа действий Союза и государств-членов в приоритетных для них сферах международных отношений. Первой Общей стратегией, утвержденной Европейским Союзом, стала Общая стратегия 1999/414/CFSP в отношении России 1999 г. Этот факт подчеркивает то значение, которое придается в Европейском Союзе развитию отношений с Российской Федерацией.
В части I документа, посвященной представлениям Союза о партнерстве с Россией, указывается, что Европейский Союз имеет ясные стратегические приоритеты:
- стабильная, открытая, плюралистическая демократия в России, управляемая на принципах правового государства с опорой на рыночную экономику, на благо как народов России, так и Европейского Союза;
- обеспечение стабильности в Европе, укрепление безопасности в мире и принятие вызовов, стоящих перед нашим континентом, путем интенсификации сотрудничества с Россией.
Там же отмечается, что основой отношений между Союзом и Россией остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ставящее своей целью содействие интеграции России в более широкую сферу сотрудничества в Европе. Общая стратегия определяет основные цели в отношениях с Россией. Такими целями являются:
1) укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в России;
2) интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство;
3) сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;
4) сотрудничество по общим проблемам европейского континента. Согласно части II рассматриваемого документа для достижения
обозначенных целей Европейский Союз сосредоточит свои усилия в соответствующих сферах деятельности.
Наряду с этим в Общей стратегии предусмотрены и конкретные инициативы (часть III).
Общая стратегия предусматривает, что проведение ее положений в жизнь осуществляется в соответствии с действующими процедурами существующих договоров. Европейский Союз достигает установленные в Общей стратегии цели путем соответствующего использования всех необходимых инструментов и средств, имеющихся в распоряжении Союза, Сообществ и их государств-членов.
Таким образом, Европейский Союз имеет и реализует четкую программу действий в отношениях с Россией, направленную на оказание содействия проводимым в ней реформам, укрепление добрососедских связей и безопасности в регионе.
Основываясь на положениях Общей стратегии в отношении России, Европейский Союз принял несколько важнейших документов, касающихся ключевых аспектов сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.
Первым из этих документов является Совместная акция 1999/878/ОВПБ от 17 декабря 1999 г., учреждающая Программу Европейского Союза по сотрудничеству с Российской Федерацией в области нераспространения оружия массового уничтожения и разоружения.
Совместная акция предусмотрела конкретные меры по разоружению и нераспространению оружия массового уничтожения (биологического, химического и ядерного) на первую стадию реализации Программы и выделение финансовых средств для этих целей, а также проведение необходимых организационных мероприятий.
Срок действия Совместной акции 1999/878/ОВПБ должен был истечь в 2003 г. Однако, учитывая продление срока действия Общей стратегии в отношении России, Совместная акция Совета 2003/472/ОВПБ от 24 июня 2003 г. продлила действие Программы до окончания срока действия Общей стратегии.
Позиция России в отношении Европейского Союза, в свою очередь, сегодня находит отражение в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.), представленной российской стороной на встрече Россия - Европейский Союз в Хельсинки 22 октября 1999 г. Данная Стратегия "является логическим развитием общей внешнеполитической концепции России на европейском направлении, исходит... из общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик".
Основными целями Стратегии являются:
1) обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности;
2) привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции;
3) дальнейшее строительство демократического правового государства в России.
В Стратегии указывается, что Россия отдает приоритет построению отношений с Европейским Союзом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и не ставит целью на ближайшие десять лет вступление в Европейский Союз или создание ассоциации с ним. Напротив, в том, что касается процессов экономической интеграции, российская сторона выражает всяческую поддержку этому и не исключает идеи создания зоны свободной торговли между нашей страной и Европейским Союзом в первые десятилетия XXI в.
Библиография
1. Право Европейского Союза: учеб./под ред. С.Ю. Кашкина. 3-е изд. М.: Юрайт, 2010.
2. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие. 2-е изд./под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрайт, 2010.
3. Россия и Европейский Союз: документы и материалы/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юридическая литература, 2003.
4. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция, 2001.
5. Право Европейского Союза: Документы и комментарии/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ТЕРРА, 1999.
6. Документы Европейского Союза. М., 1994-1999. Т. I-V.
7. Европейский Союз. Путеводитель/под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Интердиалект+, 2003.
8. Европейский суд по правам человека: избранные решения: в 2 т. М.: Норма, 2000.
9. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000.
10. Основы права Европейского Союза: учеб. пособие/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Белые альвы, 1997.
11. Суд Европейских сообществ: избранные решения. М.: Норма, 2001.
12. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. М.: Норма, 2001.
13. Топорнин Б. Н. Европейское право: учеб. М.: Юристъ, 1998.
14. Хартли Т. Основы права Европейского сообщества. Введение в конституционное и административное право Европейского сообщества. М.: ЮНИТИ, 1998.
15. Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000.
16. Европейское право: учеб./отв. ред. Л.М. Энтин. М.: Норма, 2008.