Понятие пенсия по старости, Социальное обеспечение и социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 01:57, контрольная работа

Описание работы

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека.

Содержание

Социальное обеспечение и социальная защита…………….……..3
Понятие пенсии по старости……………………………………..…7
Задача: Майор милиции Кузнецов погиб при задержании преступника. На его иждивении находилась 8-летняя дочь Ольга. На какие виды социального обеспечения имеет право дочь Кузнецова? Какими нормативными актами они установлены? ..........................................................12
Список использованной литературы……………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Вариант №3 Понятие пенсия по старости, Социальное обеспечение и социальная защита, Задача.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

План

 

  1. Социальное обеспечение и социальная защита…………….……..3
  2. Понятие пенсии по старости……………………………………..…7
  3. Задача: Майор милиции Кузнецов погиб при задержании преступника. На его иждивении находилась 8-летняя дочь Ольга. На какие виды социального обеспечения имеет право дочь Кузнецова? Какими нормативными актами они установлены? ..........................................................12

Список  использованной литературы……………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальное обеспечение и социальная защита

 

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится  в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

В узком  смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Но  при всей новизне эта концепция  должна базироваться на результатах  и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие  составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

20-30-е  годы изучением социального обеспечения  и социального страхования занимались H.A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В.  Дурденевский, З.Р. Теттерборн и  др.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение  как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.

Л.В. Забелин  считал социальное обеспечение родовым  понятием по отношению к социальному  страхованию. Поэтому, с его точки  зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.

В 50-60-е  годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения  и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, В.Б. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др.

B.C. Андреев  называл социальным обеспечением  проводимую государством или  им поддерживаемую совокупность  определенных социально-экономических  мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в области социального  обеспечения проводили такие  крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, В.Б. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Важное  теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения  как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; - особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других1.

Экономическая функция социального обеспечения  заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного  в связи с возрастом, нетрудоспособностью  или потерей кормильца, частичном  возмещении дополнительных расходов при  наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником  финансирования для ее осуществления  служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального  назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая  функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать  воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального  развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать  себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Удовлетворение  потребностей может осуществляться с помощью:

- назначения  денежных выплат (пенсий, пособий,  компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо  бесплатно (алиментарно) вне связи  с трудовой деятельностью и уплатой взносов;

- предоставление  бесплатных для потребителя медицинских  услуг по программам ОМС; 

- оказания  бесплатных для потребителя социальных  услуг в пределах государственных  минимальных стандартов, а сверх  них - по льготным тарифам.

Существование указанного комплекса отношений  обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального  обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

 

2. Понятие пенсии по старости

 

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Трудовая  пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

Трудовая  пенсия по старости может состоять из следующих частей:

  1. страховой части;
  2. накопительной части.

К юридическим  фактам, определяющим право на получение  трудовой пенсии по старости, относятся (рис. 1):

1.    достижение общеустановленного пенсионного возраста:

  • для мужчин – возраста 60 лет;
  • для женщин – возраста 55 лет;

2.    наличие страхового стажа – не менее 5 лет.

Рис. 1 Условия, определяющие право на пенсию

Волеизъявление  застрахованного лица на получение  трудовой пенсии по старости выражается в письменной форме с приложением необходимых документов. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Заявление о назначении трудовой пенсии (части  трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня  приема этого заявления.

Размер  страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б, где

СЧ - страховая  часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма  расчетного пенсионного капитала застрахованного  лица (статья 29.1 Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты  трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);

Б - фиксированный  базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который устанавливается в соответствии со Справкой о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации.

В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный  базовый размер страховой части. Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и  приравненные к ним местности, в  которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, за исключением  проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Размер  накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).

Размер  трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

Информация о работе Понятие пенсия по старости, Социальное обеспечение и социальная защита