Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:23, доклад
Фактически каждый день большинство граждан вступают в договорные правоотношения такого рода, являясь потребителями услуг, заказчиком работ или покупателями товаров, не задумываясь о правовой природе такого рода отношений и зачастую не обладая достаточными знаниями об особенностях, деталях и тонкостях потребительских договоров.
Доклад.
Дисциплина: Предпринимательское право
Тема: Несправедливые условия в потребительских договорах
Составил студент 4 курса группы ЮФ 12-08
Леонтьев Дмитрий
Научный руководитель: Городнова Ольга Николаевна
Понятие несправедливых условий договора в российском и зарубежном праве
Фактически каждый день большинство граждан вступают в договорные правоотношения такого рода, являясь потребителями услуг, заказчиком работ или покупателями товаров, не задумываясь о правовой природе такого рода отношений и зачастую не обладая достаточными знаниями об особенностях, деталях и тонкостях потребительских договоров.
В условиях нарастающей тенденции глобализации, становления и развития виртуальных (электронных) рынков, возникновения новых видов правоотношения в потребительском секторе экономики современной России представляется необходимым формирование специальных подходов в правовом регулировании договорных отношений с участием граждан-потребителей, направленных на обеспечение безопасности и качества товаров, работ и услуг.
Относительно неисследованной остается проблема включения в договор условий, ущемляющих законные права потребителя. Подобное злоупотребление со стороны продавца (исполнителя, изготовителя) образует состав не только гражданского, но и административного правонарушения и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях[1]).
Специфика несправедливых условий договора заключается в том, что они не противоречат закону в явной форме (по крайней мере, императивным нормам), но в конкретной ситуации могут лишать одного из контрагентов прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключать или ограничивать ответственность другой стороны за нарушение обязательств и т.п.
Несправедливые условия договора хорошо известны зарубежному законодателю. Обширная судебная практика западноевропейских стран по спорам между кредитными, страховыми организациями и потребителями их услуг послужила основой для принятия специальных законов, ограничивающих использование несправедливых оговорок в договорах на стандартных условиях: Закон об общих условиях сделок Германии 1976 г.[2], Акт о несправедливых договорных условиях Великобритании 1977 г.[3] и др.
В 1993 г. Совет Европы утвердил Директиву 93/13/ЕЕС «О несправедливых условиях в договорах с потребителями»[4], в соответствии с которой несправедливым является такое условие, которое вносит значительный дисбаланс в права и обязанности сторон по договору в ущерб потребителю. Несправедливым может быть признано лишь то условие, которое не было предметом специального согласования с потребителем (п. 1 ст. 3). То обстоятельство, что отдельные условия договора или их некоторые аспекты были индивидуально согласованы, не исключает применение Директивы к оставшейся части договора.
Основной принцип Директивы - «Покупатели товаров и услуг должны быть защищены от произвола продавца (исполнителя), особенно от установления односторонних выгод в договорах и несправедливого исключения существенных прав в договорах».
Классификация несправедливых условий договора.
Несправедливые условия договора (оговорки) могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, можно выделить оговорки, имеющие материально-правовое и процессуальное значение. Если первые ущемляют конкретные субъективные права потребителя (на получение товара надлежащего качества, на досрочное расторжение договора и пр.), либо возлагают на потребителя экономически не оправданные обязанности (не связанные с предметом договора и пр.), то вторые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (в том числе их выборе), в представлении тех или иных доказательств, либо возлагают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств. Несправедливые условия процессуального характера могут затруднять обращение потребителя за судебной защитой вследствие установления обязательного досудебного (претензионного) порядка разрешения споров по договору или изменения территориальной подсудности для рассмотрения споров.
Несправедливые оговорки материально-правового характера, в свою очередь, могут быть разделены на следующие подгруппы:
наделяющие продавца (исполнителя) правами на односторонние действия, связанные с исполнением обязательств по договору: правом на односторонний отказ от договора без уважительных причин, правом на изменение потребительских свойств товара (работы, услуги), правом на изменение цены по договору,
ограничивающие ответственность продавца (исполнителя) за нарушение обязательств по договору, например, только случаями умышленного нарушения обязательств, возмещением потребителю лишь реального ущерба или выплатой исключительной неустойки;
возлагающие на потребителя дополнительные обременения, не связанные с предметом договора, вследствие одновременного заключения договора о техническом обслуживании приобретенного товара, договора об установке программного обеспечения на приобретенный товар и т. п.;
ограничивающие потребителя в реализации законных прав и гарантий: включение в договор купли-продажи условий, ограничивающих возможность обмена товара надлежащего качества; установление в договоре возмездного оказания услуг санкций за досрочное расторжение договора или срока предупреждения исполнителя о расторжении договора[5].
Квалификация условий договора в качестве несправедливых – процесс достаточно сложный, предполагающий выявление и оценку обычной деловой практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
Например, возьмём договоры об оказании услуг связи:
настоящее время связь стала одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современного «информационного» общества. Массовое использование различных видов услуг связи сделало актуальным вопрос защиты прав потребителей при предоставлении этих услуг. Одним из самых используемых видов являются услуги подвижной связи.
К группе услуг подвижной связи можно отнести услуги подвижной радиотелефонной связи, услуги подвижной спутниковой радиосвязи, услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования, услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи.
Наибольшее развитие из этой группы получили услуги подвижной радиотелефонной связи, называемые также услугами сотовой или мобильной связи.
Законодательство не предусматривает такой обеспечительной мер, как приостановление оператором связи оказания услуг по одному договору при наличии у абонента задолженности по другим договорам, заключенным с этим же оператором[6]
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Роспотребнадзора по Свердловской области о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ(Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя).
Апелляционной инстанцией решение суда оставлено без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты изменить в части признания условий договора об оказании услуг связи ущемляющими права потребителей, принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев кассационную жалобу общества об отмене судебных актов и признании незаконным постановления управления, ФАС Уральского округа не находит оснований для отмены судебных актов и ее удовлетворения.
В ходе проверки управлением установлено, что общество включило в договор об оказании услуг подвижной связи условия, ущемляющие установленные законом права потребителей. По результатам проверки вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили из наличия в его действиях состава административного правонарушения, поскольку ряд условий договора не соответствует Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 (далее – Правила).
Оценивая правомерность условия договора о том, что оператор вправе приостановить оказание услуг при наличии у него сведений об имеющейся у абонента задолженности за оказанные услуги связи по другим договорам, суды пришли к обоснованному выводу о его несоответствии пл. 47, 58 Правил, согласно которым оператор связи имеет право приостановить оказание услуг только в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг подвижной связи и установленных Законом о связи, Правилами и договором, до устранения нарушения. Ни Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126- ФЗ «О связи», ни Правила не предусматривают возможность оператора связи приостановить оказание услуг по одному договору в случае неисполнения обязательств абонентом по другим заключенным с ним договорам. Кроме того, договором предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуг, которая в полной мере защищает права оператора связи в случае наличия у абонента задолженности за оказанные услуги.
По аналогичным основаниям суды признали неправомерным включение в договор условия о том, что при наличии у абонента нескольких телефонных номеров, подключенных к сети, оператор вправе списать с «электронного счета» абонента в счет оплаты оказанных услуг по одному из номеров денежные средства, полученные в оплату услуг по другим телефонным номерам, или отключить все телефонные номера при нарушении абонентом условий данного договора хотя бы по одному из телефонных номеров.
Также судами правильно признано незаконным условие о том, что абонент вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, предупредив об этом оператора не менее чем за пять дней до предполагаемой даты расторжения договора и произведя с ним все расчеты. При этом абонент возмещает оператору все понесенные расходы. В соответствии с п. 46 Правил абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии- оплаты оказанных услуг подвижной связи.
Суды правомерно указали на противоречие положения договора, предусматривающего право оператора изменять в одностороннем порядке предоставленный абоненту телефонный номер (с предварительным уведомлением абонента), п. 48 Правил, согласно которому оператор связи по своей инициативе вправе заменить выделенный абоненту абонентский номер только в том случае, если продолжение оказания услуг подвижной связи с использованием указанного номера невозможно.
Неправомерным является включение в договор пункта, в силу которого, если новая телефонная карта не активирована (или денежные средства не внесены по другим каналам) до истечения указанных 180 дней с момента заключения договора, договор считается расторгнутым сторонами, а неизрасходованная «условная сумма» аннулируется. По мнению суда, это условие противоречит п. 45Правил, согласно которому абонент имеет право обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса, а оператор связи обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что данное условие нарушает права потребителя, поскольку понуждает его воспользоваться услугой оператора в течение 180 дней,
В то же время суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о соответствии законодательству пункта договора, согласно которому тарифы за услуги устанавливаются в долларах США и(или) российских рублях, при этом в тарифных планах основное обязательство – оказание услуг связи- может быть выражено в российских рублях, а дополнительные услуги (услуги международного роуминга, платные информационно-справочные услуги) – в долларах США.
Все расчеты за услуги подвижной связи, оказанные оператором связи абонентам, осуществляются в российских рублях (п. 38 Правил). Следовательно, абоненту, чтобы знать объем услуг, выраженных в долларах США, которые могут быть ему предоставлены в соответствии с остатком денежных средств на счете, необходимо перевести подлежащую уплате сумму в валюте в российские рубли с учетом знаний официального курса валюты или внутреннего курса оператора, что возлагает на него дополнительную обязанность и ограничивает его право на получение достоверной информации об объеме услуг, которые могут быть ему предоставлены. В связи с этим информация о тарифах за услуги связи должна быть установлена обществом в российских рублях.
Таким образом, поскольку судами установлено и материалами дела подтверждено включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, привлечение общества к административной ответственности правомерно[7]
Заключение.
Итак, приведённый пример нам ясно показывает как казалось бы незначительные условия влияют на права потребителей: ущемляют конкретные субъективные права потребителя, возлагают на потребителя экономически не оправданные обязанности ( как в нашем случае оплатить оказание услуг по одному договору в случае неисполнения обязательств абонентом по другим заключенным с ним договорам), или же ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (в том числе их выборе), в представлении тех или иных доказательств, либо возлагают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств.
Тут же возникает вопрос. А как защитить себя от несправедливых условий в потребительских договорах. Законодательство закрепляет для потребителя систему гарантий, в частности: право на информацию об изготовителе (продавце, исполнителе) и о товарах (ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»'); право на безопасность товара (ст. 9); недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя (п. 1 ст. 16); запрет навязывания потребителю дополнительных работ и услуг (п. 3 ст. 16).
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель) несет гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность (ст. 43 Закона о защите прав потребителей).
Лишь знание этих норм умение из использовать в нужный момент поможет каждому из нас защитить свои потребительские права.
Список использованной литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
2. от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства рф от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 14 декабря 2006 г.) // РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.
4. Постановление ФАС Московского округа от 3 декабря 2003 г. по делу № KA-A40/9707-03.
5. Постановление ФАС Уральского округа от 13 марта 2007 г. по делу № Ф09-1474/07-С1.
6. Российское гражданское право: Учебник: В 2-х т. Т. II: Обязательственное право/ Отв. ред. Е. А. Суханов. М. Статут, 2010. С. 141.
7. Барагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 2: М.: Статут, 2006. С. 399.
8. Крассавчиков О. А. Система отдельных видов обязательств//Сов. Юстиция. 1980. № 5. С. 42-43.
Информация о работе Понятие несправедливых условий договора в российском и зарубежном праве