Понятие международного гуманитарного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало свидетельств. Причина видится в собственности, на которой основано человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир. Это вселяет надежду на усиление тенденции к упрочению мира.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, структура, источники и принципы международного гуманитарного права. Начало войны. Театр Войны.………………..……………………….......................................................4
Глава 2. Виды вооружённых конфликтов………………………………..…10
Глава 3. Правовой статус участников вооружённых конфликтов …......14
Глава 4. Международно-правовая ответственность за нарушение международного гуманитарного права........………………………………...18
4.1. Ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права…………………………………………………………….19
4.2. Ответственность физических лиц за нарушение норм международного права…………………………………………………………..22
Заключение …………..........................................................................................25
Список использованных источников ………………………………..……..26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 51.63 Кб (Скачать)

Несмотря  на указанные трудности, основные механизмы  ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права  всё же выработаны. Необходимо различать  международно-правовую ответственность  государств (иных субъектов международного публичного права) и индивидуальную ответственность физических лиц, совершивших то или иное правонарушение. Поэтому для решения вопроса об ответственности за нарушение конкретных норм международного гуманитарного права всегда необходимо выяснять, действовал ли нарушитель как частное лицо, либо за его действиями стоит суверенное государство. Процедуры реализации ответственности государства и индивида различаются между собой весьма существенным образом.

По субъектному  составу нарушения в сфере  международного гуманитарного права  могут быть разделены на две самостоятельные  категории:

    • Нарушения норм международного гуманитарного права, совершённые с участием государства;
    • Нарушения норм международного гуманитарного права, совершённые индивидом (физическим лицом).

Разумеется, все действия от имени субъектов  международного права, в том числе  и государств, совершаются конкретными  физическими лицами. Данный факт существенно  затрудняет юридическую квалификацию соответствующих деяний и, соответственно, привлечение виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности  воюющих государств за действия своих  органов определён в ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 г. и повторён в той же формулировке в ст. 91 Дополнительного протокола.

Доктрина  международного гуманитарного различает  формы участия государства в  нарушении норм международного гуманитарного  права. В большинстве случаев  речь может идти о прямом или косвенном  участии государства.

Прямое участие  государства предполагает совершение правонарушения органом, представителем, должностным лицом государства и т.п. Косвенное участие государств включает ситуации, когда государство допускает в пределах своей юрисдикции совершение нарушений физическими лицами, не имеющими формально отношения к государственному аппарату. Непринятие мер по пресечению такого рода нарушений квалифицируется как соучастие, т.е. тоже считается неправомерным поведением государства.

По общему правилу, нарушение норм международного гуманитарного права военнослужащими  вооружённых сил государства  прямо влечёт за собой международно-правовую ответственность  этого государства. Это означает, что государство  должно нести ответственность перед  потерпевшим государством за последствием всех без исключения противоправных действий каждого военнослужащего  его вооружённых сил. Что касается противоправных действий нерегулярных вооружённых формирований, а также  частных лиц, то государство несёт  за них ответственность только в  случае непринятия адекватных мер для  установления контроля над этими  лицами и предупреждения их неправомерных  действий.

Современное международное право предусматривает  две формы международно-правовой ответственности государств:

    • Политическую;
    • Материальную.

В доктрине международного гуманитарного права также выдвигалась  концепция уголовной ответственности  государств, однако она не нашла  поддержки у большинства авторов, прежде всего в силу того, что  меры ответственности, обозначенные названной  концепцией в качестве «уголовных», являются по сути, всё равно политическими  или материальными.

В качестве политических мер ответственности могут быть применены ограничение суверенитета государства, введение временного внешнего контроля над всей или частью территории, а также в отдельных областях деятельности, связанных, прежде всего  с военным производством.

Под материальной ответственностью понимается предусмотренная  Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом I (статьи 51, 52, 131, 145 Женевских конвенций и ст. 91 Дополнительного протокола I) обязанность стороны, нарушающей положения конвенции, возместить потерпевшей стороне убытки.

По вопросу  о формах ответственности государств нет единого мнения. В частности  среди таких форм называются:

    • Санкции, под которыми понимаются коллективные меры международных организаций;
    • Контрмеры, т.е. меры, принимаемые потерпевшим государством против правонарушителя, в том числе вооружённые репрессалии в той мере, в которой они не запрещены нормами международного гуманитарного права.12

 

4.2 Ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Ответственность физических лиц за нарушения в сфере международного гуманитарного права наступает, во-первых, за международное преступление государства – наряду с ответственностью государства. Во-вторых, международными документами в ряде случаев предусматривается  ответственность индивидов за нарушение  норм международного гуманитарного  права, совершённые без участия  государства. В этих случаях ответственность  индивида наступает по международно-правовым основаниям. В-третьих, нормы ряда международных  гуманитарных конвенций обязывают  страны-участницы предусмотреть  ответственность за правонарушения индивидов в национальных правовых системах. В этом случае ответственность  физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права наступает по национальному законодательству.

Ответственность за нарушение  норм международного гуманитарного  права по своему характеру может  быть уголовной, административной и  дисциплинарной. Действующие международные  соглашения не предусматривают специальных  норм об административной и дисциплинарной ответственности индивидов, ограничиваясь  указанием на обязанность государств такую ответственность установить в национальном законодательстве. Поэтому  административная и дисциплинарная ответственность может наступать  только по национальному законодательству.

Женевские конвенции и  Дополнительный протокол I предусматривают, что некоторые особенно серьёзные правонарушения, совершённые во время международного военного конфликта должны считаться уголовными преступлениями. К числу таких правонарушений относятся: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью и т.д. III Женевская конвенция дополняет этот перечень такими правонарушениями как принуждение военнопленного или покровительствуемого лица служить в вооружённых силах неприятельской державы; лишение военнопленного или покровительствуемого лица прав на нормальное и беспрепятственное судопроизводство (ст. 130).

Особая ответственность  лежит на военноначальниках, которые  должны делать всё возможное для  предупреждения нарушений Конвенций  и Дополнительного протокола  I лицами, находящимися в их подчинении. Если командир не позаботился отдать соответствующие распоряжения или допустил бесконтрольность, что привело к серьёзному нарушению, то он должен отвечать перед судом в пределах возложенной на него ответственности (п. 2 ст. 26 Дополнительного протокола I).

Юридически сложной является ситуация, когда обвиняемый не отрицает, что совершил данное нарушение норм международного гуманитарного права, однако заявляет, что он действовал в соответствии с приказом и поэтому  не должен нести наказания. Лондонское соглашение между правительствами СССР, США, Франции и Великобритании от 8 августа 1945 г., в соответствии с которым был образован Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками, установило, что даже лица, действовавшие по приказу, несут ответственность за свои поступки. Из решений Нюрнбергского трибунала родилась норма обычного права, согласно которой каждый человек несёт персональную ответственность за свои поступки, даже если он действовал по приказу. Если подчинённому ясно, что выполнение приказа приведёт к нарушению закона, он должен отказаться выполнять приказ, однако только в том случае, если такая возможность действительно существует. Если же, несмотря на это, он выполняет приказ и нарушает этим международное гуманитарное право, он должен сознавать возможные правовые последствия. При этом, разумеется, во внимание могут быть приняты смягчающие вину обстоятельства.

Серьезные нарушения международного гуманитарного права (военные преступления)  преследуются не только держащей в  плену державой, но и любой державой, во власти которой находится обвиняемый (принцип универсальной юрисдикции). 13

 

 

 

Заключение.

Актуальность изучения международного гуманитарного права заключается  в том, что сейчас в мире складывается политическая нестабильность. Множество  вооруженных конфликтов, противоречий наталкивают на  детальное изучение международного гуманитарного права. Также, сейчас строго стоит вопрос о  соблюдении положений, содержащихся в  этом  праве между участниками вооруженных конфликтов. Существует сильный контраст между прекрасно разработанными положениями гуманитарного права, многие из которых пользуются практически всеобщим признанием, и повторяющимися их нарушениями во время конфликтов по всему миру. Несмотря на ряд разработанных международных механизмов, основную ответственность соблюдения норм гуманитарного права несут сами государства. Современное международное право запрещает прибегать к войне, а также использовать силу и угрозу силой в международных отношений, обязывает государства разрешать свои международные споры мирными средствами. Запрещение применения силы и угрозы силой в международных отношениях имеет огромное значение для сохранения международного мира. Однако запретить войны – не значит их ликвидировать. За прошедшие после второй мировой войны годы отмечались десятки локальных вооружённых конфликтов.

     В основе  международного гуманитарного права  лежит обязанность защиты жизни  гражданского населения, а также  здоровья и неприкосновенности  мирных жителей и других категорий  некомбатантов, включая раненых  или пленных, а также сложивших  оружие.   Другими словами,  международное гуманитарное право  призвано обеспечить равновесие  между военной необходимостью  и гуманностью.

 

 

 

 

Список использованных источников

    Список использованных нормативно-правовых актов:

  1. Гаагская Конвенция 1907 года  «О законах и обычаях войны» - http://army.armor.kiev.ua/hist/gaaga.shtml (доступ 09. 11.2012);
  2. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «О защите гражданского населения во время войны» - http://www.spravka-jurist.com/base/part-cq/tx_esshou/page-14.htm (доступ 11. 11. 2012);
  3. Конвенции об открытии военных действий 1907 - http://www.conventions.ru/view_base.php?id=797 (доступ 11. 11. 2012);

 

Список использованной литературы:

  1. Зыбайло А. И. Международное гуманитарное право; учеб.пособие: 2ч./ А. И. Зыбайло, Л. В. Павлова (и др.); под ред. Л. В. Павловой. – Минск: Белорус.гос.ун-т, 2001.
  2. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для юрид. фак. и вузов/ И. И. Лукашук. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: БЕК, 2001.
  3. Калугин В. Ю. Курс Международного гуманитарного права/ В. Ю. Калугин. – Минск: Тесей, 2006.
  4. Междунарлное гуманитарное право: Учеб.пособие/ Под общ.ред. В. Ю. Калугина. – Мн.: «Тесей», 1998. – 308 с.
  5. Международное гуманитарное право и права человека: учебное пособие/ Н. В. Вараксин – Мн.: УП «Технопринт», 2004. -220 с.
  6. Международное право: учебник/ отв.ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – 3-е изд., перераб. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 720 с.
  7. Международное публичное право: учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. К. А. Бекяшева. – М.: ПБОЮЛ Грачёв С. М.., 2001. – 640 с.
  8. Международное публичное право: учебное пособие/ Л. А. Васильева, О. А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 576с.
  9. Павлова Л. В. Виды вооружённых конфликтов и статус участников вооружённых конфликтов по международному праву/ Л. В. Павлова// Юстыцыя Беларусi. – 1998. - № 3.
  10. Толочко О. Н. Международное гуманитарное право: Учеб.пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 87 с.

 

Интернет ресурсы:

  1.   http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/72628-90300.pdf (доступ 13. 11. 2012).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Междунарлное гуманитарное право: Учеб.пособие/ Под общ.ред. В. Ю. Калугина. – Мн.: «Тесей», 1998. – 308 с.

2  Зыбайло А. И. Международное гуманитарное право; учеб.пособие: 2ч./ А. И. Зыбайло, Л. В. Павлова (и др.); под ред. Л. В. Павловой. – Минск: Белорус.гос.ун-т, 2001.

3 Международное гуманитарное право и права человека: учебное пособие/ Н. В. Вараксин – Мн.: УП «Технопринт», 2004. -220 с.

4  Гаагская Конвенция 1907 года  «О законах и обычаях войны»

5 Конвенции об открытии военных действий 1907

6 Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для юрид. фак. и вузов/ И. И. Лукашук. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: БЕК, 2001.

7 Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «О защите гражданского населения во время войны»;

8 Павлова Л. В. Виды вооружённых конфликтов и статус участников вооружённых конфликтов по международному праву/ Л. В. Павлова// Юстыцыя Беларусi. – 1998. - № 3.

9 http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/72628-90300.pdf

10 Международное публичное право: учебное пособие/ Л. А. Васильева, О. А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 576с.

11 Калугин В. Ю. Курс Международного гуманитарного права/ В. Ю. Калугин. – Минск: Тесей, 2006.

12 Толочко О. Н. Международное гуманитарное право: Учеб.пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 87 с.

13 Международное право: учебник/ отв.ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – 3-е изд., перераб. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 720 с.

 


Информация о работе Понятие международного гуманитарного права