Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:10, контрольная работа
Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития.
1. Понятие «лица» и правоспособности. - стр.3
2. Правовое положение римских граждан. - стр.5
3. Правовое положение латинов и перегринов. - стр.10
4. Предпосылки возникновения понятия «Юридические лица» - стр.12
Список литературы - стр.15
а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения), из отношения по поводу опеки и т. п.;
б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась за infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятия позорной профессией (например, сводничеством и т. п.). В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.
От personae infames отличались personae turpes — это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.
Имела
немаловажное значение и такая форма
бесчестья, как intestabilitas . Еще
в законах XII таблиц17 было постановление,
что лицо, участвовавшее в сделке в качестве
свидетеля и отказавшееся потом дать на
суде показание по поводу этой сделки,
признается intestabilis, т.е. неспособным
так или иначе участвовать (ни в качестве
стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении
сделок, требующих участия свидетелей
(например, не способно составить завещание).
3.
Правовое положение
латинов и перегринов
Патинами первоначально назывались жители Пациума, получившие латинское гражданство до середины III в.н. э. (это latini veteres , древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях ( latini coloniarii ). После союзнической войны (90—89 гг. до н э.) ius latini (право латинского гражданства) стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась («жаловалась») отдельным лицам и целым областям.
Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; ius conubii (права вступать в законный брак ) они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено.
С 268 г. до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели ius conubii; ius commercii (право торговать, совершать сделки), а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis ). Эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права.
Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до и. э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н. э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.
Latini coloniarii получали права римского гражданства разными способами; в частности, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).
Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium18.
В
начале III в. Каракалла предоставил
права римского гражданства всем
подданным Римского государства.
4. Предпосылки возникновения понятия «Юридические лица»
Римские юристы не разработали понятия юридического лица как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому, ввиду того, что отношения, на почве которых возникают юридические лица, в римской жизни не были достаточно развиты.
Тем не менее уже в законах XII таблиц упоминались различные частные корпорации религиозного характера (collegia sodalicia), профессиональные объединения рмесленников и т.п. С течением времени количество корпораций (как публичного характера, так и частного) росло.
В
древнереспубликанском праве
Вместе
с тем римские юристы стали
обращать внимание на то, что в некоторых
случаях имущество не принадлежит
отдельным гражданам, а закрепляется
за каким-то объединением в целом
и отдельные его члены
Римские юристы отмечали тот факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам физических лиц (как то имеет место при договоре товарищества), а целой организации, имеющей самостоятельное существование, независимо от составляющих ее физических лиц.
Название «юридическое лицо» римскому праву не было известно; новейшие исследования показали, что в латинском языке даже ле было специального термина для обозначения учреждения. Римскими юристами была разработана и сущность этого явления. Они ограничиваются лишь признанием факта принадлежности прав различным организациям. Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что организация действует personaevice (вместо лица, в качестве лица), privatorum loco (вместо отдельных лиц, на положении отдельных лиц). В этом можно видеть зародыш «теории фикции юридического лица», появившейся в средние века и получившей распространение в зарубежной теории права.
По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объединений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы . Этот порядок свободного образования коллегий, заимствованный, по словам Гая20, из законодательства Солона21, т.е. из греческого права, просуществовал до конца республики.
С
переходом к монархии свободное
образование коллегий стало возбуждать
подозрение со стороны принцепсов и
оказалось политически
Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов — три), а также если деятельность организации принимала противозаконный характер.
Правоспособность
юридических лиц в Риме понималась
несколько своеобразно по сравнению
с современным ее пониманием. Например,
юридическое лицо признавалось способным
иметь права патроната, носившие
почти семейный характер, и не считалось
(за немногими исключениями) способным
получать имущество по наследству и
т.п.
ЛИТЕРАТУРА
Эдикт императора Каракаллы
(Греческий папирус 212 г. н.э.)// http://www.humanities.edu.ru/