Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:49, реферат
Корпоративное право – это система правил поведения, которые разработаны в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации. Иначе корпоративное право можно назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом.
Введение
Понятие корпоративного права.
Роль и значение корпоративного права в регулировании рыночных отношений.
Корпоративные обычаи, обыкновения.
Корпоративные нормы
Заключение
Список использованной литературы
Под источниками права в специально юридическом смысле понимается внешняя форма выражения права. Источниками корпоративного права являются внешняя форма выражения, способ закрепления корпоративных правовых норм, иными словами, то, где содержатся нормы корпоративного права.
Корпоративные нормы – одна из разновидностей норм. Они разрабатываются органами управления корпорацией и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, рабочим, служащим и т. п.).
Корпоративные нормы - это правила поведения, устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия, это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, которые складываются между членами и участниками данных организаций.
Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волю участников общественных объединений, компетенцию, объем прав и обязанностей их членов и т.д. Общие черты норм права и норм общественных организаций состоят в том, что они содержат четкие, детализированные правила поведения, закреплены в специальных актах и представляют собой систему норм. Корпоративные нормы схожи с правовыми нормами тем, что они имеют обязательный характер, обладают фиксированным набором средств защиты.
Различие
между правовыми и
Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им деятельности общественных объединений. Закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что несоблюдение уставных норм или осуществление объединениями деятельности, противоречащей нормам уставов, является основанием для приостановления и ликвидации деятельности общественного объединения.
Правовые
и корпоративные нормы могут взаимодействовать
между собой в сфере установления правоспособности
различных организаций. Корпоративные
нормы общественных организаций могут
содержаться в актах, издаваемых совместно
с государственными органами. В этом случае
они приобретают значение нормативного
правового акта. При возникновении правовых
коллизий, безусловно, корпоративные нормы
не могут ни в каком случае иметь приоритета
перед правовыми нормами.
КОРПОРАТИВНЫЕ
ОБЫЧАИ, ОБЫКНОВЕНИЯ.
Формы (источники) корпоративного права – это способ закрепления корпоративных правовых норм. Можно выделить следующие основные виды форм корпоративного права: 1) корпоративные обычаи, 2) корпоративные деловые обыкновения, 3) корпоративные прецеденты и 4) корпоративные нормативные акты.
Корпоративный обычай – это обычай, применение которого обеспечивается мерами воздействия со стороны корпорации (мерами поощрения или санкциями). Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, нравы.
Под обычаем вообще понимается правило, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Обычай – это, пожалуй, самый древний источник права не только в истории развития человечества, но и в истории развития производственной, и в частности корпоративной, деятельности людей. До сих пор он имеет значительное распространение в деятельности небольших корпораций (товариществ и обществ с ограниченной ответственностью). Крупные корпорации свою деятельность регулируют в большей мере корпоративными нормативными актами.
Для обычаев как источников корпоративного права характерны следующие черты.
Во-первых, обычай связан с продолжительным и однообразным соблюдением известных правил, что фактически перерастает в привычку.
Во-вторых, обычаю свойственна массовость исполнения. Его требования человек распространяет не только на других, но и на себя.
В-третьих, обычаи отличаются разумностью, т. е. предлагают вариант поведения, наиболее оптимально соответствующий реальной обстановке.
В-четвертых, обычай почти никогда не противоречит добрым нравам (нормам морали) и государственному порядку (нормам закона).
От обычая как источника корпоративного права нельзя отказываться не только в небольших корпорациях, где он используется в качестве ведущего, но и в крупных объединениях, хотя там сфера его применения уже, да и касается менее значительных вопросов.
Обычай как источник корпоративного права имеет немало достоинств. К ним относятся следующие:
1)
обычай возникает не «сверху»,
а «снизу», поэтому его
2)
обычай отражает те или иные
закономерности человеческого
3)
обычай воплощается в устной
форме и, как всякая устная
речь в отличие от письменной,
выражается простым языком, имея
несложное и доступное
4)
обычай отличает большая
5)
обычай способствует
К сожалению, обычай как источник корпоративного права не лишен недостатков. В их числе отметим лишь наиболее существенные:
1) косность, присущая ему в силу его медленного развития, относительная неподвижность, связанная с тем, что он «хранится» в сознании людей, которое меняется очень плавно;
2)
обычай нередко является
3)
обычай не отличается
4)
обычай трудно распознать, поскольку
он передается из уст в уста
и не имеет письменного
Итак,
когда мы ведем речь об обычае как
источнике корпоративного права, то,
с одной стороны, тем самым указываем
на материал, из которого черпаем знания
о корпоративных нормах, а с другой – подразумеваем
наличие полномочий у органов управления
корпорации соответствующим образом отреагировать:
поощрив в случае исполнения обычая либо
наказав при его несоблюдении.
КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ
Корпорации сами устанавливают обязательные для своих участников правила поведения - корпоративные нормы. В основном они базируются на общих принципах добросовестности, разумности и справедливости, учета интересов всех участников корпорации. Если такая корпоративная норма учитывает интересы всех (или большинства) участников корпорации, то она является выражением их воли. Сформированная в обществе воля - это и есть правовая норма, которая признается общей волей участников корпоративного объединения. Поэтому морально-этические стандарты разумности, справедливости и добросовестности также рассматриваются как составная часть в регулировании корпоративных отношений и приобретают все большее значение в деятельности акционерных обществ. Такие этические нормы, регулирующие корпоративные отношения, изложены в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованном акционерным обществам к применению.
Таким образом, этические
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: