Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является осуществления анализа института юридического лица, анализ существующей законодательной базы, регулирующий институт юридического лица в Российской Федерации.
Задачи поставленные в курсовой работе дать понятие, раскрыть признаки юридического лица, также раскрыть индивидуализацию юридического лица, правосубъективность т.е. правоспособность и дееспособность юридического лица, и способы образования юридических лиц.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
1.1. Понятие и признаки юридического лица
1.2. Индивидуализация юридического лица
1.3. Виды и классификации юридических лиц
ГЛАВА 2. ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
2.2. Органы юридического лица
2.3 Способы образования юридического лица
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 26
Разрешительный порядок предусматривает обязательное предварительное получение разрешения (согласия) на создание юридического лица от уполномоченного на то государственного или муниципального органа. При этом в дальнейшем создании юридического лица может осуществляться иным способом: либо последующей его регистрацией, либо принятием, уполномоченным на то органом решения о его создании. Например, в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. Своевременно действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
Признаковый способ характеризуется тем, что статус юридического лица определяется только исходя из наличия у конкретной организации признаков юридического лица. Существование данного способа образования юридических лиц подтверждает судебная и арбитражная практика 30-40 гг. при рассмотрении вопроса о самостоятельной ответственности фабзавкомов, а также ответственности объединения или треста по догам входящих в него предприятий последние признавались юридическими лицами для исключения ответственности самого объединения или треста.
Таким образом, и ученые, и судебные инстанции при решении конкретных вопросов относительно статуса какой – либо организации исходили не из имеющегося на момент рассмотрения спора статуса данной организации, а из наличия или отсутствия у нее признаков юридического лица. При наличии признаков эта организация признавалась самостоятельным участником гражданско – правовых отношений (юридическим лицом), а при отсутствии таковых говорить о ее статусе юридического лица не приходилось. Значит, если организация отвечает всем признакам юридического лица (имеет обособленное имущество, приобретает права, несет обязанности и др.), то ее следует признать юридическим лицом, а значит, и участником гражданского оборота, без какой – либо регистрации.[13]
Нормативный способ образования юридических лиц характеризуется тем, что статус юридического лица у организации зависит от указания о нем в нормативных актах. При таком способе образования юридических лиц организации признается юридическим лицом в силу закона.
Уставный порядок образования юридических лиц частично сходен с уведомительным, однако не предполагает уведомления об образовании юридического лица органа государственной власти или местного самоуправления, при котором организация приобретает статус юридического лица лишь с момента такого уведомления. «При признаковом и нормативном порядках образования юридических лиц можно говорить о наличии двух независимых друг от друга процедур: первая – образование организации как экономической категории (хозяйствующий субъект, товаропроизводитель), при которой происходит объединение материальных и людских ресурсов без определения правового статуса; вторая – когда у данной организации как гражданско – правовой категории определяется статус путем либо выявления у нее признаков юридического лица, либо выявления, подпадает ли она под определение организации, которая признается юридическим лицом на основании правового акта»[14].
Итак, мы рассмотрели все виды образования юридических лиц. В настоящее время ГК РФ установил единый регистрационный порядок образования юридических лиц на всей территории России и для всех видов организаций.
Исключение разрешительного порядка образования юридических лиц отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается. Таким образом, если учредители решили создать организацию со статусом юридического лица, то никто не может им это запретить или потребовать получения предварительного разрешения.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц для регистрации юридических лиц, в качестве страхователей. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.[15]
Отказ от уведомительного порядка образования юридических лиц базируется на Гражданском кодексе, по которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным именно с момента ее осуществления. Иначе говоря, нельзя просто уведомить соответствующие органы о том, что юридическое лицо создано, необходимо пройти установленную федеральным законам процедуру государственной регистрации. Статус юридического лица возникает у нее только с момента государственной регистрации. Таким образом, в настоящее время в РФ гражданским законодательством установлен единый для всех организаций регистрационный порядок образования юридических лиц. [16]
На всех этапах развития экономики основным звеном являлось юридическое лицо. Именно юридическое лицо осуществляет производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным юридическим лицом понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-
В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает директор юридического лица. При этом субъектом юридического лица может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, юридическое лицо— это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Как уже отмечалось, цель деятельности юридического лица — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Еще недавно основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях перехода к рыночной экономике, отбросить, исключить эту цель и ставить единственной целью получение максимально возможной прибыли? Полагаем, что нет.
Действительно, основная цель юридического лица — получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все большую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем, развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.
Приступая к созданию юридического лица, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собою четкую и ясную цель. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе — уставе либо учредительном договоре.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010)// СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) (ред. от 28.04.2009) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" //СПС «КонсультантПлюс»
5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // СПС «КонсультантПлюс»
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
Специальная литература:
1. Витрянский В.В., Суханов Е.А. «Новый Гражданский кодекс РФ об акционерных обществах и иных юридических лицах»//Практикум акционирования. Выпуск 7 – М.:Юрист, 2005 г. – 359 с.
2. Грибанов В.П. «Юридические лица» - М.: 2005 г. – 343 с.
3. Зыкова И.В. «Юридические лица» М.: - 2007 г. – 256 с.
4. Кузнецов В.А. «Конституция и права юридического лица природа государственной регистрации юридических лиц» - М.: 2006г. – 215 с.
5. Покусаев И.Б. «Юридические лица в федеральном законе»// Московский Юрист 2003 г. – 156 с.
6. Суханов С.А. «Гражданское право» - М.: 2000 г. – 435 с.
7. Сафонов М.Н. «Создание, реорганизация и ликвидация организаций» М.: ИНФРА 2006 Г. – 310 с.
8. Сумской Д.А. «Юридические лица» М.: 2008 г. – 255 с.