Понятие, и виды юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы в том, что одним из важных понятий Гражданского кодекса является понятие «юридическое лицо». Категория юридических лиц — это социально-экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание

Введение ...2

Понятие юридических лиц ..3
Сущность юридических лиц ..11
2.1.Признаки юридического лица .11

Правосубъектность юридического лица ..14
Индивидуализация юридического лица ..17
3. Виды юридических лиц .19

Классификация юридических лиц ..19
Хозяйственные товарищества и общества ..20


Полное товарищество ..22
Товарищество на вере ..23
Общество с ограниченной ответственностью ..24
3.2.4.0бщество с дополнительной ответственностью ..25

Акционерное общество ..26
Дочерние и зависимые общества. Аффилированные лица ..28


Производственные кооперативы .28
Государственные и муниципальные предприятия ...29
3.4.1.Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения........30 3.4.2.Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.....31

Заключение 32

Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Понятие, и виды юридических лиц.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      3.2.6. Дочерние и зависимые  общества. Аффилированные  лица

     Упоминаемые в ст. 105 и 106 ГК, а также ст. 6 Закона «Об акционерных обществах» дочерние и зависимые хозяйственные общества не являются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц. Их выделение преследует цель защитить интересы кредиторов и участников обществ (акционерных и с ограниченной ответственностью), оказавшихся под влиянием других предпринимательских организаций.

      Общество  или товарищество (именуемое основным), повлиявшее на решения другого общества (дочернего) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, в соответствии с договором или по иным основаниям несет солидарную с дочерним обществом ответственность по сделкам, совершенным в результате такого влияния. Акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения причиненных основным обществом убытков. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного последнее субсидиарно отвечает по его долгам.

     Зависимые общества выделяются по чисто формальному  критерию: принадлежности более 20% их уставного капитала (а в акционерных обществах — более 20% голосующих акций) другому хозяйственному обществу (преобладающему).

      Аффилированные  общества и товарищества (а точнее — аффилированные лица, поскольку таковыми могут быть и граждане) также не являются особой организационно-правовой формой юридических лиц.

      Основной  обязанностью преобладающих и аффилированных лиц является предоставление (в том числе — опубликование) соответствующей информации компетентным государственным органам и (или) зависимым от них организациям.

          3.3. Производственные  кооперативы.

     Производственный  кооператив (артель) — это объединение  лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

      В производственном кооперативе, как  и в хозяйственных товариществах, решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности организации.

     В фирменном наименовании вместо слов «производственный кооператив»  можно использовать слово «артель», поскольку законодатель считает их синонимами2.

 

 
 

     Участниками производственного кооператива  являются, по общему правилу, граждане. Причем, в отличие от полных товарищей, им абсолютно не требуется статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

      Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая. Так, независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п. 4 ст. ПО ГК, ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона «О производственных кооперативах»)3. Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК, п. 1 ст. 12 Закона «О производственных кооперативах»). В случае образования неделимого фонда пай и вовсе перестает соответствовать доле в имуществе кооператива. При выходе из кооператива его член имеет право лишь на выплату ему пая, но никак не на выплату доли во всем имуществе.

      Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных  уставом и законом о производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

     Система кооперативных органов состоит  из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от АО, не обязательно) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (ст. ПО ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов, что чересчур категорично.

        3.4. Государственные  и муниципальные  предприятия.

      Государственные и муниципальные предприятия  как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих   юридических   лиц,    которые    имеют   не   право    собственности   на

 

принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

      Учредительными  документами государственных и  муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

      Имущество государственного унитарного предприятия  находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

     Природа государственных и муниципальных  предприятий находит свое выражение  в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

      В отличие от других предпринимательских  юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

      В настоящее время правовое положение  государственных и муниципальных  предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Различают:

              3.4.1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения 

      Такое предприятие создается по решению  уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибылши. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

     Характер  имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК.

     Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.

     До  государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, его собственник  обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.

        3.4.2. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления 

      Правовое  положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной4. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

     Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ПС).

      Кроме рассмотренных видов существуют еще некоммерческие организации, которые не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст.50 ПС). 

Заключение

     В заключение необходимо подчеркнуть, что  юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

     Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица.

      Отмечают  четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности — достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т. е. юридическим лицом. Это: организационное единство юридического лица; обособленное имущество, которое создает материальную базу деятельности такого образования; принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица; возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

      Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

      Таким образом, категория юридических  лиц — это социально-экономическая  реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

 

      

    Список  используемой литературы.

  1. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. -М.,1995.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997.
  3. ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от

12.01.1996 г№10-ФЗ, ст. 8 п. 1//СЗРФ. 1996. №3. С. 148

    4. ФЗ "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. (с изменениями от

17.05.1997 г.) № 82-ФЗ, ст. 3 абз. 4// СЗ РФ. 1995. № 21. С. 1930. 1997. № 20. С. 2231

  1. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ ст. 6 п. 1// Российская газета. 1997. 1 октября
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5 февраля 1998 г.) № 4/8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. - М., 1999.
  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5 февраля 1998 г.) № 4/8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. - М., 1999.
  4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. А.А. Игнатенко, С. Н. Мовчана. Комментарий. - М, 1999.
  5. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части.М. , ЮрИнфоР2003г.
  6. Бобкова О.В. Гражданское право: Ответы на экзаменационные вопросы.М. Экзамен. 2006г
  7. Богданов А. В. Сущность юридического лица, современные взгляды //Государство и право N 10. 1995.
  8. Бусыгин В.А. Предпринимательство. - М, 1999.
  9. Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. - М., 1997.
  10. Богуславский М.М. Международное частное право. Учебник. -М., 1994.
  11. Витрянский В. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности юридических лиц // Закон. - 2001. - № 12.
  12. Геммерлинг Г., Ломакин О., Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс
  13.  

Информация о работе Понятие, и виды юридических лиц