Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:44, реферат
В настоящее время понятие права на результаты интеллектуальной деятельности является одним из самых спорных в теории права. Несмотря на то, что термин «интеллектуальная собственность» встречается в текстах более сотни федеральных нормативных актов, используется в Конституции и Гражданском Кодексе РФ, по образному выражению С. В. Петровского, «в российском праве интеллектуальная собственность до сих пор – terra incognita, нет ясности в вопросе о самой юридической природе прав, составляющих интеллектуальную собственность».
Введение
Понятие исключительных прав авторов произведений
Виды исключительных прав авторов произведений
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Понятие исключительных прав авторов произведений
Виды исключительных прав авторов произведений
Заключение
Список литературы
Введение
«Всякое изобретение есть собственность изобретателя. К удостоверению сей собственности есть только два способа: тайна и покровительство Правительства. Часто первый способ бывает недостаточен, поскольку трудно длительное время сохранять тайну производства, а потому прибегают ко второму. Отсюда возникли привилегии. Преимущества привилегий не только в том, что они служат весьма важным поощрением и освобождают изобретателя от хранения тайны, они также оповещают общество о возможности безвозмездного использования изобретения по истечении определенного промежутка времени».
М. М. Сперанский, 1812 год
В настоящее время понятие права на результаты интеллектуальной деятельности является одним из самых спорных в теории права. Несмотря на то, что термин «интеллектуальная собственность» встречается в текстах более сотни федеральных нормативных актов, используется в Конституции и Гражданском Кодексе РФ, по образному выражению С. В. Петровского, «в российском праве интеллектуальная собственность до сих пор – terra incognita, нет ясности в вопросе о самой юридической природе прав, составляющих интеллектуальную собственность». Заметим, что споры о природе прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на произведения, то разгораясь, то затихая, продолжаются уже более двухсот лет[1].
Понятие исключительных прав авторов произведений
В понятие исключительного права наукой гражданского права, а до недавнего времени и законодательством, вкладывался различный смысл. Общепризнано, однако, что, во-первых, само понимание исключительности права как правомочия, принадлежащего строго определенному лицу (в отдельных случаях, как исключение, — определенным лицам); во-вторых, что исключительным интеллектуальным правом является имущественное право на использование результата интеллектуальной деятельности в любой форме и любым способом[2].
В российском законодательстве до принятия четвертой части ГК РФ[3] не было нормы, которая бы универсально закрепляла содержание исключительного права. Вместе с тем сопоставительный анализ норм специальных законов, регулирующих отдельные виды интеллектуальной собственности, позволял выявить общие свойства такого права. Исключительное право на интеллектуальный продукт — это, прежде всего, гарантированная законом юридическая возможность использовать интеллектуальный результат каким бы то ни было способом, и в какой бы то ни было форме[4].
В настоящее время ст. 1226 ГК РФ относит исключительное право к числу интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которыми в числе прочих являются произведения науки, литературы и искусства (в соответствии со статьей 1225 ГК РФ). Кроме того, законодателем прямо указано, что исключительное право является правом имущественным и входит в состав интеллектуальных прав наряду с личными неимущественными правами и иными правами, как то: право следования, право доступа и др. (в случаях предусмотренных ГК РФ).
В то же время интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами (ст. 1255 ГК РФ).
Автору произведения принадлежат следующие права:
1. исключительное право на произведение
2. право авторства
3. право автора на имя
4. право на неприкосновенность произведения
5. право на обнародование произведения.
В определенных случаях автору произведения также могут принадлежать следующие права:
1. право на вознаграждение за использование служебного произведения
2. право на отзыв
3. право следования
4. право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Как видно из перечня, предложенного законодателем, исключительное право на произведение стоит на первом месте, что определяется его важностью и значимостью[5].
Не совсем четкое определение понятия «исключительное право на произведение» можно сформулировать, проанализировав норму, закрепленную в пункте 1 статьи 1270 ГК РФ[6]. Исключительное право на произведение – это исключительное право, принадлежащее автору произведения или иному правообладателю, использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
Содержание исключительного права (в том числе на произведения) закреплено в ст. 1229 ГК РФ. В ней говорится о том, что правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение: правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на произведение любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования произведения в установленных договором пределах (лицензионный договор). Причем заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.
По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения (отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)).
Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование произведения (в том числе его использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование произведения лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
Исключительное право на произведение может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно: граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. Доходы от совместного использования произведения распределяются между соавторами поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Согласно ст. 1250 ГК РФ интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными ГК РФ, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
4) об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.
При нарушении исключительного права на произведение автор вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права:
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Исключительное право на произведение переходит по наследству. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.
На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионным договорам, а также на доходы, полученные от использования произведения, может быть обращено взыскание. Однако это не распространяется на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права.
На исключительное право, принадлежащее не самому автору, а другому лицу, и на право использования произведения, принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание.
Виды исключительных прав авторов произведений
К числу таковых относятся:
1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
Информация о работе Понятие и виды исключительных прав авторов произведений