Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа
В современном российском праве предусмотрены различные условия приобретения и отчуждения права собственности на ту или иную вещь (купля-продажа, рента, аренда с правом выкупа). К ним можно отнести и дарение.
Договор дарения был тщательно разработан учеными еще в римском праве, следовательно данный договор не является новым в гражданском законодательстве, но, несмотря на то, что договор дарения имеет давнее происхождение, проблемы, которые существовали еще в римском праве, сохранились по сегодняшний день и получили дальнейшее развитие. В этом и состоит актуальность данной темы.
Предмет дарения может выражаться в виде освобождения дарителем одаряемого от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед дарителем не должно нарушать правила ст. 415 ГК ("Прощение долга"). Освобождение одаряемого от имущественной обязанности посредством перевода дарителем на себя долга одаряемого перед третьим лицом должно осуществляться с соблюдением правил о переводе долга (ст. 381, 392 ГК). Освобождение одаряемого от имущественной обязанности посредством исполнения дарителем его обязанности осуществляется с соблюдением правил об исполнении обязанности за должника третьим лицом (п. 1 ст. 313 ГК).
В названных ситуациях на дарение распространяются правила, соответственно, об уступке требования, переводе долга, прощении долга, но это не означает тождественности этих сделок с договором дарения. Такой прием неоднократно используется ГК. Например, требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК). Но удержание как способ обеспечения исполнения обязательств не приравнивается к залогу.
Таким образом, если стороны оформили соглашение об уступке права требования, то на эту сделку не распространяются правила об отмене дарения, ограничении дара, отказе от исполнения и др. Но если стороны заключили договор о передаче в дар имущественного права требования дарителя к третьему лицу, то соблюдаются правила об объеме переходящего права, возражениях должника против требования нового кредитора, согласии должника в определенных случаях и др.
Если оформляется сделка прощения долга, то на нее не распространяются нормы, связанные с дарением. Но если стороны согласовали, что предметом договора дарения является дар в виде освобождения одаряемого от имущественной обязанности перед дарителем, то в этом случае необходимо учитывать, что не должны нарушаться права других лиц в отношении имущества дарителя.
Обещание подарить все свое имущество или часть имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно (п. 2 ст. 572 ГК).20 Следовательно, если будущий объект дарения можно конкретизировать, то такой консенсуальный договор дарения имеет юридическую силу.
При пожертвовании оговаривается условие об общеполезной цели использования дара. Общеполезная цель обязательно указывается при пожертвовании гражданину.
Общая польза предполагает неопределенное число лиц, которые могут пользоваться пожертвованием. Общеполезная цель может быть уточнена различными способами, например, деньги переводятся в благотворительный фонд на капитальный ремонт конкретной школы, или деньги, спортивное оборудование, инвентарь передаются префектуре города для содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.
В договоре дарения возможны условия о порядке передачи имущества, мерах по его сохранению или другие условия, не противные природе договора дарения. Если же даритель, отчуждая квартиру, поставил условие о предоставлении ему права проживания, то такое условие нарушает требование о безвозмездном характере договора. Следовательно, подобная сделка недействительна.
Консенсуальный
договор дарения может
2.4. Права и обязанности дарителя
Даритель обязан:
- передать вещь
или имущественное право
- оговорить
известные ему явные
Даритель (жертвователь или благотворитель) вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Даритель-жертвователь вправе отменить пожертвование: при использовании пожертвования не в соответствии с указанным назначением; при использовании пожертвования по другому назначению в изменившихся обстоятельствах без согласия жертвователя.
Даритель вправе отказаться от исполнения договора об обещании дарения, если:
а) после заключения
договора имущественное или семейное
положение или состояние здоров
б) одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения (п. 2 ст. 577, п. 1 ст. 578 ГК).
У дарителя не возникает права об отказе от исполнения договора дарения обычных подарков небольшой стоимости (ст. 579 ГК).
Одаряемый вправе отказаться от принятия дара в любое время до его передачи по консенсуальному договору дарения (п. 1 ст. 573 ГК). Отказ от дара совершается в той же форме, в которой заключен договор дарения.
Одаряемый-благополучатель вправе использовать пожертвованное имущество по другому назначению из-за изменившихся обстоятельств с согласия жертвователя; а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя - по решению суда.
Одаряемый обязан выполнить условие, поставленное при дарении в общеполезных целях. Юридическое лицо, принимающее пожертвование с определенным назначением, обязано вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Благотворительная организация-благополучатель обязана ежегодно представлять в регистрирующий орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения об использовании имущества и расходовании средств благотворительной организации. Если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, то благотворительные пожертвования в натуральной форме и не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должны быть использованы на благотворительные услуги в течение года с момента получения (п. 4 ст. 16 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").21
Даритель вправе отменить дарение по предусмотренным в законе основаниям (ст. 578, п. 5 ст. 582 ГК).22
Дарение отменяется, если одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя либо членов его семьи, близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения. Право требовать в суде отмены дарения переходит к наследникам дарителя в случае умышленного лишения жизни последнего одаряемым. Как видно, во внимание принимается нарушение только физической неприкосновенности (целостности). По русскому же законодательству дарение подлежало отмене, если со стороны одаренного в отношении к дарителю будет проявлена неблагодарность, в том числе клевета, явное непочтение.23
Очевидно, что
дарителя затрагивает любое умышленное
нарушение одаряемым его
Из текста п. 1 ст. 578 ГК можно сделать вывод, что для отмены дарения не требуется предварительного признания судом действий одаряемого в качестве правонарушения. Это противоречит презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ).
В связи с
этим желательно в будущем изложить
соответствующую норму
Одаряемый обязан обращаться надлежащим образом с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность. Поэтому даритель вправе требовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с такой вещью создает угрозу ее безвозмездной утраты. Например, часть писем и фотографий погибшего участника Отечественной войны из архива, переданного в дар его вдовой в краеведческий музей, были потеряны сотрудниками при смене экспозиции. Вдова имеет основание потребовать отмену дарения, поскольку ненадлежащее исполнение музеем обязанностей по сохранению экспонатов создает угрозу безвозвратной утраты всего архива.
В договоре дарения
может быть предусмотрено право
дарителя отменить дарение, если он переживет
одаряемого. Это основание отмены
дарения имеет место в
Независимо
от желания сторон дарение может
быть отменено по требованию заинтересованного
лица в судебном порядке, если дарение
было совершено индивидуальным предпринимателем
или юридическим лицом в
Отмена дарения влечет единственное последствие - возврат одаряемым сохранившейся в натуре вещи. Подлежат ли возврату поступления от дара (продукция, плоды, доходы)? По действующему правилу ст. 136 ГК поступления, полученные в результате использования вещи, принадлежат лицу (одаряемому), использующему имущество на законном основании (договор дарения), даже в случае отмены дарения. Более справедливо было бы указать в законе, что подлежат возврату также поступления от вещи с момента предъявления дарителем требования об отмене дара.
У дарителя не возникает права отмены дарения обычных подарков небольшой стоимости (ст. 579 ГК). Даритель отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого-гражданина вследствие недостатков подаренной вещи. Но при этом должно быть доказано, что недостатки вещи были неявные (скрытые); недостатки возникли до передачи вещи одаряемому; даритель был осведомлен о недостатках; даритель не предупредил одаряемого о недостатках. Поскольку в ст. 580 ГК не уточнены форма и степень вины дарителя, следовательно, вред возмещается вследствие как умысла, так и неосторожности дарителя.
Соответственно даритель не отвечает за вред, причиненный гражданину из-за явных недостатков вещи, и за вред, причиненный другим одаряемым вследствие любых недостатков вещи.
Возмещается вред по правилам гл. 59 ГК ("Обязательства вследствие причинения вреда"). Поэтому вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-одаряемого, подлежит возмещению по его выбору дарителем или изготовителем вещи. Одаряемый по консенсуальному договору дарения отвечает за реальный ущерб, причиненный отказом принять дар. Реальный ущерб может выражаться в расходах, которые понес даритель на транспортировку дара из другого города, на хранение и содержание дара до его передачи.
Есть основание предположить, что договор пожертвования не прекращается с передачей дара, если в договоре указано определенное назначение использования дара. В таком договоре исполнение состоит не только в передаче дара, но и в надлежащем исполнении порядка использования дара.
При таком подходе обоснованна реализация указанных в законе обязанностей одаряемого (использовать дар по обусловленному назначению, вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества для одаряемого - юридического лица, и спрашивать согласие жертвователя использовать имущество по новому назначению вследствие изменившихся обстоятельств) и права жертвователя требовать отмены пожертвования при ненадлежащем исполнении одаряемым соответствующих договорных обязанностей.
ГЛАВА III. ВИДЫ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ
Новый Гражданский Кодекс РФ предусматривает не только возможность заключения договоров, содержащих обещание дарения в будущем, но и подробно регулирует связанные с этим отношения. ГК РФ (гл. 32) содержит ряд специальных правил, предназначенных для регулирования договора обещания дарения и договора пожертвования. Договору обещания дарения характерны следующие признаки:
Обещание дарителя подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения признаются ничтожным.
Таким образом, к существенным условиям договора обещания дарения следует отнести: условия о ясно выраженном намерении дарителя совершить безвозмездную передачу одаряемому вещи, права или освободить его от обязанностей; условия о конкретном лице – одаряемом; указания на конкретный предмет дарения. Исключительно договору обещания дарения адресованы положения о правопреемстве по обязательству дарения. Как уже отмечалось, договор дарения, совершаемый путем передачи одаряемому имущества не порождает обязательственно-правовых отношений и в силу этого, исключается из сферы действия норм о правопреемстве по гражданско-правовым обязательствам.
Применительно же к обязательству, возникающему из договора обещания дарения ГК РФ (ст. 581), устанавливает два противоположных правила о правопреемстве в отношении прав одаряемого и обязанностей дарителя. Права одаряемого по договору обещания дарения не переходит к его наследникам (правопреемникам); и напротив, обязанности дарителя, обещавшего дарение, переходит к его наследникам (правопреемникам). Во избежание конкуренции с правилами о наследовании и в целях исключения возможности обхода норм наследственного права ГК РФ в императивной форме запрещает заключение договоров обещания дарения, предусматривающих передачу дара одаряемому после смерти дарителя и объявляет соответствующие договоры ничтожными. К такого рода дарению применяются правила гражданского законодательства о наследовании (п.3 ст.572 ГК РФ). Как верно замечает А.Л. Маковский, «слова ГК о том, что к такого рода дарению применяются правила… о наследовании», не означает, что договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, приравнивается к завещательным распоряжениям. Обещанный таким способом «дар» поступает в общую наследственную массу, и его дальнейшая судьба целиком определяется правилами гражданского законодательства о наследовании».24