Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:50, контрольная работа
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Понятие и структурные элементы конституционного строя России……..3
2. Политические основы конституционного строя РФ………………………7
2. Экономические основы конституционного строя РФ ………………….. ...14 4. Социальные и духовные основы конституционного строя РФ…………...17
Заключение………………………………………………………………………21 Список используемой литературы………………………………………..…..22
Введение………………………………………………………… |
|
1. Понятие и структурные элементы конституционного строя России……..3 | |
2. Политические основы конституционного строя РФ………………………7 | |
2. Экономические основы конституционного строя РФ ………………….. ...14 4. Социальные и духовные основы конституционного строя РФ…………...17 | |
Заключение…………………………………………………… |
|
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются. Понятие "основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Устанавливая экономические основы государственной власти, Конституция регулирует формы собственности, определяет статус каждой из этих форм, подчеркивая их равенство и право на защиту со стороны государства. Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
Каждое государство характеризуется определенными
чертами, в которых выражается его специфика.
Оно может быть демократическим или тоталитарным,
республикой или монархией и т.д. совокупность
таких черт позволяет говорить об определенной
форме, определенном способе организации
государства, или о государственном строе.
Этот строй, закрепленный конституцией
государства, становится его конституционным
строем. Таким образом, конституционный
строй - это определенная форма, определенный
способ организации государства, закрепленный
в его конституции. Первая глава Конституции
РФ, содержащая наиболее общие, отправные
положения, называется «Основы конституционного
строя». Понятие «Основы конституционного
строя» является новым в российском конституционном
праве. В юридической литературе нет единого,
общепризнанного определения конституционного
строя. Ограничение государственной власти
правом имеет одной из целей создание
оптимальных условий для функционирования
гражданского общества, являющегося неотъемлемым
атрибутом конституционного государства.
Между тем, если обратиться к Конституции
РФ, то она закрепляет не только организацию
государства, но и организацию гражданского
общества. Наличие конституционного
строя вытекает из народного суверенитета,
предполагает право населения самостоятельно
устанавливать форму организации жизни
на принадлежащей территории. Конституционный
строй - это система конституционных отношений,
закреплённых народом в Конституции РФ
и определяющих статус человека, форму
государства, его политический режим,
взаимоотношения между властями, положение
в мировом сообществе. В юридической
литературе не проводится чётких различий
между категориями «конституционный строй»
и «основы конституционного строя». Более
того, указанные понятия фактически признаются
тождественными с учётом круга общественных
отношений, образующих конституционный
строй, и его правового закрепления. Основы
конституционного строя включают в себя
не все общественные отношения, составляющие
суть конституционного строя, а лишь главные,
ключевые общественные отношения, составляющие
суть устройства общества и государства.
Основополагающие принципы организации
общества и государства образуют как бы
фундамент конституционного строя. Эти
нормы, содержащиеся в главе 1 Конституции
РФ, в научной литературе чаще всего именуются
нормами-принципами. Поскольку конституционный
строй РФ включает целую систему складывающихся
общественных отношений, в его закреплении
участвуют не отдельные правовые нормы
и даже не отдельные отрасли права и законодательства,
а все отрасли российского права и законодательства.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих
конституционный строй России, занимают
нормы Конституции РФ, поскольку Конституция
наделена высшей юридической силой и является
базой текущего законодательства. Среди
же норм Конституции определяющую роль
играют нормы, закрепляющие устои российского
конституционного строя, в которых выражается
его гуманная сущность, принадлежность
России к семье демократических стран.
Это нормы об основах конституционного
строя, которые характеризуют РФ как конституционное
государство. Иными словами, под основами
конституционного строя РФ понимаются
устои государства, его основные принципы,
которые призваны обеспечить Федерации
характер конституционного государства.
К основам конституционного строя, согласно
Конституции РФ, относятся прежде всего
основы, присущие каждому конституционному
государству. В их число входят демократизм,
выражающийся в народном суверенитете,
разделении властей, идеологическом и
политическом многообразии, в признании
и гарантировании местного самоуправления,
а также правовое государство, воплощением
которого и является конституционное
государство. Основу конституционного
государства составляют и признание им
человека, его прав и свобод высшей ценностью,
а также социальное рыночное хозяйство,
в рамках которого главным образом осуществляются
производство и распределение товаров
и благ. С этими основами неразрывно связаны
и такие основы конституционного строя,
как социальное государство, главной задачей
которого является претворение в жизнь
закрепленных правом принципов социального
равенства, и светское государство, дополняющее
принцип политического многообразия многообразием
духовным. К основам конституционного
строя, закрепленным Конституцией РФ,
относятся и федерализм, суверенность
Российского государства и республиканская
форма правления. Они не являются определяющими
для характеристики России как конституционного
государства. Ведь конституционные государства
- и республики в составе Российской Федерации,
хотя они не федеративные и не суверенные
государства. Многие конституционные
государства не являются и республиками
(например, Великобритания, Дания, Япония).
Включение федерализма, суверенности
и республиканской формой правления в
число основ конституционного строя Российской
Федерации вызвано стремлением законодателя
дать наиболее полную картину основных
черт, характеризующих российскую государственность.
Однако это не означает, что данные основы
никак не связаны с остальными принципами.
Наоборот, в условиях Российской Федерации
эти основы создают наиболее благоприятную
среду для реализации всех принципов российской
государственности. Каждый конституционный
принцип существует не сам по себе. Они
конституируют государство в совокупности
и поэтому должны рассматриваться только
во взаимосвязи. Конституционные принципы
могут дополнять и конкретизировать друг
друга, а, следовательно, все они находятся
во взаимозависимости. Особенности правового
регулирования основ конституционного
строя России закреплены в статье 16 Конституции
РФ. Первая особенность состоит в том,
что правовые нормы Конституции РФ не
могут противоречить основам конституционного
строя. Вторая особенность заключается
в том, что согласно ст. 135 Конституции,
если предложение о пересмотре главы 1
(как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя
пятыми голосов от общего числа членов
Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы, то в соответствии с федеральным
конституционным законом созывается Конституционное
Собрание. Конституционное Собрание либо
подтверждает неизменность Конституции
РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции
РФ, который принимается Конституционным
Собранием двумя третями голосов от общего
числа его членов или выносится на всенародное
голосование. Основы конституционного
строя Российской Федерации как конституционный
институт - это обладающие наивысшей юридической
силой, систематизированные нормы Конституции,
которые закрепляют базирующиеся на демократических
ценностях и идеалах политические, экономические,
социальные, идеологические устои российского
общества и государства. Имеются основания
для выделения и конституционно-правового
института основ конституционного строя,
который помимо норм главы 1 Конституции
включает в себя иные конституционные
нормы, а также нормы законов, других источников
конституционного права. Говоря иначе,
конституционно-правовой институт основ
конституционного строя содержит нормы
различной юридической силы, где нормы
Главы 1 Конституции выполняют учредительную
функцию, закрепляя устои общества и государства,
а остальные нормы - функцию конкретизации
соответствующих конституционных принципов.
Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции
по крупным рубрикам, то можно выделить
четыре главных составляющих: политические
основы конституционного строя; экономические
основы конституционного строя; социальные
и духовные основы конституционного строя.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ). В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 2004 года, входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации. Народ - единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему в соответствии с Конституцией власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Деидеологизировав общественный и государственный строй, Конституция РФ 2004 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В ст.13 п.5 установлено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства. Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В этой же статье непосредственно закреплен и другой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 2004 года в нашем конституционном законодательстве устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п.3 Конституции РФ). Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к конституционной новелле. Конституция РФ 2004 года закрепила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над национальным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, п.1 ст.17 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (п.2 ст.67). Составной частью российской правовой системы могут быть не всякие принципы и нормы международного права, а только те из них, которые являются общепризнанными и договорными, так как не все нормы международного права, действующие в настоящее время, признаются всеми государствами в качестве обязательных для себя. Тем не менее, в современном международном праве есть большое число норм, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве обязательных. Эти нормы и называются общепризнанными. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которому общепризнанными следует считать нормы универсального характера, закреплённые как письменно, так и «неписаные» правила, в соответствии с которыми согласуют свои действия все или большинство государств. К общепризнанным принципам международного права следует отнести лишь приведённые в Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций» от 24.10.1970 г. Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. К основам конституционного строя Российской Федерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, но и определяют его конституционный строй в целом. Статья 2 Конституции РФ 2004 года закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для государства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод. Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья 6 Конституции РФ устанавливает, что «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения». В статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ст.6 п.3 Конституции РФ). Данное положение дополняется установленными в ст. 61, 62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эти нормы не включены в содержание основ конституционного строя, но имеют принципиально важное значение для характера взаимоотношений между гражданином и государством. Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъектами Российской Федерации. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила правовые гарантии сохранения целостности России. Следует отметить, что равноправие субъектов Федерации не означает их равного статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации. Так, согласно ст. 5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п.4 Конституции РФ).
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4. СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается
социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека. Главная задача социального
государства - достижение такого общественного
прогресса, который основывается на закреплённых
правом принципах социальной справедливости,
всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство призвано помогать
слабым, влиять на распределение экономических
благ исходя из принципа справедливости,
чтобы обеспечить каждому достойное человека
существование. Социальное государство
стремиться обеспечить каждому своему
гражданину достойный человека прожиточный
минимум. При этом оно исходит из того,
что каждый взрослый должен иметь возможность
зарабатывать на себя и на содержание
своей семьи. Возможность человека зарабатывать
предполагает, прежде всего, наличие работы.
В социальном государстве, как правило,
закрепляется в связи с этим право на труд.
В Конституции РФ содержится лишь право
(ст. 37) «свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию». Личная ответственность
каждого за его собственное благополучие
неразрывно связано с семьей. Семья важнейший
компонент общества, связывающий его с
государством. Повышение социального
потенциала семьи, ее активности во всех
сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных
отношений - все это имеет непосредственное
отношение к социальному развитию страны,
к полному использованию ее возможностей.
Семья одинаково важна и для общества,
и для государства. Значит, семья, материнство,
отцовство, детство должны находиться
под защитой и общества, и государства,
как в правовом, так и в социальном плане.
Одной из важнейших целей социального
государства является сглаживание социального
неравенства, преодоление его крайних
форм. Разновидностью социального неравенства
является неравенство, связанное с утратой
дохода или средств к существованию из-за
болезни, инвалидности, старости, потери
кормильца, безработицы и т.п. Средством,
которое использует социальное государство,
чтобы противостоять этому, является социальное
обеспечение. Наиболее характерные черты
социального государства отражаются в
его социальной политике, которая в соответствии
с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека».
Социальная политика представляет собой
часть общей политики государства, которая
касается отношений между социальными
группами, между обществом в целом и его
членами, связанных с изменениями в социальной
структуре, ростом благосостояния граждан,
улучшением их жизни, удовлетворением
их материальных и духовных потребностей,
совершенствованием образа жизни. В п.2
ст. 7 указываются основные направления
социальной политики государства. «В Российской
Федерации охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты». К сфере установления социальных
основ общественного устройства следует
отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции
РФ, которая провозглашает человека, его
права и свободы высшей ценностью, а признание,
соблюдение и защиту прав и свобод человека
и гражданина признает обязанностью государства.
Статья 14 Конституции устанавливает, что
Российская Федерация - светское государство.
Светским государством считается такое
государство, в котором не существует
официальной, государственной религии
и ни одно из вероучений не признается
обязательным или предпочтительным. В
таком государстве религия, ее каноны
и догматы, а также религиозные объединения,
действующие в нем не вправе оказывать
влияния на государственный строй, на
деятельность государственных органов
и их должностных лиц, на систему государственного
образования и другие сферы деятельности
государства. Светский характер государства
обеспечивается, как правило, отделением
церкви (религиозных объединений) от государства
и светским характером государственного
образования (отделением школы от церкви)
Никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом. Касаясь
взаимоотношений государства и религиозных
объединений, закон устанавливает, что
государство не вмешивается в определение
гражданином своего отношения к религиозной
принадлежности, в воспитание детей родителями,
в соответствии со своими убеждениями
и с учётом права ребёнка на свободу совести
и свободу вероисповедания. Государство
не возлагает на религиозные объединения
выполнение функций государственной власти,
других государственных органов, государственных
учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных
объединений, если она не противоречит
закону; обеспечивает светский характер
образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях. Должностные
лица органов государственной власти,
органов местного самоуправления, а также
военнослужащие не вправе использовать
своё служебное положение для формирования
того или иного отношения к религии. В
свою очередь, и религиозные объединения
в соответствии с конституционными принципами
создаются и осуществляют свою деятельность
независимо от государства - в соответствии
со своей собственной иерархической институционной
структурой, выбирают, назначают свой
персонал согласно своим собственным
установлениям, при этом условия труда
и его оплата устанавливаются в соответствии
с законодательством РФ трудовым договором
(контрактом). По закону религиозные объединения
не выполняют функций органов государственной
власти и органов местного самоуправления;
не участвуют в выборах в органы государственной
власти и в органы местного самоуправления;
не участвуют в деятельности политических
партий и политических движений, не оказывают
им материальную помощь. Но это вовсе не
означает, что священнослужители не могут
избираться в органы государственной
власти и местного самоуправления. Могут,
но их кандидаты выдвигаются не от религиозных
объединений и не в качестве представителей
соответствующей церкви. Согласно закону
религиозным объединением в РФ признаётся
добровольное объединение граждан РФ,
иных лиц, постоянно и на законных основаниях,
проживающих на территории РФ, образованное
в целях совместного исповедания и распространения
веры и обладающее соответствующими этой
цели признаками: вероисповедание; совершение
богослужений, других религиозных обрядов
и церемоний; обучение религии и религиозное
воспитание своих последователей. Религиозные
объединения могут создаваться в форме
религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозные группы - это религиозные
объединения, осуществляющие деятельность
без государственной регистрации и приобретения
правоспособности юридического лица,
т.е. организационно-правовые формы малых
религиозных общин. Помещение и необходимое
для деятельности религиозной группы
имущество предоставляется в пользование
группы её участниками. В отличие от них
религиозные организации - религиозные
объединения, зарегистрированные в качестве
юридических лиц. Религиозные организации
могут быть ликвидированы по решению их
учредителей или органа, уполномоченного
на то уставом религиозной организации,
а также по решению суда в случае неоднократных
или грубых нарушений норм Конституции
РФ, федеральных законов либо в случае
систематического осуществления религиозной
организацией деятельности, противоречащей
целям её создания.
Информация о работе Понятие и структурные элементы конституционного строя России