Понятие и роль конкуренции в коммерческом праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

Описание конкуренции применительно к коммерческому праву. кратко и емкоЦелью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции______________________________4
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции___________________4
1.2. Функции конкуренции_________________________________________5
1.3. Виды конкуренции___________________________________________7
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции_____7
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция_____________________________8
2.2. Монополистическая конкуренция_______________________________9
2.3. Олигополия_________________________________________________9
Заключение______________________________________________________11
Список использованной литературы_________________________________12

Работа содержит 1 файл

реферат Понятие и роль конкуренции в торговом обороте.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

По степени  свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода  от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом. 

Глава 2. Модели рынков совершенной  и несовершенной  конкуренции. 

Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.  

По степени  развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка: 

2.1. Совершенная (чистая) конкуренция.

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции. 

Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. 

Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке. 

Позитивные  явления конкуренции:

1.  снижение  издержек;

2.  быстрое  внедрение НТП;

3.  гибкое  приспособление к спросу;

4.   высокое качество продукции;

5.  препятствует  завышению цен. 

Негативные  явления конкуренции:

1.  разорение  многих субъектов рыночной экономики;

2. анархия и кризис производства;

3. чрезмерная  эксплуатация ресурсов;

4.  неблагоприятное  влияние на экологию.

Недостатки  рынка совершенной конкуренции:

1. в  долгосрочном периоде отсутствует  экономическая прибыль, как главный  источник НТП;

2.способствует  унификации и стандартизации  продукта, что не отвечает требованиям  современного покупателя;

3. не  может распространяться на производство  общественных благ;

4. вытесняется  монополиями и олигополистическими  структурами. 

2.2. Монополистическая конкуренция. 

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.  

Основные  характеристики монополистической  конкуренции:

1. относительно  большое число некрупных (мелких) фирм;

2. эти  фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. сохраняются  возможности относительно легкого  вступления в отрасль новых  производителей.  

Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. 

Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. 

Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство. 

2.3. Олигополия. 

Олигополия  – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.  

Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей –  продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену. 

Характерная особенность олигополистического  рынка – взаимосвязь фирм: любой  из олигополистов находится под  существенным воздействием поведения  остальных фирм и вынужден учитывать  эту зависимость. 

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются. 

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую  политику в отрасли. Другие подчиняются  ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции  – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще. 

Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии  контролировать два основных параметра  своей деятельности – цену и объем  выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. 

Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции. 

Даже  в Соединенных Штатах, где в  течение XX века отмечен самый высокий  рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития. 

Можно назвать очень немногие области  экономики, которые сегодня в  состоянии противостоять влиянию  конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить  себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы. 

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Базылев  Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006. 

2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2008. 

3. Кураков  Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической  теории - М.: Гелиос АРВ, 2005. 

4. Макконелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2006. 

5. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006. 

6. Юданов А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001. 

7. Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005.

Информация о работе Понятие и роль конкуренции в коммерческом праве