Понятие и процессуальный порядок избрания мер пресечения в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со своим назначением, задачи исследования заключались в следующем:
- анализ применения мер уголовно-процессуального пресечения, его цели и задачи;
- определение понятия уголовно-процессуального нарушения, связанного с мерами пресечения и уголовно-процессуальной ответственности и их места в законодательстве РФ;
- определение места мер пресечения в системе уголовно-процессуального принуждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие мер пресечения в уголовном процессе…………………....5
Глава 2. Основания и условия применения мер……………………………….9
Глава 3. Виды мер пресечения…………………………………………………16
Глава 4. Судебный контроль за законностью и обоснованностью ареста и продления его срока……………………………………………………………26
Глава 5. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения……………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

процесс.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

      - необходимо, чтобы мотивом для избрания данной меры пресечения было: предотвращение возможности скрыться от следствия или суда; предотвращение возможности совершить новое преступление; предотвращение возможности воспрепятствовать производству расследования и судебного разбирательства по делу.

      Должна  учитываться тяжесть совершенного преступления и иные обстоятельства, предусмотренные ст.99 УПК.

      Заключение  под стражу избирается тогда, когда  иные меры пресечения не могут обеспечить надлежащее участие обвиняемого (подозреваемого) в расследовании уголовного дела и судопроизводстве, когда невозможно применение иной, более мягкой меры пресечения. Об этом свидетельствуют нарушения ранее избранных мер пресечения, наличие рецидива, отсутствие постоянного места жительства и т.д.16

      Мера  пресечения - заключение под стражу избирается по судебному решению. Пределы  полномочий судьи ограничены разрешением  ходатайства о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу. Судья  не проводит непосредственное исследование доказательств и не рассматривает дело по существу. Свидетели не вызываются и не допрашиваются. Судья рассматривает обстоятельства дела, на которых основано ходатайство о заключении под стражу, и выносит постановление17.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  на судебных стадиях производства по делу суд может избрать заключение под стражу в качестве меры пресечения подсудимому по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе. Основания для избрания этой меры пресечения в суде те же, что и на досудебных стадиях процесса. Дополнительным основанием является обеспечение исполнения приговора. Избирая указанную меру пресечения в суде, судья единолично выносит постановление, а коллегиальный состав суда определение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 4. Судебный контроль за законностью и обоснованностью ареста и продления его срока

    Важной  гарантией законности и обоснованности применения меры пресечения в виде заключения под стражу является предусмотренное  ст. 220.1 и 220.2 УПК право обвиняемого (подозреваемого) обжаловать решение о применении ареста или продлении срока содержания под стражей в суд.

    В случае применения к обвиняемому  меры пресечения в виде заключения под стражу следователь обязан разъяснить ему его право на обжалование  ареста в суд. Обвиняемый может подать жалобу на применение данной меры пресечения как непосредственно через следователя, так и через администрацию места предварительного заключения.

    Согласно  ст. 220.1 УПК, жалобы на применение следователем заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление срока содержания под стражей приносятся в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем непосредственно либо через следователя.

    Лицо, производящее дознание, следователь  и прокурор обязаны в течение 24 часов направить в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность применения, заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, а при необходимости и свои объяснения. Если жалоба была принесена через администрацию места содержания под стражей, прокурор обязан направить в суд указанные материалы и объяснения в течение 24 часов с момента получения от администрации места содержания под стражей уведомления о подаче соответствующим лицом жалобы.18

    Принесение  жалобы впредь до ее разрешения не приостанавливает действия постановления о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения и не влечет освобождения лица из-под стражи, если это не найдет нужным сделать лицо, производящее дознание, следователь или прокурор. К материалам, подтверждающим законность и обоснованность заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, относятся, в частности, надлежаще заверенные копии:

    а) постановления о возбуждении  уголовного дела;

    б) протокола задержания подозреваемого;

    в) постановления о привлечении  в качестве обвиняемого;

    г) постановления о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей;

    д) протоколов допроса подозреваемого и обвиняемого;

    е) сведений о личности подозреваемого или обвиняемого;

    ж) документов, содержащих другие данные

    Проверка  законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей должна быть выполнена  судьей в срок не более трех суток  со дня получения материалов, подтверждающих законность и обоснованность заключения под стражу.

    При поступлении жалобы в суде заводится  производство, к которому приобщаются:

  1. жалоба;
  2. представленные сторонами материалы;
  3. данные о подготовке заседания;
  4. постановление судьи о результатах рассмотрения жалобы;
  5. иные документы, не являющиеся материалами уголовного дела.

    Судья проверяет законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей не позднее 3 суток  со дня получения материалов, подтверждающих законность и обоснованность заключения под стражу в качестве меры пресечения.

    Соответствующая судебная проверка производится в закрытом судебном заседании с участием прокурора, защитника, если он участвует в деле, а также законного представителя  лица, содержащегося под стражей. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о дне рассмотрения жалоб, не является препятствием для судебной проверки.

    Процедура судебной проверки четко определена законом. В результате такой проверки судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении лица из-под стражи; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. Постановление судьи должно быть мотивированным. Это постановление обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит (п. 3 ст. 331 УПК). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 5. Процессуальный порядок  применения, изменения  и отмены мер пресечения.

    По  общему правилу, вопрос о применении меры пресечения решается после привлечения  лица в качестве обвиняемого. Правильное избрание меры пресечения имеет важное значение для обеспечения надлежащего поведения обвиняемого.

    При наличии достаточных оснований  полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия  или суда, воспрепятствует установлению истины по делу или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора, лицо, производящее дознание, следователь или судья выносит мотивированное постановление, а суд — мотивированное определение.

    Этот  документ должен содержать указание на преступление, в котором подозревается  или обвиняется конкретное лицо, и  основание для избрания примененной  меры пресечения. Постановление или  определение объявляются лицу, в  отношении которого оно вынесено, под расписку и одновременно ему разъясняется порядок обжалования применения меры пресечения.

    Копия постановления или определения  о применении меры пресечения немедленно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.

    В тех случаях, когда на применение меры пресечения требуется санкция  прокурора, лицо, производящее дознание, или следователь обязаны получить соответствующую санкцию, которая оформляется в виде резолюции прокурора на постановлении, скрепляемой его подписью и печатью.19

    Копия постановления о применении меры пресечения, подлежащей исполнению соответствующими органами или должностными лицами, направляется этим органам или лицам. Так, постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу направляется для исполнения администрации места предварительного заключения.20

    В случае необходимости продления  срока содержания обвиняемого под стражей следователь или лицо, производящее дознание, обязаны вынести постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного заключения и заблаговременно представить его прокурору, правомочному продлевать срок содержания под стражей.

    В таком постановлении указываются  даты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, заключения лица под стражу, подробные сведения о  личности обвиняемого, сущность предъявленного обвинения, доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого в совершении преступления, положение с расследованием дела на момент возбуждения ходатайства, причины задержки с расследованием дела и меры, принятые для его быстрейшего окончания, следственные действия, которые необходимо произвести, и время, требующееся для их производства.

    При наличии к тому достаточных оснований  мера пресечения может быть изменена на более строгую или на более  мягкую мотивированным постановлением (определением) лица или органа, в  производстве которого находится уголовное  дело.

      Таким образом, в случае, когда основания для применения пресечения отсутствуют, она подлежит безусловной отмене мотивированным постановлением (определением). Так, при прекращении уголовного дела мера пресечения во всех случаях отменяется. 
 
 
 
 

    Заключение

     Мерами  уголовно-процессуального принуждения называются предусмотренные УПК решения и действия дознавателя, следователя, прокурора, суда (судьи), которые принимаются и совершаются в отношении подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и других участников уголовно-процессуальных отношений в целях обеспечения процесса доказывания по уголовному делу, гражданскому иску и осуществления функций уголовного преследования и справедливого разрешения уголовного дела. Они выражаются в лишении или ограничении личной свободы, временном лишении должности, ограничении права собственности, угрозе имущественных потерь и иных лишениях и правоограничениях.

     Из  приведенной дефиниции могут  быть выделены следующие признаки.

     1. Меры уголовно-процессуального принуждения, по общему правилу, применяются тем органом или должностным лицом, в производстве которого уголовное дело находится в данный момент,— дознавателем, следователем, прокурором или судом. Сказанное означает, что такие меры применяются на всем протяжении уголовного судопроизводства. Исключение составляют лишь стадия возбуждения уголовного дела, когда арсенал следственных действий еще не включен вообще, а также стадия исполнения приговора, когда этот арсенал уже выведен из сферы применения.

     2. Меры уголовно-процессуального принуждения применяются не только в отношении лиц, которые подвергаются уголовному преследованию (подозреваемый, обвиняемый), но и в отношении других участников уголовного судопроизводства. Например, при неявке без уважительных причин приводу могут быть подвергнуты как подозреваемый и обвиняемый, так и другие участники уголовного судопроизводства (статья 113 УПК), а арест на имущество может быть наложен даже в том случае, когда оно находится у любого лица, если, конечно, есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.

     3. Содержанием мер уголовно-процессуального  принуждения являются: лишение личной  свободы, которое составляет суть  задержания по подозрению в  преступлении и меры пресечения в виде заключения под стражу; ограничение личной свободы, которое имеет место, например, при применении меры пресечения в виде подписки о невыезде; ограничение права собственности, которое имеет место при наложении ареста на имущество; угроза значительной имущественной потери, которая образует суть меры пресечения в виде залога; временное лишение должности, которое имеет место при приме- нении временного отстранения от нее; иные лишения и правоограничения (например, доставление в правоохранительный орган лица вопреки его воле, которое является содержанием привода, денежное взыскание, означающее причинение убытков, особый режим военной службы, который применяется при избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части).

     4. Меры уголовно-процессуального принуждения применяются в целях обеспечения функций уголовного преследования и разрешения дела по существу, а также в целях собирания доказательств и обеспечения гражданского иска по уголовному делу. Так, задержание подозреваемого и применение меры пресечения призваны обеспечить функции уголовного преследования и разрешения дела; привод свидетеля или потерпевшего — собирание доказательств в виде показаний на- званных участников уголовного судопроизводства, а наложение ареста на имущество — гражданский иск, предъявленный по уголовному делу.

Информация о работе Понятие и процессуальный порядок избрания мер пресечения в уголовном процессе