Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:18, реферат
Цель работы состоит в том, чтобы понять, что такое суверенитет и каковы его проблемы.
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
дать определение понятию суверенитета;
дать характеристику разновидностям суверенитета;
выявить проблемы суверенитета;
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
изучение научной литературы;
анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.
В соответствии с поставленной целью и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Министерство
образования Российской
Федерации
Предмет:
Основы теорий международных
отношений
Понятие
и проблема суверенитета
2010г.
Содержание
Актуальность. Отношения, характеризуемые понятием «суверенитет», в настоящее время подвергаются критическому анализу со стороны юристов, дипломатов, политологов, с точки зрения их эффективности для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также для целей управления обществом. Процессы глобализации и регионализации вызвали очевидные трансформации как мировой политической системы в целом, так и внутригосударственных общественных отношений, в связи, с чем встал вопрос об актуальности понятия суверенитета как такого, поскольку последствия глобализации и регионализации подвергают сомнению всю существующую систему национальных государств, на которой построены международные отношения и существующие международные организации.
В условиях активизации процессов самоопределения народов, направленных на защиту собственного культурного и языкового пространства, государственная политика в области обеспечения актуальной задачи сохранения единства Российской Федерации и гарантий самостоятельности при определении внутренней и внешней политики, сталкивается с отсутствием достаточной теоретической базы для создания конституционно-правовых механизмов повышения экономических гарантий развития регионов России и защиты традиционного уклада жизни малочисленных народов.
Следует отметить, что в юридической науке понятие суверенитета переживает определенный терминологический кризис, который поставил вопрос об актуальности данного понятия. Он состоит в том, что суть, вкладываемая юридической наукой в это понятие, входит в противоречие с его современным фактическим правовым содержанием. Такое несоответствие в некоторой степени предопределено тем, что содержание данного понятия не ограничивается правовыми явлениями.
Вследствие многомерности явлений, характеризуемых понятием «суверенитет», в течение длительного периода в конституционно-правовой науке принято рассматривать суверенитет в трех аспектах: «государственный суверенитет», «народный суверенитет» и «национальный суверенитет». Каждая разновидность суверенитета, с одной стороны, имеет свои специфические особенности, с другой стороны находятся в тесной взаимосвязи.
Цель работы состоит в том, чтобы понять, что такое суверенитет и каковы его проблемы.
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
В соответствии с поставленной целью и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций).1
Суверенитет является одним из важнейших свойств, неотъемлемых качеств государства. Он характеризует государство со стороны его политической независимости и самостоятельности. Значение суверенитета определяется тем, что в нем выражается высшая воля, неограниченная власть государства, обладающего всеми необходимыми правами как внутри, так и вне границ. В принципе государств без суверенитета не существует. Если то или иное образование утрачивает суверенитет, оно перестает быть государством как таковым и может быть отнесено к разряду государственноподобных образований или даже административных единиц.
Все сказанное может быть выражено определением: суверенитет государства – это такое общее свойство государства, в силу которого оно осуществляет самостоятельную и верховную власть внутри своих границ и является независимым на международной арене. Соответственно, внутренняя сторона суверенитета характеризует государство с точки зрения его полновластия в осуществлении своих функций. Известно, что не имеет смысла постановка вопроса о «внутренней независимости» государственной власти, поскольку она полностью зависит от своего носителя (народа), который наделяет ее лишь относительной самостоятельностью. В этих пределах, т.е. выполняя волю своего носителя, государственная власть обладает верховенством, ее акты являются непререкаемыми, носят, безусловно, обязательный характер в границах всей территории государства. Что же касается внешнего проявления суверенитета, то оно предполагает полную независимость государства во внешнеполитических отношениях.
Конечно, суверенитет нельзя признать таким свойством государства, которое ставит государственную власть над системой правового регулирования общественных отношений и правового статуса личности. Неотчуждаемость и неделимость суверенитета говорит лишь о невозможности лишения его носителя независимости от иных форм властей, права на определение своей судьбы без его воли. Как свойство государственной власти, суверенитет представляет собой, по выражению Э.Л. Кузьмина, «вполне осязаемое качество, реально проявляющее себя в наборе прав, возможностей, и гарантий, обеспечивающих в обществе именно государству особый, уникальный статус по сравнению с другими политическими институтами, равно как и в международном сообществе». 2
Государственный
суверенитет – это политико-
Именно суверенитет государства является высшей юридической формой воплощения полновластия народа, суверенности наций, верховенства государственной власти в границах территории России (тем самым он охватывает все стороны организации государства – население, власть, территорию).
Особый интерес к теме государственного суверенитета возник в юридической науке, политической практике в связи с попытками реформирования Советского Союза, а затем и в связи с образованием не его территории независимых государств. Под влиянием различных обстоятельств на некоторое время категория «государственный суверенитет» утратила строгий смысл, особенно в практике государственного строительства. Однако к настоящему времени обозначенная тенденция в значительной степени угасла, и наукой конституционного права предпринято немало усилий для формирования обновленной, основанной на закрепленных Конституцией РФ принципах, теории государственного суверенитета.
Категория государственного суверенитета не является сугубо научным феноменом. Суверенитет есть основа конституционного строя, которая закрепляется в конституционном законодательстве, т.е. входит в предмет регулирования конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли российского права. В то же время свести конституционно-правовые нормы, закрепляющие государственный суверенитет, в отдельную подсистему норм в рамках структуры отрасли конституционного права представляется невозможным. Будучи формально закреплен лишь в ч. 1 ст. 4 Конституции РФ, суверенитет Российского государства фактически реализован в нормах, структурно входящих в состав многих институтов конституционного права (федеративного устройства, наименования государства, гражданства, общественных объединений, органов государственной власти, др.).
Изложенные обстоятельства позволяют рассматривать государственный суверенитет в качестве ключевой, несущей конструкции конституционного права в целом.
Концепция народного суверенитета основана на признании народа носителем суверенитета и единственным источником власти в обществе и государстве. Формирование концепции народного суверенитета было связано со становлением Вестфальской системы и развитием «восходящих» теорий. «Восходящие» теории предвосхитили рождение идеи нации-народа. Идея «восхождения» легитимности от народа имела древние истоки, связанные с республиканской традицией античности, а также средневековыми феодальными республиками. «Восходящие» теории перенесли источник суверенитета с персонифицированного суверена-монарха или суверена-церкви на суверен-народ, сохранив его свойства: единство, неделимость, верховенство, неограниченность и неотчуждаемость. Окончательная кристаллизация идеи народного суверенитета связана с германским романтизмом и ранним гегельянством.
Народный
суверенитет закреплен в
Исходя из анализа статей Конституции РФ, можно сделать вывод, что в ней термин «народ» употребляется в двух основных значениях:
Понимание термина «народ» как единого субъекта народовластия и правотворчества нашло свое отражение в конституционной юстиции, в частности в позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации»5
Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.
Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.
Суверенные права Российской Федерации имеют общесоциальное назначение и могут рассматриваться как сбалансированная коллективная форма осуществления индивидуальных прав граждан.
Следует учитывать, что свою власть государство получает не непосредственно от индивидов, а от общности граждан, проживающих на данной территории, образующих устойчивое и духовно связное социальное образование – народ. Являясь генетической предпосылкой суверенных прав государства, права индивидов в области публичной власти переплавляются в особый политико-правовой субстрат – народный суверенитет. Это позволяет