Понятие гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – определить понятие гражданства, рассмотреть основные принципы российского гражданства как института гражданства в целом, а также основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
Изучить литературу и нормативно – правовые акты по данной теме
Рассмотреть понятие гражданства и его принципы;
Рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;
В заключении сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие гражданства РФ………………………………………….4
Развитие законодательства о гражданстве РФ……………………...8
Принципы гражданства РФ………………………………………….12
Глава 2. Основания и порядок приобретения и прекращения
гражданства………………………………………………………………….20
2.1. Порядок приобретения гражданства РФ……………………………20
2.2. Прекращение гражданства РФ………………………………………29
2.3. Порядок изменения гражданства детей…………………………….31
2.4. Порядок решения дел о гражданстве……………………………….34
Заключение………………………………………………………………….36
Библиография……………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (гражданство РФ.doc

— 198.50 Кб (Скачать)
lign="justify">      г) сельские обыватели;

      2) инородцы;

          3) финляндские обыватели.

      Кроме того, четыре группы природных подданных  законодательство делило на лиц податного  и неподатного состояния. Лица неподатного  состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях. Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.

      В нем провозглашалось, что все  существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики. 1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

      Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

      С образованием Союза ССР было установлено  гражданство СССР. В ст. 7, Конституции  СССР 1924 года закреплялось единое союзное  гражданство для граждан союзных  республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик.

      Положение регламентировало вопрос о гражданстве  детей в случае изменения гражданства  родителей. Новое Положение о  гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него. Это было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года. Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство, этой республики. В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.

      Согласно  Положению 1931 года, иностранные граждане рабочие и крестьяне, проживающие  в пределах СССР, для трудовых занятий, пользовались всеми политическими  правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:

      а) иностранцев рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для  трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического  убежища вследствие преследования их за революционно – освободительную деятельность;

      б) лиц, меняющих гражданство в связи  со вступлением в брак. В этих  случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР.

      Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства.

      19 августа 1938 г. был принят Закон  о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений.         Он установил, что гражданами СССР являются: 
          а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; 

      б) лица, которые приобрели советское  гражданство в установленном  законом порядке. Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в  СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое  изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении.

      Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Согласно данной Конституции все вопросы гражданства входили в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

      1 декабря 1978 г. был принят новый  Закон о гражданстве СССР. Закон  по – иному сформулировал условие  принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант. Исходным началом  признавалось состояние в гражданстве на день вступления в силу настоящего Закона. Перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 года был принят Закон о гражданстве СССР. В нем появились разделы об органах, принимающих решение по вопросам гражданства; об исполнении и обжаловании решений. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства перешли к Президенту СССР.

        Принятый в 1991 году Закон о  гражданстве РФ обстоятельно  урегулировал все отношения, связанные  с российским гражданством.8  
 

1.2. Принципы гражданства  РФ 
 

      В общих чертах принципы гражданства  характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала. В правовой литературе до принятия Конституции СССР 1936 г. и Закона о гражданстве СССР 1938 г. специального внимания разработке построения системы принципов гражданства не уделялось. В появлявшихся научных работах того времени они рассматривались авторами в качестве основ правового положения человека в социалистическом государстве, т.е. анализ содержания принципов гражданства сводился главным образом к их социально – классовому аспекту.

      Комплексное изучение принципов гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия. Первые попытки проведения таких исследований были предприняты Д.Л. Златопольским и С.И. Русиновой, которые рассматривали проблемы национально – государственного устройства в тесной связи с вопросами института гражданства, соотношении его принципов с государственным суверенитетом.

        Из научных работ этого периода особо следует отметить книгу И.П. Ильинского и Б.В. Щетинина «Государственное право стран народной демократии». В ней была предпринята попытка не только выявить и охарактеризовать принципы гражданства, но и классифицировать их. Один из авторов этого исследования, Б.В. Щетинин, подразделил принципы гражданства на две группы – политические и юридические, хотя и без четкого определения состава каждой группы. Аналогичную классификацию, но с некоторыми дополнениями можно встретить и в книге И.Е. Фарбера.9

      Конституция Российской Федерации и Закон  о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют существенные черты отношений гражданства. Среди них можно выделить следующие:

    1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.10

      Ч. 1 ст. 4 устанавливает запрет включения  в нормы о гражданстве РФ положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный запрет вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Аналогичный запрет устанавливают и нормы международного права. 11

    1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
    2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.12

                В ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ» закреплены принципы единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Упомянутый принцип является одним из основ национально – государственного устройства РФ, в состав которой в качестве субъектов Федерации входит двадцать одна республика. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства.

      Равенство гражданства подразумевает, что  все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей – россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ. Равные права и обязанности имеют граждане, проживающие в различных субъектах страны, причем объем таких прав и обязанностей не зависит от времени приобретения гражданства.13

    1. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер.

      Во-первых, это выражается в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона лицо без гражданства – это  лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. В то же время ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных российским законодательством или международным договором РФ.

      В п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве закреплено, что Россия поощряет приобретение гражданства  Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 12 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лица без гражданства, является ее гражданином. Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого право никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемило бы его свободу.14

    1. Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких – либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.15

        Принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом, регламентирован п. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ». Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не повлечет автоматического прекращения его гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

      Принцип обусловлен правом гражданина России, установленным ст. 27 Конституции РФ, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться обратно.

      Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (ст. 7) гарантирует своим гражданам, находящимся за границей, покровительство и защиту. На граждан РФ, проживающих на территории иностранных государств, распространяются те же права и обязанности, что и на граждан РФ, проживающих на территории России.16

    1. Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его.

        Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином, какой бы то ни было противоправной деятельности, к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.17

Информация о работе Понятие гражданства РФ